Тайны русской экономики

 Тайны русской экономики
«Дайте Государству 20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России», — сказал когда-то великий реформатор Петр Столыпин.
Случайны ли совпадения последних дней в экономике страны, или за ними стоит какая-то третья сила?

О присутствии неких спекулянтов на валютной бирже говорили и министр экономики, и Президент. Тем не менее, 16 декабря, с легкой подачи наблюдательных россиян получившее всем знакомое наименование «Черный вторник», оказалось настолько неожиданным, что задергались даже те, кто прежде сохранял холодное спокойствие.

Искусственная паника на валютном рынке в очередной раз показала, насколько важно собственное производство для страны, отстаивающей свои интересы и ведущей суверенную политику. И если самый сильный удар национальная экономика выдержала, то война еще не закончена — подорожание доллара косвенно откликнется во многих сферах, в том числе и в автомобильной, что неминуемо приведет к росту всех цен.

Как грамотно ответить на незаконные санкции со стороны Запада? Как не навредить себе и бизнесу, как стать сильнее в условиях насильной изоляции? Курс на импортозамещение — сильная мера, однако явно недостаточная. Отечественные товары должны массово экспортироваться за границу, создавая реальную конкуренцию существующим европейским и американским аналогам.

Что самое интересное, такие продукты в России есть. Многолетнее сближение с Евросоюзом привело к принятию массы технических регламентов, автоматически «подсаживающих» на экономическую иглу и привязывающих промышленность государства к товарам, произведенным на территории ЕС. В подобных списках значатся холодильные реагенты, усилители вкуса, строительные материалы, автомобильные компоненты и т.д.

Действительно достойным ответом западным странам был бы отказ от спорных и научно необоснованных регламентов. Одним из материалов, которые Европа всячески пытается запретить, является хризотил — безопасная при контролируемом использовании (согласно многочисленным отечественным и иностранным исследованиям) разновидность волокнистого минерала асбеста.

Чтобы оценить возможные выгоды, достаточно вспомнить исследования, проведенные недавно Высшей школой экономики. Так, по подсчетам экспертов, только увеличение доли использования хризотилсодержащих материалов до 10% среди прочих ведет к экономии нескольких млрд рублей в год. А если долю увеличить до 20%, а до 50%? Только за счет замещения строительных материалов страна не только сэкономит огромную сумму денег, но и вложит эти же сумму не в европейских производителей, а в отечественных.

Отдельное внимание стоило бы обратить и на производство тормозных колодок. ЕС исключает содержание хризотила в этих компонентах. Слишком уж большой рынок сбыта: только количество машин в Европе измеряется сотнями миллионов, на каждую из них нужно по четыре колодки, которые раз в пару-тройку лет нужно менять.

При этом ни показатели качества, ни исследования, упорно доказывающие экологичность и безопасность, ни низкая цена в расчет не принимаются. Американский эксперт доктор Д. Паустенбах провел серию экспериментов для изучения возможных рисков, связанных с присутствием хризотила в пыли тормозных колодок. Результаты подтвердили безопасность используемых материалов. Более того, исследования доказали также и безопасность воздействия волокон хризотил-асбеста на специалистов, чья деятельность связана с работой по ремонту автомобилей.

Аналогичные исследования проводили и российские эксперты. Детальный анализ экологической ситуации на загруженных магистралях Москвы показывает, что контролируемое использование хризотила безопасно для здоровья человека. По мнению ученых, исследовавших проблему использования хризотил-асбеста при эксплуатации автомобильных тормозных колодок, зафиксированные на улицах Москвы концентрации всех волокнистых частиц, в том числе и волокон асбеста, минимальны и находятся на уровне, который считается фоновым для атмосферного воздуха больших городов — 0,001 в/мл.

Так зачем же сегодня, когда западный мир принимает санкции против России, когда Украина заявляет о готовности отменить железнодорожное сообщение, продолжать в убыток себе поддерживать иностранных производителей и покупать материалы, которые не лучше, не безопаснее, но вдвое дороже отечественных?



Радио «Краснодар»