Как будут возвращать украденные с банковских карт деньги?

Как будут возвращать украденные с банковских карт деньги?
На этой неделе Ассоциации российских банков (АРБ) решала, как все же возвращать средства пострадавшим от действий преступников наличные.
Мошенники, снимающие с помощью различных технических ухищрений деньги с наших банковских карт, стали серьезной проблемой не только для владельцев электронных кошельков, но и для самих банков. Масштабы воровства уж очень велики. Это во-первых. Во-вторых, банковское сообщество, прижимистое по своей сути, не слишком горит желанием возмещать украденные мошенниками деньги своих клиентов. На этой неделе Ассоциации российских банков (АРБ) решала, как все же возвращать средства пострадавшим от действий преступников наличные. Даже скорее не как, а когда.

На сайте этой организации выложен протокол заседания. Не будем грузить всеми подробностями, а выделим главное. Наметилось два подхода.

Первый, предложенный «Альфа банком», можно охарактеризовать девизом «Кто не успел, тот опоздал». Один из крупнейших банков страны предложил следующий вариант: деньги могут быть возвращены клиенту, пострадавшему от мошенников, в течение суток после того, как был зафиксирован несанкционированный доступ к карте. Если клиент этот срок пропускает, банк не обязан возвращать ему средства. Заместитель председателя правления банка Владимир Сенин настаивает на том, чтобы клиент не «дневал» и спал с мобильным телефоном, на который поступает смски о снятии денег со счета. Эта функция закладывается при получении банковской карты в кредитно–финансовом учреждении. Сурово… Признайтесь честно, просматриваете ли вы каждое смс-сообщение? Я лично нет, так как в последнее время на мобильный телефон приходит масса рекламных зазывалок от различных магазинов, где поучал бонусные карты, от микрофинсовых организаций, где не бывал ни разу. Вдруг ни с того, ни с сего получаю сообщение: «Вам одобрен кредит на 50 тысяч». На кой он мне нужен, тем более по вашим грабительским процентам. Думаю, не мне одному шлют подобные сообщения. А если телефон украли или потерял – тогда что делать? Смысл принципа одного дня ясен, как божий день: «Альфа банк» стремится минимизировать собственные затраты. 

У Сбербанка другой подход – похищенные средства там готовы вернуть в течение месяца со дня момента кражи. Такой же позиции придерживается ВТБ. Политика банка: «Мы и ранее шли навстречу клиентам, возмещая их потери в случае, если клиент стал жертвой мошенников».

Председатель АРБ Гарегин Тосунян, попавший в несколько щекотливую позицию (вроде бы нужно и клиентов банков защитить, но при этом не обидеть членов Ассоциации), нашел соломоново решение: дескать возмещение средств, украденных мошенниками - это право банков, а не обязанность. Дело в том, что соответствующая статья федерального закона «О Национальной платежной системе» прописана нечетко. Судите сами: «Клиент обязан направить соответствующее уведомление оператору по переводу денежных средств незамедлительно после использования электронного средства платежа без согласия клиента, но не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции». Верно гласит народная мудрость: «Закон, что дышло. Куда повернешь, туда и вышло». В данном случае куда повернуть - в сторону клиента либо банка - решает суд. Пока большинство решений люди в мантиях выносят в пользу клиентов. 

АРБ тихой сапой лоббирует интересы банков. Если хотя бы одно решение какого-либо судебного органа будет вынесено в пользу банка, куда его клиент обратился спустя сутки после кражи с карты, то появится так называемый суде́бный прецеде́нт, ссылаясь на который служители Фемиды могут выносить решения не в пользу нас с вами.

Отсюда следует два сценария. Первый: клиенты сменят банк, доверив свои электронные деньги государственному Сбербанку и ВТБ, 60 процентов акций которого также принадлежат государству. Вклады в них на фоне отзыва лицензий и так выросли. Вырастут еще, если коммерческие банки будут всячески уклоняться от возмещения похищенных средств с банковских карт их клиентов.

Второй сценарий - народ плюнет на карты, отдав предпочтение наличным. Кошелек, конечно, тоже могут стырить, но если не быть растяпой, сделать это куда сложнее, чем снять деньги с банковской карты. 

Сергей Капрелов 
Специально для «ВК Пресс» 
Фото:  lenta-ua.net
Радио «Краснодар»