" />

Тарифный хаос: «ВК Пресс» задал неудобные вопросы чиновникам и получил «нулевой» ответ

Тарифный хаос: «ВК Пресс» задал неудобные вопросы чиновникам и получил «нулевой» ответ
Заслышав слово «реформа», всегда настораживаешься. За последние годы ни одна из них не принесла нам ничего хорошего, все только хронически ухудшают наше положение.

Заслышав слово «реформа», всегда настораживаешься. За последние годы ни одна из них не принесла нам ничего хорошего, все только хронически ухудшают наше положение. Особенно если речь идет о ЖКХ. Вот и недавно правительство решило провести очередное реформирование этой бездной бочки Данаид.

Никак не могу взять в толк, почему ежегодно повышается стоимость коммунальных ресурсов: воды, тепла и электроэнергии. Воды меньше не становится. Электричества вырабатывается в стране прилично. Про газ вообще молчу — его у нас хватит на много лет вперед. Транспортировка «голубого топлива» не приводит к особым дополнительным затратам. Проложили газопровод — и занимайтесь его обслуживанием. Себестоимость газа не так уж велика. Доводилось бывать на Ямале — главном газовом хранилище страны. В отличие от нефтедобычи людей на газовых месторождениях работает куда меньше, порывов газопроводов практически нет, как нет и нелегальных врезок в магистральные сети. Такое ощущение, что Газпром, проложивший Северный и Южный потоки, ненавязчиво шарит в наших карманах, черпая оттуда деньги на свои колоссальные инвестиционные проекты.

Чубайс не без одобрения свыше целенаправленно развалил единую энергосистему страны, и на обломках РАО ЕС появилось несколько так называемых оптовых генерирующих компаний. Рынок электричества, который, по замыслу кремлевских деятелей, должен был привести к конкуренции между оптовыми продавцами света, привел к совершенно иным результатам: постоянно растущим тарифам. В итоге электричество стало обходиться и нам, и предприятиям дороже. До такой степени дороже, что в прошлом году тарифы для промышленников заморозили. Иначе продукция наших заводов и фабрик из-за затрат на электроэнергию стала бы тотально неконкурентоспособной. Абсурд! Страна, обладающая огромными энергоресурсами, заставляет своих граждан платить больше, чем платят за свет жители США и Европы.

Нам твердили: дескать, государство не в состоянии субсидировать коммунальные услуги, а посему население, то есть мы с вами, должны оплачивать коммунальные ресурсы в размере ста процентов. Пришло время, так и стало. Почему же цифры в квитанциях за квартиру постоянно растут?

Кто-то, возможно, скажет, мол, коммунальщики меняют трубы, прокладывают новые тепловые и водопроводные сети. Да, это так. Но все эти работы монополисты должны производить за счет принятых и утвержденных в каждом муниципалитете инвестиционных программ. Источник их финансирования практически единственный — наши платежи за свет и воду. Ну и некая призрачная надежда на неких инвесторов, которые вбухают миллионы рублей в реконструкцию и развитие коммунального хозяйства.

Если кто помнит, в прошлом году нас стали готовить к очередной коммунальной реформе — социальной норме потребления электричества. Правительство дало задание регионам: определить ежемесячный объем потребления электроэнергии, которая будет оплачиваться по одному тарифу, все, что сожжено свыше — по повышенному. Официальное обоснование идеи энергопайка, как окрестили нововведение журналисты, — стимулирование бережного отношения к электричеству. Для начала чиновники Белого дома решили запустить пилотные проекты в нескольких регионах. Кубань эта беда обошла стороной — Олимпиада спасла. А вот соседней Ростовской области не повезло. Там на энеропайке люди живут второй год подряд. Пробежав информационные ленты Ростовской области, убедился в том, что ростовчане далеко не в восторге. До такой степени не восторге, что в прошлом году в областном центре прошло четыре митинга (!) против соцнормы на электричество. Для ростовчан так и осталась почти мистической тайной методика формирования тарифов на киловатт-часы, которые на Дону одни из самых высоких в России по стоимости.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ взялось было за разработку методики расчета соцнормы, но планы чиновников спутали заявления первых лиц государства.

Нормы должны быть нацелены на совершенствование всех механизмов, на модернизацию отрасли. Они должны быть нацелены на энерго— и теплосбережение, но не должны вести к повышению оплаты, — заявил глава государства на прошлогодней декабрьской пресс-конференции.

Отыграл назад и премьер—министр Дмитрий Медведев. Против политики энергореформ, проводимой кабинетом министров, восстал даже Народный фронт, большинство в котором единороссы — однопартийцы нынешнего главы правительства.

Дмитрий Медведев после мучительных раздумий нашел, как ему показалось, некое соломоново решение: каждый регион пусть принимает решение о введении социальной нормы с учетом своих особенностей: климата, уровня жизни, состояния жилого фонда и так далее. Иными словами, сами вводите энергопаек, сами потом и расхлебывайте кашу, а я умываю руки. Понтию Пилату эта фраза стоила дорого. Посмотрим, во что обойдется она Медведеву...

