«Легенда № 17» — лучший фильм года? Очень грустно!

«Легенда № 17»  — лучший фильм года? Очень грустно!
Спортивный аналитик «ВК Пресс»  нашел грубые ошибки в популярном фильме: зачем нужны были такие дешевые трюки?
Спортивный аналитик «ВК Пресс» — о грубых ошибках в популярном фильме. 

По сути лучшей эта лента не является. Фильм о великом хоккеисте Валерии Харламове — неглубокий, поверхностный, с фактическими ошибками. Этого не могли не заметить искушенные киноакадемики. Тогда почему же они, признанные знатоки, приняли такое ошеломляюще странное решение — вручить «Золотого орла» «Легенде № 17»? Наверняка не потому, что картина была произведена на студии «ТРИТЭ» Никиты Михалкова, выдающегося кинорежиссера... Думаю, вознести «Легенду № 17» — решение в некоторой степени пропагандистское, политического характера, связанное с зимними Олимпийскими играми в Сочи. 

Вспомните, какая развернулась кампания накануне выхода фильма.... Этим и только этим, на мой взгляд, можно объяснить хвалебные отзывы знаменитых игроков и тренеров. 

Валерий Харламов, популярность которого в народе необыкновенно велика, — наилучшая кандидатура. И это нормально, хорошо — страна должна знать своих героев, равняться на них. Только надо это делать душой и сердцем, профессионально, а не по принципу «Сбил, сколотил — вот и колесо. Сел и поехал — как хорошо», а именно такого принципа придерживались создатели фильма «Легенда № 17». 

 После просмотра у меня сложилось мнение, что авторы не совсем понимали, чем они занимаются, ЧТО такое Харламов для страны... Хотя возможности для этого у них были прекрасные: живы те, кто выходил на лед вместе с Харламовым, — а кто лучше друзей и партнеров может рассказать, передать... Есть книга о великом хоккеисте, кстати, с таким же названием — «Легенда № 17». Но, судя по всему, настоящий Харламов не интересовал создателей фильма (режиссер — Николай Лебедев, сценаристы — Михаил Местецкий и Николай Куликов). Вот и состряпали боевичок в худших традициях Голливуда... Внешний блеск, а под ним — шелуха. Если фильм такого уровня признается лучшим фильмом года, то стоит искренне посочувствовать отечественному кинематографу. Если спортивный боевик «Легенда № 17» и военный блокбастер «Сталинград» — первые, то какого уровня тогда все остальные? Неужели это та планка, которую способны преодолеть российские мастера кино? Не верю, хотя за последние 20 лет отбросили нас в этой области далеко назад. 

 Обидно за державу, обидно. Ведь советское кино, наряду с французским и итальянским, считалось лучшим в мире. Выдающиеся фильмы выходили и в других странах, но эпизодически... Впрочем, я не собираюсь заниматься анализом отечественного кинематографа. Просто решение киноакадемиков шокировало меня, вынудило взяться за перо... Не буду говорить о художественных достоинствах «Легенды № 17» — они невысоки. Тут и спорить нечего. Я — о другом. 

Скажите, вы когда-нибудь видели, чтобы герой на экране не имел даже отдаленно внешнего сходства с выдающейся личностью, которую он играет? Я — нет. В той же «Легенде № 17» режиссеры отыскали артиста (Данила Козловский), который близок к образу великого хоккеиста Валерия Харламова. Но почему великий тренер Анатолий Владимирович Тарасов (Олег Меньшиков) не имеет ничего общего со своим героем? Настоящий Тарасов и Тарасов Меньшикова чисто внешне — явные антиподы. И попытки артиста своей игрой исправить дело не приносят должного эффекта. Ну представьте себе, что Льва Толстого играет актер с внешностью Гоголя или Пушкина, а Сталин похож на... Александра Калягина или Леонида Куравлева.... Я смотрю на экран и не вижу Тарасова — передо мной Олег Меньшиков. И это — не мелочь... 

