Short-list фильмов от экспертов. Лучшее кино - без раздутых бюджетов

Short-list фильмов от экспертов. Лучшее кино - без раздутых бюджетов
Человечество в опасности (или уже уничтожено). И тут одинокий герой (или простой неудачник) вступает в бой с грозными силами (как правило, пришельцами). В неравном поединке он совершает свой героический подвиг. Ура! Человечество спасено! Герою – слава! Дистрибьюторам – деньги! Все довольны. А тоска зрителя по чему-то качественному, оригинальному растет от показа к показу. Хочется свежих идей и новых героев.

А посмотреть-то нечего! О российском кино традиционно рассуждают именно так. И если среднестатистический зритель в этом вопросе порой еще колеблется, то критики, покидая закрытые показы элитарного кино и просматривая массовое, рассуждают так и никак иначе. Казалось бы, все темы раскрыты, творческие запасы истощены. За последние два месяца на экраны вышла целая вереница зарубежных фильмов с одинаковым сюжетом: «Обливион», «Риддик», «Тихоокеанский рубеж»… Вроде о разном, но вчитываешься в сюжет: человечество в опасности (или уже уничтожено). И тут одинокий герой (или простой неудачник) вступает в бой с грозными силами (как правило, пришельцами). В неравном поединке он совершает свой героический подвиг. Ура! Человечество спасено! Герою – слава! Дистрибьюторам – деньги! Все довольны. А тоска зрителя по чему-то качественному, оригинальному растет от показа к показу. Хочется свежих идей и новых героев.


Российское кино от краха спасает только то, что в новейшей истории оно делает первые шаги. Поэтому и темы кажутся не банальными. И гордость какая-то заставляет нашего зрителя идти в кинотеатры: может что-то интересное покажут.


Ни для кого не секрет, что на «подъем» кинематографа решено было выделить три миллиарда рублей. Большая часть этой суммы досталась компаниям-мейджорам безвозмездно (то есть даром). А вот в Казахстане, не скрывая сарказма, замечают: «Были бы эти деньги у нас (можно даже не на год, а лет на десять), мы бы ТАКОЕ кино снимали!». И им почему-то веришь.


Не хватает российскому кинематографу не денег, а идей, считают эксперты.

- Отсутствие творческой среды трагически влияет на кинопроцесс. Каждый создает свои фильмы самостоятельно, нет творческого диалога, - отмечает редактор журнала «Искусство кино» Елена Стишова. - Вроде бы мы получили все возможные свободы. Но когда задумаешься, получается, что потеряли мы в результате гораздо больше. Мы живем в ситуации глубокой духовной стагнации. Примечательно, что когда собирается какая-нибудь кинематографическая тусовка, ее участники говорят в первую очередь о деньгах. Говорить о художественных идеях, о творческих поисках считается даже дурным тоном.


И все это отчасти потому, что продюсеры зарабатывают вовсе не на результате - «выхлопе» от проката картины, а на ее производстве. Провалился фильм, а с них и взятки гладки. Никто не потребует высоких показателей, и деньги назад тоже не попросит. В результате, получил миллион, снял на пятьсот тысяч, остальное распилил.


Наконец, ведущие кино-эксперты задумались: можно ли создавать качественное кино без серьезных расходов? Оказывается можно. Яркий пример тому - «Легенда №17»: при общих затратах на производство в 13,5 тысяч долларов, он собрал в прокате почти в два раза больше.


Елена Стишова предложила следующие картины, которые были созданы при маленьком бюджете. Но, при этом, по ее мнению, сделаны в высшей степени профессионально.


«Пыль» Сергея Лобана (бюджет $ 3 000)

Картина о современном «маленьком» человеке. Такого можно найти везде: среди соседей, коллег, далеких знакомых, а иногда и в собственной квартире. Леша, главный герой, живет в собственной системе. Его мало интересует то, что происходит вокруг, как в принципе и он сам. Однако этой ситуации суждено измениться. Леша становится участником странного эксперимента: из тучного мужичка он на минуту превращается в античного атлета. И тут понеслась погоня за новым образом, обрамленная в захватывающую серию приключений и неожиданностей.

«Пыль» из разряда мотивационного кино. Посмотрел, ужаснулся и пошел что-то делать. Во всяком случае, эмоциональный заряд она дает посерьезнее, чем американские сказки про супергероев.


«Шапито шоу» Сергея Лобана ($ 2 миллиона)

Фильм, в корне отличающийся по своему характеру от предыдущего. Связывает их только, пожалуй, неподдельные человеческие чувства. Картина состоит из четырех новелл: «Любовь», «Дружба», «Уважение», «Сотрудничество». И герои каждой из них, конечно же, оказываются в «Шапито-шоу». Опять же, зрителю гарантирован позитивный настрой (комедия, в конце концов) и лишний повод порассуждать о бытие.


