" />

Скатертью дорога: мастер-класс для жителей Краснодара, на улицах которого идет большой ремонт

Скатертью дорога: мастер-класс для жителей Краснодара, на улицах которого идет большой ремонт
Если в городе идет большая работа, жители автоматически становятся практически экспертами в этой теме. Так, при ремонте дорог тоже многое становится знакомым: чем асфальтоукладчик отличается от фрезы, сколько слоев асфальта укладывают, что происходит перед укладкой асфальта. Однако некоторых нюансов без объяснений специалиста и при очень большом ремонте дорог не узнаешь. Предлагаем, как говорится, погрузиться в тему: в этом году ремонт проходит на 64 участках городских улиц (это только по программе «Безопасные и качественные дороги»).

Участки зачастую достаточно продолжительные для внутригородских магистралей — по два-три километра, а такой длины могут быть улицы от начала до конца. После практически мастер-класса, который провел для «ВК» на улице Северной главный специалист отдела строительного контроля по объектам ремонта дорожного фонда Михаил Кокоуров, вы сможете без труда определить вид работ, происходящих в настоящее время, и узнать, что еще впереди; прикинуть, сколько бригад будет трудиться на участке: определить, насколько новая технология используется при работе с люками подземных коммуникаций на проезжей части: просчитать, куда направится вода с дороги при дождях и ливнях. Экспертным взглядом оцените меры, принятые для удобства передвижения людей с ограниченными возможностями. Раз уж мы становимся соучастниками процесса, давайте сделаем это со знанием дела!

Северная — не окраина

Да, улица Северная — это северная граница исторической части города. Сейчас это далеко не окраина, и ее ремонт — знаковое событие для города. В этом году в порядок приведен участок от Тургенева до Трубилина: это более двух километров.

Стоимость ремонта по смете — почти 73 миллиона рублей. Все началось 6 июля. Скажем в общем о проведенных работах — что здесь уже сделано: прошла замена дорожного покрытия и бордюров, закончено асфальтирование въездов во дворы и ремонт тротуаров. Установлены дорожные знаки, тактильные указатели для маломобильных граждан, Г-образные опоры.

— При ремонте произошло расширение дороги?

— Нет, такие работы не проводились. Возможно, впечатление, что дорога стала шире, складывается потому, что еще нет разметки. Разметку нанесут — и все окажется на своих местах.

Виды работ

Разные виды работ выполняют разные специалисты. Так, три бригады занимались устройством основания под укладку асфальта на тротуарах и въездах во дворы, одна — их асфальтированием. Отдельная бригада отвечала за фрезерование проезжей части, еще одна — за планировку зеленых зон. Поверхность газонов и цветников была завышена, они нависали над проезжей частью — грунт снимали, уровень почвы выравнивали. Газоны теперь не выше, чем бордюры, и с каждым дождем на дорогу не будет попадать размытая почва. Две бригады — одна днем, одна ночью — занимались установкой плит и поднимали горловины колодцев. Ливневки, если они не на проезжей части, закрывали пластиковыми решетками, на проезжей части — металлическими. Одна бригада устанавливала дорожные знаки, еще одна — столбики и перильное ограждение. И отдельная бригада занималась устройством покрытия на проезжей части, то есть асфальтированием. В общей сложности было задействовано 13 бригад. Буквально за месяц улица просто преобразилась — хотя по контракту на работы отведено полгода.

Как возможен такой быстрый ремонт? Хороший, сильный подрядчик может работать быстро и без проблем, пояснил Михаил Кокоуров. И это еще при том, что движение перекрывалось лишь частично. И поэтому на вопрос, были ли какие-то сложности при ремонте, получаем ответ: основная сложность — высокий трафик автотранспорта. Все остальное сложностей у подрядчика не вызывало. Как отметил Михаил, ООО «Дортранссервис» одна из лучших организаций в Краснодаре.

Что делают с люками

На дороге установлены новые люки и их крышки. А вот здесь начнем углубляться в подробности: как сейчас работают с люками на проезжей части?

На Северной установлены плиты ПД-6. Это бетонные плиты, или, если взять определение из справочников, «железобетонный элемент конструкции круглых подземных колодцев, на который опирается люк смотрового колодца, расположенный на проезжей части». То есть колодцы не просто асфальтируются вокруг, а сначала устанавливается армированная плита из бетона высокой прочности с отверстием под диаметр люка, а уже сверху — асфальт. Люк не будет проседать, вокруг него не образуется никакого углубления. Спрашиваем нашего эксперта — такая технология сейчас используется повсеместно? Нет, не на всех участках — только там, где есть возможность. Характеристики такого способа очень хорошие. Но на других дорогах вокруг люка может быть и просто бетонное кольцо.