К сожалению, я не был знаком с Тарасовым, но много раз видел его не только на экране телевизора, на хоккейных аренах. В последний раз — в «Олимпийском» во время Игр-1980. Я вошел в зал, еще совершенно пустой, и сразу увидел эту пару: Анатолий Тарасов — Александр Гомельский, двух гигантов мирового спорта. Один — величина в хоккее, другой — в баскетболе. И как же я пожалел в тот момент, что у меня нет фотоаппарата! Кадр получился бы потрясающий. Ну никакой Меньшиков не Тарасов — хоть рвите меня на части! И попытки актера говорить резко и грубо, быть эпатажным, каким был великий тренер, личность неординарная, не спасают. 

Не чувствуется внутренней силы, нет той фантастической энергии, не видно, не чувствуется тарасовского шарма... Тарасов в жизни заметно мощнее, ярче. Добавьте к этому поразительное внешнее несходство... Меньшиков при всем его таланте не смог достичь масштабности, высоты своего типажа... Тарасова, которого мы знали, в фильме просто нет. Как нет в фильме и Валерия Харламова, колоритнейшей фигуры мирового хоккея.. Формально, конечно, он есть. Только нет личности, уникальной, самобытной, которую любил народ, обожали болельщики не только ЦСКА, но и поклонники «Спартака» и «Динамо», «Химика», ЦСКА...

17 — номер был и остается всенародным любимцем. Но, честно говоря, если бы я не знал, кто такой Валерий Харламов, не видел его в деле, не читал всего, что о нем писали раньше, его интервью, я бы вряд ли понял, что это за человек...В фильме Харламов весь какой-то нервный, дерганый. Где-то я прочитал, что после «Легенды № 17» Данила Козловский, исполнитель главной роли, стал народным артистом. Во как загнули, захлебываясь от труднообъяснимого восторга. 

Авторы многое напридумывали. Вы скажете, это художественный фильм, но — о конкретной личности. Не могу понять, зачем известный матч чемпионата страны между ЦСКА и «Спартаком», в котором Тарасов, недовольный действиями арбитров, увел свою команду с поля, был афиширован в фильме как встреча сборной СССР и «Спартака»? Какая художественная ценность от этой нелепости, что выиграл фильм? Такие матчи не проводились — это во-первых. 

А потом, надо же додуматься до такой глупости, что на товарищеский матч двух московских команд пришло первое лицо — Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев... Уму непостижимо. Что бы изменилось, оставь авторы фильма все, как было на самом деле? А ведь это история хоккея. Это называется «грязными одесскими лапами в нашу тонкую петербургскую боль», как выразился в одном из своих писем великий Александр Блок. 

Много путаницы и с ролью, которую сыграл Владимир Меньшов. Я так и не понял, какую организацию он представлял — Спорткомитет или КГБ... Балашов (Меньшов) становится куратором сборной СССР в 1971 году, но так не могло быть, потому что ясность в том, что противостояние хоккейных сборных СССР и Канады состоится, появилась лишь в 1972-м.

Специалисты, знатоки хоккея, отыскали в фильме немало мелочей, неточностей, от которых веет холодным ветром неправды. Речь — о форме: клюшках, шлемах, вратарских масках.... 

«Легенда № 17» — это фильм для дилетантов, для тех, кто прежде ничего не знал о Валерии Харламове и Анатолии Тарасове, о том времени, в котором происходили известные события. 

Остальным — грустно, досадно. Идея хорошая, а вот исполнение — убогое. Кинофильмы о прославленных спортсменах нужны, но только не такие, как «Легенда № 17».

Виктор Анфиногенов
Специально для "ВК Пресс"
comments powered by HyperComments

В тему





День рождения IMAX: земля будущего
День рождения IMAX: земля будущего

20 мая в честь четвёртой годовщины IMAX СБС Мегамолл сеть кинотеатров "Монитор" представит премьерный показ нового блокбастера «Земля будущего».

Все премьеры

 Caliban: лучшее из тяжелого
Caliban: лучшее из тяжелого
Группа «CALIBAN» на сегодняшний день является одним из самых известных коллективов, работающих в стиле металкор (правда, сами члены коллектива утверждают, что они изначально планировали быть хардкоровой группой).

Все концерты

Все премьеры

Все вечеринки