Что мешает вашему бизнесу? На Кубани конкретно разобрали основные претензии к власти и жизни

Что мешает вашему бизнесу? На Кубани конкретно разобрали основные претензии к власти и жизни
Сакраментальный вопрос, не правда ли? У нас легче найти, что не мешает этому самому бизнесу. Хотя просто так, навскидку, и на него сложно ответить.
Сакраментальный вопрос, не правда ли? У нас легче найти, что не мешает этому самому бизнесу. Хотя просто так, навскидку, и на него сложно ответить. Но как бы там ни было, искать подводные камни, на которые то и дело натыкается бизнес, в частности малый и средний, необходимо. Чем и занимались предприниматели и люди государевы во время проведения «Кубанской ярмарки - 2013» на заседании «круглого стола». О том, что этому вопросу у нас в крае все же уделяется внимание, свидетельствует список присутствующих - 30 сотрудников различных служб и ведомств, начиная от заместителя министра сельского хозяйства и заканчивая представителями силовых структур. 

Каков сбыт - такая и прибыль 

Вопросов было много. Как неоднократно отмечал председатель ЗСК Владимир Бекетов: «Выращивать продукцию наши крестьяне научились, а вот сбывать ее, к сожалению, пока нет». Это суждение спикера кубанского парламента в очередной раз получило подтверждение на заседании «круглого стола». Фермер из Успенского района рассказал грустную историю: он вырастил 20 тонн экологически чистой тыквы, которую из-за отсутствия спроса вынужден скармливать скоту. Этот диетический продукт мог стать хорошей добавкой к рациону питания в детских садах, школах, санаториев и домов отдыха. 

В ходе обсуждения выяснилось, что фермер выращивал тыкву не под заказ, а, как говорится, просто так. Поскольку представителей торговых сетей не было, то вопрос завис в воздухе. Такая же ситуация складывается и с медом. Мед есть, а сбыта нет. Опять же, торговые сети предпочитают завозить этот полезный продукт из других регионов, покупать его за границей, хотя вот он, под боком. 

Почему же складывается столь абсурдная ситуация? Причин несколько. Одна из них заключается в том, что торговые сети выставляет условия: продукция должна быть упакована. Это раз. Поставки ее должны быть стабильными. Это два. Властные структуры повлиять на торговлю не могут – рынок диктует свои условия. Вообще в адрес торговых сетей прозвучало немало критики. Дескать, на их прилавках продукция, выращенная неизвестно где и неизвестно как. Пользуясь доминирующим положением, цены диктуют, какие им вздумается, и прочее. 

Есть ли выход из этого порочного круга? Есть. Первый – создание снабженческо-сбытовых кооперативов. Первый опыт уже есть. В Тимашевском районе несколько лет успешно работает кооператив «Конитэк-Юг», куда фермеры сбывают овощи. В Краснодаре есть кооператив «Изумрудный город», закупающий зелень: петрушку, укроп, салат. Почему подобных кооперативов так мало? Дело в том, что Госдума до сих пор не приняла соответствующий закон. Три года назад ЗСК вносило законодательное предложение, но пока воз и ныне там. Есть примеры, когда кубанские фермеры получают выходы на торговые сети. К примеру, «Магнит» проводит тендеры, с победителями которых заключаются договоры. Кому приходится колесить по краю, тот, вероятно, видел, что ассортимент фруктов, овощей, хлебобулочных изделий в разных «Магнитах» отличается друг от друга. Если бы по такому принципу работали и остальные торговые сети, то сбывать выращенную продукцию крестьянам было бы куда проще. Кое-кто из фермеров выходит на рынки Москвы, Питера и других крупных городов, но это пока единичные случаи.

В ближайшей перспективе в крае будет построено четыре крупных логистических центра, куда фермеры смогут поставлять свою продукцию. 

На совещании было решено организовать встречу специалистов департамента потребительской сферы с представителями торговых сетей. Их задача – определить число фермерских хозяйств, которые смогут обеспечить стабильные поставки сельхозпродукции. А кто не сможет – им-то что делать? Закапывать урожай обратно в землю, скармливать скоту и птице? Или днем работать в поле, а вечером штудировать учебник по менеджменту? 