«Как я провел этим летом» Алексея Попогребского ($ 2,5 миллиона).

Фильм хоть и не назовешь дешевым, все-таки свой бюджет он покрыл с лихвой. В представлении эта картина не нуждается. Триллер, так не характерный отечественному производителю, рассказал о современных стоиках – полярниках, попавших в самую невероятную ситуацию. Охарактеризовать его можно просто – качественный.


«Жила-была одна баба» Андрея Смирнова ($ 4 миллиона) – его можно отнести к разряду копродукции.

Фильм о простой русской женщине, без фольклора и излишнего русофильства. В кадре – Тамбовская губерния 1909-1921 года. Мировая и гражданская войны, революция – все, через что пришлось пройти жителям русских деревень. Без политики и громких лозунгов – художественная огранка того, что было на самом деле.

Отдохнуть под этот фильм наврядли удастся. «Жила-была одна баба» - кино для тех, кто хочет, порассуждать, погрузиться в историю станы без прикрас.


Вопросы нашей ментальности были невероятно популярны в недавнем прошлом. Сейчас почему-то кинематографисты отказались от зарисовок на сугубо российские темы. Подхватывая общий мейнстрим, они стараются создавать экшены и триллеры. Получается коряво: так работать со спецэффектами, как на западе, у нас получается не всегда. И очень уж не хватает в них традиционной русской смекалки (типа, как Иванушка-дурачок на Кощея ходил).


К short-list можно добавить несколько картин – участников XXII открытого фестиваля кино стран СНГ и Балтии «Киношок»:


«Почему я тут», режиссер Дарья Сидорова (на «Киношоке» он получил спецприз «За чистоту намерений»)

Этот фильм был снять в буквальном смысле малыми силами. Сегодня его единственный минус в том, что он не вышел в прокат. История о мальчике-аутисте. Она практически лишена социального подтекста, как скажем, похожая по сюжету картина «Антон тут». Дарья показывает жизнь обычной семьи, которая столкнулась с такой проблемой. А главное, очень подробно раскрывает образ главного героя Расула.

- Сначала он меня совсем не замечал. Потом начал задавать вопросы, ответ на многие их которых я не могла найти. Однажды он показал на бюст Ленину и спросил: «Это произведение искусства?», - рассказала Даша Сидорова. – Один единственный раз я не взяла камеру, когда шла помогать его маме. И это мой большой промах. Потому что в этот день мы пошли гулять во двор. Он подошел к машине, стал забираться на нее. А потом сказал: «Почему я тут? Почему не таким как все. Я хочу водить машину, хочу уехать…». На этом история закончилась. Для меня это была та точка, после которой на экране должно появиться - The end.


«Шал» (Старик), режиссер Ермак Турсунов (обладатель Гран-при фестиваля «Киношок»)

На создание этой картины вообще ушло $ 800 000. При этом по качеству операторской работы, монтажа, да и что скрывать, по сюжету, он вполне может потягаться с многобюджетными блокбастерами.

В основе, конечно, лежит глубокая степная мораль о безвозмездном добре и самопожертвовании. Главного героя остальные считают простачком. Но именно он в результате оказывается мудрее и сильнее многих. В фильме есть мораль, добавили создатели и немного экшена. В результате картина получилась достаточно динамичной.


Такую киноподборку предлагают эксперты, оценивая работы как наиболее удачные и понятные не только ограниченному кругу посвященных, но и массовому зрителю. Кстати, критики постепенно перестают разграничивать кино на элитарное и для всех. Мейнстрим нередко преподносит приятные сюрпризы, выводя российское кино на качественный уровень. Жаль только, что кинопроизводство напоминает ломаную кривую: после взрывной премьеры – долгий и печальный дрейф.

Анастасия Воронович

ИА «ВК Пресс»



comments powered by HyperComments


День рождения IMAX: земля будущего
День рождения IMAX: земля будущего

20 мая в честь четвёртой годовщины IMAX СБС Мегамолл сеть кинотеатров "Монитор" представит премьерный показ нового блокбастера «Земля будущего».

Все премьеры

 Caliban: лучшее из тяжелого
Caliban: лучшее из тяжелого
Группа «CALIBAN» на сегодняшний день является одним из самых известных коллективов, работающих в стиле металкор (правда, сами члены коллектива утверждают, что они изначально планировали быть хардкоровой группой).

Все концерты

Все премьеры

Все вечеринки