Сочинский форум: экономический выхлоп будет слабым

Сочинский форум: экономический выхлоп будет слабым
До международного экономического Форума «Сочи - 2013» осталось чуть более месяца. Муниципалитеты сдали или сдают заявки в профильное министерство, где формируется общекубанский портфель предложений. Мы решили не ждать, пока ведомство разберется с проектами, и сделать собственный прогноз. Какие из инвестиционных предложений Кубани, на наш взгляд, могут стать наиболее привлекательными?
До международного экономического Форума «Сочи - 2013» осталось чуть более месяца. Муниципалитеты сдали или сдают заявки в профильное министерство, где формируется общекубанский портфель предложений. Какие, именно проекты Кубань предложит инвесторам в Сочи? Еще неизвестно. Знаем лишь их количество - 1800, как и в прошлом году. Запрос, сделанный редакцией в профильное министерство о наиболее крупных инвестпроектах, канул в чиновничью Лету.
Мы решили не ждать, пока в министерстве разберутся с проектами, и сделать собственный прогноз. Какие из инвестиционных предложений Кубани, на наш взгляд, могут стать наиболее привлекательными?

В этом году Краснодарский край вряд ли сможет заключить больше договоров, чем в прошлом. Мировая экономика балансирует на грани кризиса, следовательно, большинство инвесторов не станут рисковать деньгами, вкладывая их в долгосрочные проекты.
На Петербургском международном экономическом форуме прозвучало, что в январе–мае 2013 года рост инвестиций в экономику РФ снизился с 13 до 2 процентов, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до ноля. Россия - страна большая, естественно, в ней есть регионы с большей или меньшей инвестиционной привлекательностью. Кубань относится к первым.
Драка за инвестиционный пирог будет нешуточная. Конкуренты у нас есть не только в Москве, Питере и в нефтегазовой Тюмени. Тот же Ростов наступает на пятки. В прошлом году ростовчане по объему иностранных инвестиций обошли нас в два раза. Такая же ситуация и в первом полугодии 2013 года.
В рамках одной статьи невозможно рассказать обо всех инвестиционных проектах Кубани, поэтому есть смысл рассматривать наиболее весомые из них, отбросив «мелочь» типа строительство торгово-развлекательных центров в станице Каневской или в Новотиторовской.
Начнем с Краснодара. Кубанская столица традиционно выставляет многочисленные строительные проекты, в основном касающиеся реконструкции центра города. На эти предложения особо никто не клюнул в прошлом году, то же самое, видимо, будет и в этом. Причина проста – для того, чтобы взяться за реконструкцию какого-либо квартала, сначала нужно расселить жителей многочисленных домов, домиков и хатенок. Гораздо дешевле строить многоэтажки на пустырях.
По нашим предположениям Краснодару удастся заключить договоры на строительство жилья по улице Школьной, на Зиповской, в Прикубанском округе. Восточно–промышленную зону, где по замыслу отцов города, должен развернуться технопарк, кому только не предлагали (даже китайцам!), но пока, увы, никто особо туда не рвется. Единственный проект, выбивающийся из общей массы жилищных задумок - строительство на Ростовском шоссе многоцелевого энерготехнологического комплекса по производству промышленных газов: углекислоты, азота, кислорода. Цена проекта сравнительно небольшая - 340 миллионов рублей. При этом стоимость реконструкции жилых кварталов и их комплексная застройка тянет уже более чем на 18 миллиардов рублей.
Подводя черту можно сказать: Краснодар так и останется городом, где строительство идет ради строительства. По словам сотрудников нескольких риэлтерских агентств, которых мы обзвонили, около 80 процентов жилья в новостройках покупают жители других регионов и только 20 процентов – кубанцы.
Впрочем, бизнес есть бизнес. И если жилье хорошо раскупается, а сроки реализации проектов не слишком длительные, то Краснодар может привезти с Сочинского Форума договоров на 5-6 миллиардов рублей.
Таким же путем пошли города–курорты - Анапа, Геленджик и город-герой Новороссийск. Например, на инвестиционном портале Новороссийска из 16 проектов - 13 в сфере жилищного строительства. Правда, здесь в стадии реализации находится несколько крупных проектов: расширение морского порта, реконструкция цементного завода.
Можно предположить, что города–курорты, куда в основном вкладывают средства московские и зарубежные компании, привезут из Сочи неплохие контракты.
Хорошие перспективы у Армавира – одного из индустриальных центров Кубани. На прошлогоднем Сочинском Форуме Армавир подписал соглашений более чем на 10 миллиардов рублей. И на этот раз доля города в общем инвестиционном пироге обещает быть внушительной. Из 24 армавирских инвестпроектов 14 связаны с созданием новых производственных мощностей. Например, только завод по производству полиэтиленовых труб тянет на 1 миллиард рублей.
В крае планируется запустить два промышленных парка: В Краснодаре и в Армавире. Но если в краевом центре он строится практически с нуля, то в Армавире ситуация куда более выигрышная: ядром технопарка станет электрометаллургический завод, вокруг которого будут строиться новые промышленные предприятия. Думается, в Армавире он будет создан гораздо быстрее, чем в Краснодаре.
Теперь о наиболее масштабных проектах, стоимость которых превышает 500 миллионов рублей. Самый финансовоемкий – создание горноклиматического курорта Лагонаки. Его предварительная стоимость - по самым скромным подсчетам 150 миллиардов рублей. Говорить о нем, как о достижении, конечно, рано, поскольку сейчас вряд ли кто может назвать даже точную дату начала его практической реализации.
Три крупных проекта, которые наверняка привлекут внимание инвесторов, представляет Староминский район: строительство сахарного завода, газопоршневой электростанции и логистического центра. Последний проект очень перспективный. В прошлом году грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна составил 175,3 миллиона тонн и это далеко не предел. Староминский район идеально подходит для строительства центра логистики: Ейский порт можно сказать, «под боком», неподалеку - порт Темрюк, плюс Ростовская область, до которой рукой подать. Весь грузопоток будет собираться здесь, а затем потечет в пункты назначения. Вообще, объемное промышленно-транспортное будущее Кубани за морскими портами. Какие бы кризисы не сотрясали мировую экономику, торговать страны Старого и Нового света не перестанут, следовательно, грузооборот Азово-Черноморских портов будет расти.
Еще из крупных проектов можно отметить строительство нескольких крупных комплексов по выращиванию и переработке овощей: в Армавире, Славянском районе, а также деревообрабатывающий комплекс в Павловском районе и завод по производству листового стекла - в Ленинградском.
На фоне таких масштабных проектов успенский проект реконструкции сельского клуба под спортивно-развлекательный комплекс смотрится как-то нелепо. Нет, спорт дело нужное, но стоит ли выставлять подобные проекты на международный экономический форум? И вообще, нужно ли представлять аж 1800 проектов? Может быть, есть смыл взять пример с Ростовской области, которая выставляет сто так называемых губернаторских проектов среди которых есть такие, что нам и не снились. Например, создание высокотехнологического производства по изготовлению информационно-телекоммуникационных комплексов спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS/Galileo.
«Сочи-2013» - масштабный признанный широко в мире экономический форум. Он и гордость наша кубанская, и стартовая площадка для завтрашних и более длительных бизнес-проектов. Особо ценные – крупные, многомиллионные, которые как локомотив позволят развивать в городах и районах обширную инфраструктуру. Это весьма ценно!
И второе: вслед за заключенными договорами о намерениях, как своеобразными смотринами, чрезвычайно важно реализующие действия.
Но об этом поговорим уже после проведения Сочинского форума…

Сергей Капрелов

Радио «Краснодар»
Похожие материалы