Промышленность на Кубани: появятся ли крупные заводы?

Промышленность на Кубани:  появятся ли крупные заводы?
По прогнозам экономистов, впереди нас ждут два «тощих года», поэтому строить предприятия за счет краевого бюджета никто не собирается.
Судя по отчету об исполнении индикативного плана, в прошлом году индекс роста промышленности составил 18 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В том же прошлом году на промышленные предприятия пришлось 14 процентов банковских кредитов. Чем это вызвано? Главным фактором - подготовкой к Олимпиаде. 

На 2011 - 2012 годы пришелся пик олимпийского строительства. Зимние планетарные игры в Сочи стали своего рода локомотивом кубанской промышленности. 

- Олимпиада, безусловно, поднимает инвестиционный имидж края - даже внешне созданные объекты спортивной, транспортной, развлекательной инфраструктуры говорят об экономической мощи региона, - считает директор по управленческому консалтингу АКГ "Ваш СоветникЪ", доктор экономических наук Александр Полиди.

Как кубанская промышленность станет развиваться после завершения Олимпиады?

По прогнозам экономистов, впереди нас ждут два «тощих года», поэтому строить предприятия за счет краевого бюджета никто не собирается. 

Тогда как может краевая власть повлиять на рост темпов промышленного производства? Прежде всего, дальнейшим улучшением инвестиционного климата. Но этого мало. Никто не будет строить завод посреди поля. Нужна территория с соответствующей инженерной инфраструктурой, обеспеченной энергетическими мощностями, водой, подъездными путями. Это так называемые промышленные, или индустриальные парки. Первый из них — Армавирский - вот–вот выйдет на стадию реализации. Там формируется металлургический кластер, ядром которого станет строящийся электрометаллургический завод, чья продукция станет основой для производства бесшовных труб, колёс для железнодорожного транспорта, колёсных осей и прочего. 

Вторая индустриальная площадка – Восточная промышленная зона (ВПЗ) в Краснодаре. Говорили о ней долго. Предлагали промышленникам на различных выставках, зазывали, расписывая ее достоинства. Мэр кубанской столицы Владимир Евланов во время визита в Харбин предложил осваивать ВПЗ китайцам. Особого эффекта пока не было. Причина – слишком долгое оформление документации и получения разрешений по передаче федеральной земли в правительстве. На днях во время визита первый заместитель генерального директора Фонда «РЖС» Алексей Фурсин рассказал о том, что все разрешительные документы оформлены и Краснодар может приступать к реализации проекта. В следующем году здесь начнется строительство электрической подстанции, предстоит построить новые дороги, подъездные железнодорожные пути, водо- и газопроводы. ВПЗ, по расчетам чиновников, позволит привлечь до 25 миллиардов рублей инвестиций. Их бы слова, да Богу в уши. Мне довелось побывать на заседании нескольких «круглых столов» в краевой и городской администрациях, где обсуждалось развитие ВПЗ. К сожалению, ничего, кроме общих слов о необходимости создания в Краснодаре технопарка, конкретно сказано не было. Это не вина руководства края. Все зависит от конъюнктуры рынка. 

Пока есть некое абстрактное представление о том, какие же виды промышленности должны появиться в Краснодаре. Сначала речь шла только о «прописке» в ВПЗ предприятий, которые станут выпускать инновационную продукцию. Ясность внес глава Кубани: 

- Промышленный парк в Краснодаре станет центром производства современного сельскохозяйственного и пищевого оборудования. Кроме того, сегодня идут переговоры с одним из ведущих мировых автогигантов о размещении там современного автосборочного производства, - отметил губернатор в послании к ЗСК.

Что касается сельскохозяйственной техники. Предложение в этой отрасли намного превышает спрос. Взять те же комбайны. «Джон Дир», «Нью Холанд», «Лаверна» и еще ряд компаний с мировым именем завалили рынок предложениями. Плюс к этому краснодарский «Клаас» и ростовский «Ростсельмаш», не говоря уже о других заводах. Мировой автогигант? Здесь уже «теплее». Как показывает опыт компании «Мерседес», порядка 80 процентов комплектующих изделий для автомобилей, сходящих с конвейера, поставляют небольшие предприятия. Только вряд ли некий автогигант станет размещать заказы на краснодарских предприятиях. Опять же, как показывает опыт, но уже российский, «Форд», «Фольксваген», «Тойота» предпочитают ввозить к нам детали и комплектующие и именно из них собирать автомашины. Выгода – низкая по сравнению с развитыми странами зарплата наших рабочих позволяет существенно сэкономить на стоимости конечной продукции. 

У нас есть два преимущества: теплый климат, дающий возможность сэкономить на теплоэнергии, и близость портов, позволяющий удешевить логистику. Так, что их нужно использовать По полной.

Сергей Капрелов 
Специально для «ВК Пресс»
Фото: dic.academic.ru
Радио «Краснодар»