Алексей Князев: Самым знаковым событием стало появление трехсекционного трамвая

Алексей Князев: Самым знаковым событием стало появление трехсекционного трамвая
Алексей Князев, директор Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления, дал большое интервью газете "Вольная Кубань" и рассказал о результатах деятельности предприятия в 2016 году и поделился планами на будущее.

– Алексей Иванович, в прошлом году одним из ключевых результатов КТТУ стало получение дополнительного дохода в размере 230 миллионов рублей. А в этом году какие финансовые результаты?

– Год для нас выдался непростым, и я очень благодарен команде предприятия, что мы достойно ответили на все вызовы, возникшие перед нами, в особенности – в части улучшения финансового положения. Главным результатом является то, что темп, взятый командой предприятия в 2015 году, удалось не сбавлять и ныне. В прошлом году была серьезно оптимизирована работа предприятия и получен дополнительный прирост выручки в размере 230 миллионов рублей. Прогноз этого года показывает, что эту планку мы сможем удержать. Многие моменты, связанные со сбором выручки, работой кондукторов, мы улучшили так, что пока и улучшать уже некуда, поэтому в уходящем году продолжили работу по оптимизации маршрутной сети, что снизило темп прироста убытков. Сейчас наши действия направлены на то, чтобы развивать рентабельные маршруты. Например, если раньше выручка троллейбусов 7-го и 20-го маршрутов составляла 8 тысяч рублей, то сейчас это 12 тысяч в день на машину. Увеличение доходной части говорит о том, что у троллейбусов есть перспективы.

Усилия наши также были направлены на погашение задолженностей в бюджетные и внебюджетные фонды. Долги накапливались в течение пяти лет. В этом году мы перечислили более 430 миллионов рублей налогов на доходы физических лиц. 203 миллиона – в Пенсионный фонд. С НДФЛ ситуация у нас уже ровная. В ближайшие кварталы мы начнем серьезно погашать задолженности перед Пенсионным фондом. Общие суммы отчислений по налогам и сборам в этом году у нас составят более 700 миллионов рублей.

 – Какие ключевые достижения предприятия в уходящем году вы считаете знаковыми для развития общественного транспорта?

– Самым знаковым событием было появление первого трехсекционного трамвая. "Витязь" вызвал небывалый ажиотаж. Казалось, что это слишком дорогое удовольствие для Краснодара, но мы совместно с руководством города привлекли внимание к МУП "КТТУ" и заключили очень выгодное соглашение на беспроцентную рассрочку на приобретение этого состава. "Витязь" по вместимости сопоставим с тремя новыми вагонами, и при этом вместо трех водителей и трех кондукторов его обслуживают один водитель и один-два кондуктора. Пассажиры отметили, что КТТУ все-таки движется вперед и старается развиваться даже в трудное время.


        Нами заинтересовались зарубежные производители — белорусское подразделение компании "Штадлер". 


Нами заинтересовались зарубежные производители — белорусское подразделение компании "Штадлер". По предложению краевого министерства транспорта было подписано соглашение о проведении на базе нашего предприятия испытаний трамвая "Метелица". Все это было сделано для того, чтобы в будущем "Штадлер" мог конкурировать за право оснащения нашего предприятия новой техникой. Это очень важно для города: пассажиры давно ждут новый современный транспорт с низким уровнем пола, кондиционерами и другими элементами комфорта. И мы прилагаем все усилия, чтобы "Метелица" осталась работать в Краснодаре.
К сожалению, планы по крупноузловой сборке трамваев на базе КТТУ немного отодвинулись. Мы сейчас нацелены на дальнейшее финансовое оздоровление предприятия. Нам нужно в первую очередь избавиться от долгов. Без поддержки это непросто сделать. Например, сегодня себестоимость одной поездки на трамвае превысила 20 рублей, на троллейбусе уже составляет 34 рубля, а на автобусе — 31 рубль. В других городах эту межтарифную разницу предприятия горэлектротранспорта получают в виде субсидий, мы же никаких дотаций и компенсаций из бюджета, кроме проезда льготников, никогда не видели. Работаем только за счет собранной выручки, это наш главный источник дохода. Вот и выкручиваемся, как можем.


