«Сталинград»: почему сегодня фильмы про войну кричат, но не говорят ничего?

«Сталинград»: почему сегодня фильмы про войну кричат, но не говорят ничего?
Если «Сталинград» и не возьмет «Оскара», то большие сборы в родном кинопрокате ему обеспеченны. Очень уж много шума вокруг этой картины. Стоит ли овчинка выделки, и на что Бондарчуку можно рассчитывать в Голливуде?

Если «Сталинград» и не возьмет «Оскара», то большие сборы в родном кинопрокате ему обеспеченны. Очень уж много шума вокруг этой картины. Стоит ли овчинка выделки, и на что Бондарчуку можно рассчитывать в Голливуде?


Такое внимание к этой картине не случайно. Не так часто кинематограф преподносит нам подобные сюрпризы: не пресные, отдающие грязным бельем комедии, не показушные ужастики, а военные патриотические драмы.

Реакция зрителей на «Сталинград» получилась совершенно разноплановой: кто-то покидал зрительный зал молча сразу, как только по экрану побежали титры, а кто-то еще долго всхлипывал, уткнувшись в заплаканный платок.


Конечно, режиссер, изначально нацелившись на мировой уровень, всю «душу» вложил в техническую составляющую картины. Поэтому спецэффекты поражают с первых кадров. И, к сожалению, перекрывают основные сюжетные линии. Их, кстати, две. Во-первых, история спасателя, от имени которого и идет повествование. Он рассказывает зрителям о том, что происходило в ноябре 1942 года в Сталинграде, где переживала осаду его мама. И о своих пяти «отцах» (почему же все-таки пятеро – вопрос, который не отпускает меня до сих пор. Солдат было шестеро. Да, матрос участвовал только в батальных сценах и за всю картину обмолвился лишь несколькими словами. А в основном сидел на заднем плане, не встревая в общую суть происходящего. Но тогда какую задачу перед ним ставил режиссер? Вопросы, и только).


И вот тут, собственно, начинается вторая сюжетная линия: оккупированный Сталинград. Русская армия готовит наступательную операцию, которая с треском проваливается – немцы взрывают запасы топлива. Сотни советских солдат, бегущих на штурм, заживо сгорают, накрытые мощным потоком огня. Редкие прорвавшиеся, не люди уже, а горящие демоны, выбегают из огненной стены и попадают под шквальный обстрел немцев… Несколько солдат все-таки смогли укрыться в полуразрушенном доме (известном сейчас как дом Павлова). Но, оказывается, он не пустой. В нем одиноко живет девятнадцатилетняя Катя.


Многие обвиняют фильм в отсутствие психологизма. Его действительно нет в отношениях героев. Но зато в избытке в батальных сценах. Ужас идущих на смерть, ненависть замученных и оскорбленных – все это, преломленное 3D-взглядом, предстает зрителю в утроенной степени. Отсюда и неудобно было некоторым. Особенно когда после просмотра выходишь на улицу, где мелькают фонари, играет музыка и кипит жизнь. Где нет грязи и ужаса, где не надо бороться за жизнь и держаться из последних сил. В этом - весь трагизм и вся мощь. О такой войне отчасти нам рассказывали ветераны.


А что до героев? Режиссер попытался нам представить судьбу каждого из них. Вот Никифоров, например, - бывший оперный певец, ставший за годы войны замкнутым и суровым. Или Тютя – скромный в отношениях с девушками парень и вообще тихоня, но честный, открытый и смелый.


И хотя характеризуют создатели фильм как «историю любви, которая зарождается в пекле страшной битвы», кто в кого влюблен становится понятно только на финишной прямой. И во многом, кстати, благодаря актрисе Марии Смольниковой (Кати), которая своим образом затравленного котенка с храбрым и любящим сердцем, по сути, вытянула весь драматизм картины.


Нет здесь глубокой личной, но такой понятной трагедии Вероники (Татьяны Самойловой) из «Летят журавли». И нет выворачивающей наизнанку душу боли и обиды, как в фильме «Они сражались за Родину», который, кстати, снял Сергей Бондарчук.