Качество и еще раз качество 

Слово «качество» не раз звучало на заседании «круглого стола». 
- Когда у нас будет качественная продукция, тогда ее будут раскупать, - отметил пчеловод Ейского района, второй год подряд участвующий в «Кубанской ярмарке». – Я как опытный пчеловод могу сказать, что часть меда на ярмарке - фальсификат. Почему служба экспертизы не проверяет качество меда? Этим вопросом должен заниматься Роспотребнадзор. Но есть одна загвоздка: просто так это ведомство не имеет права проводить проверку, нужно заявление с указанием фактов фальсификации продукции. Иначе подобная акция будет расценена как наезд на бизнес и обеспечит крики: «Караул! Кошмарят!» 

Когда выступавшему пчеловоду, метавшему громы и молнии в коллег по сладкому цеху, предложили назвать тех, кто на ярмарке торгует «бодяжным» медом, последовал ответ: «Я хочу живым отсюда уехать». 

К слову, многие предприниматели заняли такую позицию. Их тоже можно понять. Где гарантия, что информация о тех, кто торгует некачественной продукцией, не обернется против добросовестных поставщиков? К чему это может привести, думается, объяснять не надо. Тем более в сельской местности, где каждый знает каждого. Тупик? Вероятно, власти края, вкладывающие миллионы рублей в развитие малых форм хозяйствования, должны взять на себя несвойственные на первый взгляд функции государственного менеджера. Собирать за столом переговоров аграриев и торговцев, убеждать в необходимости сотрудничества, уговаривать, грозить, в конце концов. 

За одного битого двух небитых дают 

Решить столь непростые задачи смогут только те из фермеров, кто будет владеть знаниями. 
Предприниматель Ольга Белосутова из Горячего Ключа высказала общую мысль о слабом уровне подготовки в области менеджмента. Действительно, до постижения этой науки малому бизнесу еще очень далеко. В одиночку грызть гранит рыночной экономики трудно. Ольга предложила проводить обучающие семинары, где опытные специалисты могут научить хотя бы азам менеджмента, маркетинга. 

Власть это понимает. В этом году выделено около трех миллионов рублей на проведение обучающих семинаров. Аукцион уже объявлен, и вскоре фирма-победитель займется обучением предпринимателей хитростям рыночных механизмов. 


Как приструнить монополистов и контролеров? 

Так называемые ресурсоснабжающие предприятия - электросети, водоканалы, газовики - сплошь и рядом чинят коммунальный беспредел: ограничивают доступ к электричеству, дерут по три шкуры за тот же киловатт электроэнергии.

Приходится бегать по различным инстанциям, согласовывать по несколько раз технические условия подключения к электрическим сетям, а делом заниматься некогда, - возмущенно высказался один из участников заседания.

Его слова коллеги встретили аплодисментами. Вот один из примеров. Предприниматель из Горячего Ключа, занимающийся производством посуды, обратился к энергетикам с заявлением об увеличении мощности на 12 киловатт. Ему выставили цену – 120 тысяч рублей. Дороговато, но деваться некуда, пришлось заплатить, причем наличкой. В конце года он с удивлением узнал, что весь объем дополнительной электроэнергии стоил 3,9 тысяч рублей. Деньги, уплаченные сетевой компании, конечно, не пропадут, но ведь ему пришлось их вытащить из оборота. 

Пошли дальше. Контролирующие органы, имя которым легион. Пожарная служба выдвигает все новые требования: оформлять паспорта безопасности, заказывать проекты у специализированных фирм, что стоит приличных денег. Каждое мелкое предприятие обязано иметь экологический паспорт. Составить его самому - артель «Напрасный труд». Значит, снова нужно платить. 

В общем, «круглый стол» прошел не зря. Конечно, всех проблем он не решил, но, как нужно выдавливать из себя раба по капле, так и предпринимательству следует понемногу отвоевывать для себя более выгодные позиции, используя поддержку власти. Партнер, безусловно, не из лучших: сегодня может что-то дать и пообещать, а завтра забыть, отобрать и загрузить проблемами. Но других, более надежных, увы, нет. 

Сергей Капрелов 
Специально для «ВК Пресс»
Фото: www.web-article.com.ua
Радио «Краснодар»