Разный асфальт

Это стало заметно только после рассказа специалиста: оказывается, на тротуарах и подъездах к домам — один вид асфальта, на дороге — другой.

На проезжей части дорожники сначала фрезеровали (снимали) семь сантиметров старого покрытия, затем укладывали щебеночно-мастичный асфальтобетон. Есть свои усиления: на перекрестках, у остановок — там, где нагрузка больше, поскольку транспорт будет не просто проезжать, а тормозить, останавливаться, — фрезеруется 11 сантиметров.

Общая площадь свежего щебеночно-мастичного асфальтобетона на проезжей части Северной от Тургенева до Трубилина — 24 тысячи квадратных метров.

При асфальтировании подъездов к дворам и тротуаров используется совершенно другой асфальт — мелкозернистый. В настоящее время на проезжей части его практически не применяют. Если вы живете на улице, где недавно отремонтировали дорогу и тротуары, — присмотритесь, различия действительно легко заметить.

Кстати, бордюры устанавливаются тоже двух видов. Вдоль дороги — помассивнее, дорожные. А между дорожками и газонами — попроще, садовые. При ремонте Северной установили 2680 садовых бордюров и 3500 дорожных.

Остановки транспорта

Каждую остановку при ремонте улицы постарались привести в нормативное состояние. Их строили в разное время разные подрядчики, к единообразию не стремились. Теперь все сделано одним подрядчиком. На каждой организован съезд для маломобильных граждан, установлены тактильные указатели. Молодые мамы смогут легко закатить коляски на остановки.

Если ливень

Есть ли на Северной проблемы из-за того, что дворы — ниже уровня дороги? Мы об этом говорили, делая репортаж о ремонте дороги по улице Рылеева: там дорожники регулировали уход воды с дороги уклонами. Здесь дворы также ниже дороги — это видно невооруженным глазом, однако ситуация совершенно другая.

— На Северной проложена сеть ливневой канализации, — рассказал Михаил Кокоуров. — Вся проезжая часть огорожена бордюрами — они выше дорожного покрытия сантиметров на пять. Это делается для того, чтобы вода потоком не попадала людям во дворы, а уходила в ливневку. На улице Рылеева воду могут принимать только зеленые зоны. К сожалению, похожая ситуация и на Артиллерийской, Брюсова, Воровского. Там воду с проезжей части убирают только в зеленые зоны. Здесь же — ливневка, совершенно другая ситуация.

Качество и гарантии

Качество работ постоянно отслеживается. Астраханская независимая лаборатория производит отборы кернов — делает вырубки, проводит испытания покрытия, готовит заключение, передает его Технадзору. За качеством следят и Технадзор, и Стройконтроль. Краснодарцы могут профессионально называть вырубки на асфальте отбором кернов и придирчиво следить за качеством свежего асфальта: гарантия на дорогу — четыре года.

Если появятся недочеты на проезжей части или тротуарах — необходимо подать письменное заявление в департамент транспорта и дорожного хозяйства Краснодара — и исправление замечаний не заставит себя ждать!

Что осталось сделать

На Северной осталось доустановить тактильные указатели и знаки, нанести разметку. И все: улица отремонтирована! Сдача объекта может пройти недели через две-три, когда подрядчик доработает мелочи и подготовит документацию.

Жители улицы в один голос говорят спасибо за то, что кроме проезжей части отремонтированы и тротуары: теперь удобно гулять с детскими колясками. И мечтают о велосипедной дорожке: велосипедисты часто гоняют по Северной.

Ну, а автолюбителям южной столицы можно с удовольствием проезжать по этой дороге: свежий асфальт — это не только удобно и безопасно, это еще и красиво. Прислушайтесь, как по-особенному проезжает автомобиль по плитам у люков. Отметьте ровность бордюров — к сожалению, со временем их часто разбивают. Теперь вы разбираетесь в ремонте дорог и знаете, на что обратить внимание, что рассказать об этом своим детям, — вы же живете в Краснодаре во время большого ремонта. И знаете, что «скатертью дорога» — это про Северную и многие другие свежеотремонтированные улицы, а не ироничное пожелание тем, с кем больше не хочется встречаться.

Радио «Краснодар»