Мне всегда было интересно, куда ушли душевные фильмы, пронзительные темы о человеке, о его судьбе. И через него взгляд на всю страну. Почему сегодня фильмы про войну кричат, но не говорят ничего. Может, просто снимали те фильмы люди, которые прошли через войну: сами участвовали в боях или были детьми в то время. Но самое главное, они прочувствовали время войны насквозь, побывали внутри. Может, поэтому во взгляде этих артистов мы видим боль матерей, отправляющих детей на фронт, горечь отцов, утративших веру в собственные силы. Кстати, возможно, именно это делает легкий на первый взгляд фильм «В бой идут одни старики» таким трогательным.


В «Сталинграде» была ненависть, ужас, боль… но вот судьба героев прозвучала очень уже тихо, ненавязчиво, поэтому и не запали их трагедии в душу зрителей. Только судьба фашиста капитана Канна (Томас Кречман) уж очень ярко и подробно прописана. И даже в какой-то момент прокрадывается сочувствие. Но лишь до того момента, когда он начинает рассуждать о преступном неблагородстве русских, которые сражаются не ради победы, а ради мести.

Не было в фильме трагедии всего народа. Была ненависть и желание отомстить.


Вместо послесловия: а есть ли шанс?

Плюсы и минусы «Сталинграда» каждый оценит по-своему. Фильм обошелся его создателю в $30 000 000. А вот стоит ли рассчитывать Федору Бондарчуку на долгожданного «Оскара»?.. Сегодня в long-list 76 картин. Комиссия выберет только пять из них. Short-list номинантов на премию Киноакадемии будет известен 16 января. Давайте посмотрим, кто становился обладателем одной из самых престижных кинопремий в последние годы.


В 2009 году право называться лучшим фильмом получил «Миллионер из трущоб» Дэнни Бойла. История об индийском парне, выигравшем миллион на телеигре. И в результате попавшем в самые невероятные злоключения. Кстати, в этом же году «Миллионера» обошел по количеству номинаций фильм Дэвида Финчера «Загадочная история Бенджамина Баттона», до слез трогательная фантастическая история о человеке, который вопреки законам природы не старел, а молодел.


В 2010 году победителем становится «Повелитель бури» Кэтрин Бигилоу. В целом тоже фильм о войне. Только на этот раз в фокусе – Ирак. А лидерство по числу номинаций он разделил с «Аватаром» Джеймса Кэмерона. Здесь комментарии излишни. Может, картина и вызывает обвинения в прямолинейности и пафосности, но отчасти с этой целью ее и создавали.


В 2011 году лучшим фильмом, как и лидером по числу номинаций, стала картина Тома Хупера «Король говорит». Простенький на первый взгляд сюжет перерос в грандиозную драму, приоткрывающую завесу в жизнь и отношения членов королевской семьи и, в то же время, рассказывающую о трагедии одного человека (пусть и короля Великобритании).


В 2012 году лучшим фильмом признан «Артист» режиссера Мишеля Хазанавичуса. Очень трогательная музыкальная комедия, где есть и любовь, и борьба за место «под солнцем», и проблема – немое кино вместе с его идолами уходит в небытие, - и, наконец, великолепная музыка.


В 2013 году в главной номинации «Лучший фильм» победила картина «Операция «Арго» Бена Аффлека. По сюжету агент ЦРУ должен вывезти шесть американских дипломатов, застрявших в Тегеране после революции в Иране в 1979 году.


Удастся ли России войти в ряды победителей в 2014 году?

Анастасия Воронович

Специально для «ВК Пресс»



comments powered by HyperComments


День рождения IMAX: земля будущего
День рождения IMAX: земля будущего

20 мая в честь четвёртой годовщины IMAX СБС Мегамолл сеть кинотеатров "Монитор" представит премьерный показ нового блокбастера «Земля будущего».

Все премьеры

 Caliban: лучшее из тяжелого
Caliban: лучшее из тяжелого
Группа «CALIBAN» на сегодняшний день является одним из самых известных коллективов, работающих в стиле металкор (правда, сами члены коллектива утверждают, что они изначально планировали быть хардкоровой группой).

Все концерты

Все премьеры

Все вечеринки