Гонки и деньги: «Формула» убытков

Гонки и деньги: «Формула» убытков
Билеты на гонки «Формулы I» в Сочи, ставшей самой дорогой за всю историю престижных соревнований, возможно, будут самыми дешевыми. 
Билеты на гонки «Формулы I» в Сочи, ставшей самой дорогой за всю историю престижных соревнований, возможно, будут самыми дешевыми. 

Когда Сочи выбрали местом проведения гонок «Формула I», радости в Краснодарском крае было хоть отбавляй. Два года назад губернатор Кубани заявил: «Миллионы жителей России мечтали о том, чтобы королевские гонки проходили в их городе, чтобы стать зрителями мероприятия мирового уровня. Но выиграли мы, жители края, жители Сочи. Мы должны построить лучшую трассу в мире».

Изначально проект Гран-при «Формулы 1» оценивался в 5,8 миллиарда рублей. Теперь почти в два раза дороже – 11 миллиардов. Рост затрат объясняется тем, что в первоначальных расчетах не был учтен ряд требований проектировщика, сообщают «Ведомости». Руководитель дирекции «Центр Омега» по строительству трассы «Ф-1» Геннадий Саенко в интервью изданию заявил, что это были «сырые» расчеты, в них не учтены многие необходимые требования генерального проектировщика - компании Tilke GmbH, которая осуществляет авторский надзор за строительством. 

Вообще увеличение первоначальной сметы любого строительного объекта, будь то сельский клуб или объекты Олимпийских игр – наш национальный бренд. В этом случае, если верить многочисленным публикациям на тему «Формулы 1», в основе лежит элементарный просчет высокопоставленных чиновников, мнящих себя топ-менеджерами. Как можно было затевать строительство трассы для Гран-при, не просчитав все до цента? Решение о проведении гонок мирового класса было принято три года назад. А спохватились только сейчас! Далее, изначально предполагалось реализовать 10 тысяч VIP билетов по 3 тысячи долларов за каждый. В 2011 году ныне покойный глава «Формулы Сочи» Сергей Воробьев сообщил на заседании о решении сделать билеты на Гран-при России беспрецедентно дешевыми — от 20 долларов. Для сравнения: в среднем по странам самый дешевый билет на гонку стоит около 110 долларов. У нас же всего двадцать. За эту сумму можно купить билет среднего класса на стадион «Кубань». В чем же причина? В опасении, что сочинские гонки могут пройти при полупустых трибунах? 

Правда, сейчас позиция промоутера гонок изменилась: точная дата начала продаж и стоимость билетов будут названы в этом году. Очевидно, что цена билетов на Гран-при будет зависеть от наполняемости трибун на Олимпиаде- 2014. Хорошо, если в Сочи приедет много болельщиков, а если нет? Призывают же ее бойкотировать гей – сообщества, считающие, что их права ущемлены? Объединенное демократическое движение "Солидарность» заявляет бойкоте Олимпиады-2014, если из тюрем не будут выпущены политзаключенные... Иными словами, политика различных западных движений и отдельных глав государств может серьезно повлиять на посещаемость как Олимпиады, так и на Гран-при «Формулы 1». Хорошо, если удаться отбить деньги, а если нет?

- Чего вы так кипятитесь, дорогой товарищ? – возможно, скажет, кто-либо из читателей. - Раз государство затеяло эти гонки, так пусть государственная казна и платит!

Так то оно так, но фишка в том, что 55 миллионов долларов убытков будет покрывать не государство, а Краснодарский край. В 2011 году на заседании правительства губернатор Кубани Александр Ткачев пообещал, что в случае возникновения убытков он обеспечит их покрытие из внебюджетных источников. Запись об этом была сделана в протоколе по итогам заседания.

Что подразумевается под внебюджетными источниками? Спонсоры. Но за это они, по логике вещей, должны получить некие преференции. Какие?

Впрочем, есть и такой вариант. На Кубани проживает 5,5 миллионов человек. Давайте скинемся по 10 долларов. Дел-то. Готовы? 

И это еще не все. Не забывайте, что часть средств на строительство автодрома «Формулы 1» должна выделить краевая казна. Конкретная сумма - 11 миллиардов рублей. А в ней не густо. Правительство пошло навстречу, выделив Кубани бюджетный кредит. Слов нет, он, конечно, выгоднее, чем банковский. Но отдавать-то его все равно придется. Причем с процентами. Краснодарский край уже вышел в лидеры по объему госдолга. А теперь займет первую строчку в рейтинге регионов, живущих не по средствам. И все это происходит на фоне мрачных прогнозов финансистов о перспективах российской экономики. 

Сергей Капрелов
Специально для «ВК Пресс»
Фото: www.sochi-2014.ru
Радио «Краснодар»