Денис Вороненков: «Правительство и кризис»

Денис Вороненков: «Правительство и кризис»
Государственная Дума требует правительственного отчета в кризисном регулярном режиме. Не доклада о принимаемых мерах и дальнейших планах, а именно отчета. И не потому, что депутатам заняться нечем, или они просто любят совать свой нос в чужие дела.

Мы, депутаты, должны знать, что происходит, как нам отвечать на вопросы своих избирателей, тех людей, граждан нашей страны, чьи интересы мы представляем сегодня в Государственной Думе. Это не наш каприз, это требование общества, требование народа.

Ситуация на сегодняшний деть такова, что сумма векторов падения мировых цен на сырье, укрепления доллара и евро, санкций, сокращения физических объемов экспорта, а также не всегда адекватной внутренней финансовой политики и вялой экономической политики может привести страну в крайне тяжелое положение. Причем не только экономическое.

Антикризисный план России должен реализовываться Правительством в тесном сотрудничестве с Федеральным Собранием — это не вызывает никаких сомнений. Все мы прекрасно понимаем, что запланированные антикризисные меры не являются исчерпывающими и при необходимости будут дополняться. Но чем, когда и как — вот об этом нам Правительство должно докладывать регулярно.

В Антикризисном плане Правительства на 2015-2016 годы перечислены некоторые меры, направленные на активизацию структурных изменений в российской экономике, сбалансированность рынка труда, снижение инфляции и смягчение последствий роста цен на социально значимые товары и услуги для семей с низким уровнем доходов, достижение положительных темпов роста и макроэкономической стабильности в среднесрочной перспективе.

Обещана поддержка импортозамещения и экспорта в различных отраслях несырьевых продуктов и технологий; поддержка малого и среднего предпринимателя путем снижения налогов и других финансовых издержек и так далее.

Это все хорошо, но нам хотелось бы видеть конкретику: где, когда, чего и сколько, что это дает стране и как осуществляется на практике. Мы видели уже немало различных программ: «Программу Грефа», «Стратегию 2020», нам могут продемонстрировать еще десяток документов. Но мы хотим и должны знать, как на практике проходит антикризисная работа.

Кризис нужно лечить. Это задача Правительства, но думать при этом оно должно не только о собственном выживании, а прежде всего о народе. О его самочувствии, о его выживании в кризис, о его поддержке. О самодеятельности и экономической активности граждан, ибо по-настоящему вывести страну из кризиса могут только они. Правительство не имеет права загонять людей в экономический тупик, заботясь о благополучии монополий, надеясь, что именно они обеспечат стране экономический рост. Невозможно в дальнейшем полагаться только на торговлю углеводородами, реструктуризация экономики, о которой столько говорилось и говорится, стала уже насущной необходимостью.

Давайте посмотрим, что происходит сегодня хотя бы в одной области — в ЖКХ. С 2002 года потребительские цены выросли примерно в 3 раза, а тарифы ЖКХ — в 12 раз. Это невероятно! Реальные доходы граждан падают, растут долги, проценты и пени, которые люди просто не смогут выплатить никогда. Но ведь очевидно, что монополии в этой сфере и тогда, и сейчас не работали и не работают себе в убыток. Нужны очень жесткие правительственные меры, необходимо как-то обуздать эти компании, учитывая, что часть из них государственные. И именно государство должно позаботиться о своих малоимущих гражданах, а не оставлять их без крыши над головой. Некоторые эксперты рынка полагают, что до определенной степени обуздать аппетиты монополий поможет создание при них общественных советов, ведь кто как не конечный потребитель услуг ЖКХ, лучше всех видит ситуацию изнутри?

Это только один пример, но для наших граждан чрезвычайно важный и болезненный.

На самом деле в России есть все необходимое для роста, все ресурсы, нужно только грамотно их использовать. Многие наши компании готовы развиваться, готовы к импортозамещению — государство должно лишь немного помочь им. Что конкретно делается Правительством в этом направлении? Мы должны знать не только о том, что предусмотрено для поддержки производителя, но и о том, как все поэтапно выполняется план мероприятий.

Знаете, что бывает, если на дворе кризис, а власти поглядывают на него как-то вяло, не дерутся с ним отчаянно или же держатся до последнего в своих мифах и предубеждениях или даже в корыстных интересах, которые и привели страну к кризису. Народ сначала доверяет, потом терпит, посматривая на это искоса, потом с шепотком, а потом уж совсем отчаянно, почуяв дыры в карманах, начинает роптать.

Когда-то так уже было в России. Например, Медный бунт в Москве 1662 года. Причина — обесценение национальной валюты, вспышка инфляции. Почему? Тогда тоже происходили, знаете ли, Украинские события. А потом потребовались немалые расходы на Русско-польскую войну, последовавшую за воссоединением с Украиной. Урок, конечно, давний, но уж очень просится стать аналогией.

Есть урок и поновее. Чтобы случились потрясения 1917 года в России, нужна была дыра в российском бюджете в 75–80% расходов (1915–1916), рост госдолга за время войны в 4–5 раз, инфляция, рост цен в 3–3,5 раза, нарушения в снабжении населения. На нашей памяти и события 1991 года, когда экономическая ситуация завела страну в политический тупик.

И это вовсе не наше национальное бедствие: кризис в Греции международные кредиторы лечили преимущественно выпусканием крови из бедного греческого тела. Результаты — самая большая в еврозоне утечка молодых мозгов за границу, безработица среди молодежи, шестилетнее непрерывное падение ВВП, рост цен. Зарплаты упали на 38%, пенсии — на 45%. Треть населения оказалась ниже уровня бедности. Экономика Греции стала выздоравливать после и в результате принятия программы «общественных работ», но итог был уже предопределен — падение их Правительства.

И наше Правительство должно хорошо понимать, что в этот кризис ему придется «окунуться с головой». Что, борясь с кризисом, оно борется не только за собственное выживание, но и за выживание всей страны, всего народа, представителями которого мы, депутаты являемся. Что, отчитываясь перед нами, депутатами Государственной Думы, оно отчитывается перед своим народом, который вправе знать, что делается для борьбы с кризисом, какие меры принимаются для облегчения жизни граждан в этот нелегкий период. Необходимо знать точно и конкретно. Как говорил наш Президент: «Адреса, пароли, явки...». И никакая другая ситуация нас сегодня устроить не может!

Депутат Государственной Думы ФС РФ, Доктор юридических наук, профессор Д.Н. Вороненков.

Фото: izvestia.ru


Радио «Краснодар»