Почему «Магнит» так и притягивает скандалы?

Почему «Магнит» так и притягивает скандалы?
Что этому причина: низкое качество работы «Магнита» или компания крупных региональных ритейлеров (розничных продавцов), страстно не желающих допускать на свои рынки конкурента? Рассуждает корреспондент "ВК Пресс".

Сеть магазинов «Манит» краснодарского бизнесмена Сергея Галицкого на Кубани работает спокойно. В супермаркетах и гипермаркетах не часто бывают проверки, а если и бывают, то, как правило, особых нарушений ревизоры департамента по потребительскому рынку и Роспотребназдора не выявляют. Ну, был два года назад один инцидент, когда в ходе проверки прокуратура Ленинского района признала санитарно-гигиеническое состояние помещений гипермаркета «Магнит» неудовлетворительным. С тех пор проверяющие и надзирающие оставили «Магниты» в покое. О качестве продуктов и санитарном состоянии магазинов ЗАО «Тандер» судить не берусь. Об этом лучше знает многотысячная армия покупателей.

Чем вызван режим особого благоприятствования на Кубани, догадаться не сложно. Дело в том, что Сергей Галицкий содержит футбольный клуб «Краснодар». Команда играет в премьер–лиге, и играет, надо сказать, неплохо. Торговый олигарх по настоятельной просьбе руководства края готов строить в краевом центре новый футбольный стадион (хотя, лучше бы реконструировали уже имеющийся). Понятно, что Галицкому подобная «общественная нагрузка» ни к чему: была б его воля - он лучше бы вложил деньги в развитие своей компании. Но положение обязывает. Впрочем, это же положение и помогает. Власти края к владельцу «Магнита» относятся благожелательно: душить курицу, несущую золотые яйца, нерационально.

После того, как Сергей Галицкий развернул экспансию в других регионах, в прессе замелькали сообщения о скандалах вокруг «Магнита». Москва, Тюмень, Омск, Ставрополь… Список городов и регионов, где в сети «Магнит» выявлены различные нарушения от антисанитарии до торговли левыми овощами, можно продолжать и продолжать.

Самый крупный скандал был в Москве, когда исполняющий обязанности мэра столицы Сергей Собянин в ходе оперативного совещания поручил провести комплексную проверку 43 магазинов «Магнита», а также принять меры по закрытию этих магазинов. По его словам, именно в «Магнитах» были выявлены многочисленные нарушения санитарного законодательства и правил торговли. Об этом сообщало ИТАР-ТАСС. Штрафы, дела об административных нарушениях работы сыплются на «Тандер» как из рога изобилия.

Что это: низкое качество работы «Магнита» или компания крупных региональных ритейлеров (розничных продавцов), страстно не желающих допускать на свои рынки конкурента?

Возьмем, к примеру, Москву. Вроде бы трудно представить Сергея Собянина в роли защитника интересов олигарха Михаила Фридмана – владельца Х5 Retail Group, под чьим крылом находится сеть супермаркетов «Перекресток» и «Пятерочка», да еще в период предвыборной кампании – ну, не такой он человек. Говорю это потому, что лично знаком с Собяниным. Был в моей жизни, так сказать, «северный период» - 16 лет проведенных в Нижневартовске. Будучи главным редактором телекомпании «Транзит», довелось брать интервью у Сергея Семеновича, который одно время был сначала мэром Когалыма, затем спикером парламента Ханты-Мансийского округа. Как-то даже вел с ним прямой эфир. В период выборов его на должность губернатора Тюменской области, возглавлял пиар–группу в перевыборном штабе Собянина в Нижневартовске. Довелось и «рюмку чая» с ним выпить. Люди хорошо знающие Собянина говорили о нем, как о человеке тщательно берегущем свою репутацию, который никогда не возьмется за решение вопроса, если он не очень хорошо «попахивает». У меня сложилось такое же мнение. Да и Путин вряд, во время своего первого правления, взял бы тюменского губернатора на должность руководителя администрации президента, если бы тот был в чем-то запятнан. Так что подозревать и.о. мэра Москвы в роли чиновника, решающего за деньги вопросы конкурентов «Магнита» - глупо. Выходит, те 43 жалобы, о которых говорил Сергей Собянин, действительно имели основания.

Ладно, с Москвой все ясно. Что же касается других регионов, то здесь скорее всего неприятности «Магнита» с одной стороны - дело рук его конкурентов. С другой, так сказать, «болезнь роста». Вот один из пунктов документа под названием «Стратегия развития», размещенного на сайте magnit-info: «Ежегодное открытие не менее 500 магазинов «у дома» и не менее 250 магазинов косметики в населенных пунктах с численностью от 5000 человек и около 50 гипермаркетов в населенных пунктах с численностью от 50 000 человек».

Одно дело открыть магазин, другое – подобрать профессиональный, ответственный коллектив, тщательно соблюдающий санитарные условия. Я поддерживаю связь с товарищами, живущими в Нижневартовске. У одного из них семилетняя внучка, сев кусочек торта, купленного в «Магните», подхватила сальмонеллез. Он обратился с жалобой в Роспотребнадзор. В кондитерский цех «Магнита» нагрянула проверка. Как потом сообщали западно-сибирские СМИ: «В тортах «Тирамису» была обнаружена кишечная палочка, сальмонеллезом заболели как минимум семеро детей. Суд вынес решение о закрытии цеха по производству кондитерских изделий «Магнита» на 30 суток». Это факт, с которым не поспоришь.

Конечно, при таком числе торговых площадок (а у Галицкого только так называемых магазинов у дома 6618 плюс 146 гипермаркетов и 30 семейных «Магнитов») трудно соблюсти все правила торговли и изготовления кондитерских и прочих изделий. Так может быть, Сергею Галицкому есть смысл изменить стратегию развития, поставив во главу угла не количество, а качество?..

Сергей Капрелов

Специально для «ВК Пресс»