Появилась надежда на то, что вроде бы в этом году на энергопаек нас не посадят. Можно облегченно вздохнуть. Не тут то было. Другая напасть на пороге дома — реформа теплоснабжения.

Минэнерго в преддверии 2014 года представило предложения по реформированию рынка тепла. Проект соответствующего федерального закона был опубликован 31 декабря на сайте ведомства. Хорош новогодний подарок, ничего не скажешь. Суть очередной реформы — в введении так называемой индикативной цены на тепловую энергию. Пришлось поломать голову, вникая в терминологию и принципы очередной коммунальной реформы. Постараюсь изложить как можно проще.

Начнем с обоснования нововведения. Здесь все элементарно: необходимость привлечения инвестиций в систему теплоснабжения. Старо, как мир. Почему же частные компании не вкладывают свои деньги в эту коммунальную сферу? По версии Минэнерго, у инвесторов нет уверенности в том, что они смогут вернуть вложенные деньги, поскольку нет единого ответственного за надежность и качество теплоснабжения, а у потребителей, то есть у нас, нет возможности добиваться компенсации при нарушениях и требовать улучшения ситуации.

Эта фраза из пояснительной записки Минэнерго ввергла меня в шок. Выходит, никто в сфере теплоснабжения ни за что не отвечает!? А чем же тогда занимается Федеральная служба по тарифам, региональные энергетические комиссии, департаменты и управления ЖКХ?

То-то я удивляюсь счету, выставленному управляющей компанией «Модуль» за теплоснабжение. Из 4900 рублей 2200, то есть почти половина, пришлось в январе на тепло, хотя температура в квартире не поднималась выше 20-ти градусов!

Что предлагает Минэнерого? Ввести так называемую индитикативную плату за тепло. Она будет рассчитываться исходя из минимальной стоимость производства и поставки тепловой энергии с использованием наилучших технологий. Мудреная фраза, не правда ли? Что касается минимальной цены (язык не поворачивается назвать ее таковой, коли стоимость одной гигакалории в крае колеблется от 1000 до 2710 рублей), то она уславливается приказами РЭК. А вот что такое наилучшие технологии? Мрак...

Главная цель тепло-реформы: либерализация цен на тепло. Как вы понимаете, за красивым словом либерализация (свобода) скрывается повышение цены на тепло.

Регулируемые тарифы, которые устанавливали региональные энергетические комиссии (РЭК), канут в небытие. На смену им придут свободные договора между теплоснабжающими компаниями и единым поставщиком тепла. О каком едином поставщике может идти речь, если только в Краснодаре насчитывается около десятка энергоснабжающих организации. Их что, объединят в единое целое? Все они ОАО или ЗАО, у а каждого есть свои акционеры.

Самое печальное в том, что либерализация, по прогнозам экономистов, может привести к скачку цен на тепло как минимум на четверть.

Впрочем, Минэнерго оставило лазейку регионам. Устанавливать цены на тепло будет Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Регионы, где теплоснабжающие организации получают государственные субсидии или если более 15 процентов в тарифах на тепло приходится на возврат инвестиций в модернизацию, будут самостоятельно определять цену гигакалории.

Сможет ли Кубань воспользоваться этой лазейкой, дабы сохранить самостийность в ценовой политике? Судя по ответу на запрос, РЭК Краснодарского края пока не в курсе законопроекта. «Действующая редакция ФЗ „О теплоснабжении“ не предусматривает расчета индитикативной цены на теплоснабжение».

Таков ответ за подписью руководителя РЭК г-на Милованова. Да мы это и сами знаем. В запросе специально указал ссылку на законопроект Минэнерго, но, судя по всему, на нее чиновники внимания не обратили.

Не смогли они ответить и на другой вопрос: сколько теплоснабжающих компаний, действующих в крае, направляет более 15 процентов от тарифов на теплоснабжение на возврат инвестиций в модернизацию? Может, их вообще в крае нет? Тогда мы попадаем под юрисдикцию ФСТ, которая сама рассчитает цену гигакалории.

Пока то, что касается цен на тепло, носит название законопроект. Шансы его трансформации в закон довольно велики. В этом случае и без того высокая квартплата станет еще выше.

Выход, на мой взгляд, один. Возвращение под государственный контроль оптовых генерирующих компаний и воссоздание единой энергетической страны. Установление общественного контроля над ценообразованием Газпрома. Жесткий контроль над формированием стоимости тепла на уровне края и муниципалитетов. Найти людей, разбирающихся в многочисленных тонкостях тарифной политики, можно, было бы желание власти.

Сергей Капрелов
Специально для «ВК Пресс»

comments powered by HyperComments