        У нас одна из лучших контактных сетей в России и  лучшее трамвайное полотно. Даже Москве и Петербургу есть чему у нас поучиться.


Но есть и приятные моменты. Знаковым событием, подчеркивающим статус предприятия в отрасли, стала конференция Международной ассоциации предприятий горэлектротранспорта. На базе КТТУ собирались руководители крупнейших российских предприятий ГЭТ. Профессионалы признали, что наш электротранспорт находится на очень высоком уровне. Они отметили, что у нас одна из лучших контактных сетей в России и лучшее трамвайное полотно. Даже Москве и Петербургу есть чему у нас поучиться. Если в Питере, например, изобрели устройство, которое измеряет износ сети, то наши специалисты отметили, что у нас нет износа. При правильном использовании токосъема на основе графита наши трамваи и троллейбусы ходят как по маслу, и сеть практически не изнашивается. Например, в районе улицы Фадеева в Пашковском микрорайоне еще 15 лет назад контактную сеть нужно было менять, однако после применения графитовых вставок износ практически прекратился. Сейчас мы даже не ставим в планы замену, потому что в этом нет необходимости. И это опять-таки – экономия. Конференция показала, за счет чего мы добиваемся таких результатов. Это ежедневная кропотливая работа, это те же наши рельсошлифовальные, рельсосмазочные машины, которые работают по ночам и о которых мало кто знает. Большую работу ежегодно проделывают наши службы пути и энергохозяйства, чтобы электротранспорт работал без перебоев.

Продвинулись мы в этом году и в борьбе с помехами, которые создает трамваям личный автотранспорт на центральных улицах – несколько наших трамвайных вагонов оснащены камерами автоматической фиксации нарушений ПДД. Когда водители частного автотранспорта создают заторы и препятствуют движению состава на выделенных полосах, видеокамеры в онлайн-режиме передают данные в ГИБДД, а оттуда «письма счастья» приходят нарушителям. В дальнейшем, думаю, это приведет к тому, что приоритет общественного транспорта будет укреплен.

Получили развитие и автобусные перевозки нашего предприятия. Нам удалось сделать автобусный маршрут № 2Е эталонным в части соблюдения интервалов движения, и теперь пассажирам не нужно долго ждать, на маршруте работают комфортные "олимпийские" автобусы. Были улучшены параметры работы автобусных маршрутов № 14 и 96, что вызвало положительный отклик у пассажиров и прирост доходов от перевозок. В этом году мы приступили к обслуживанию в измененном виде автобусного маршрута № 10. Растущий пассажиропоток подтверждает, что именно такое высокое качество автобусных перевозок нужно Краснодару и по остальным востребованным направлениям.

– А какие новые сервисы были предложены пассажирам общественного транспорта?

– В этом году по инициативе инвестора началось оснащение муниципального транспорта оборудованием для беспроводного выхода в Интернет. Пока эта услуга больше востребована на трамвайных маршрутах. Инвесторам нравится, что там большой пассажиропоток и обширное рекламное поле. Это дает основания полагать, что проект продолжится и в следующем году, уже сейчас работы по установке дополнительных комплектов оборудования продолжаются.

Хотел бы отметить, что многое сделано в этом году для маломобильных граждан. Внедряется система информирования "Говорящий город", которая позволяет оповещать инвалидов по зрению о прибывающем на остановку транспорте. Теперь слабовидящие могут без сопровождения доехать туда, куда нужно. К концу этого года системой будет охвачено более 200 единиц транспорта, а в наступающем году мы приблизимся к полному охвату муниципального транспорта системой "Говорящий город".

Завершаем работу по оснащению транспорта электронными маршрутоуказателями, которые придут на смену старым трафаретам и будут хорошо видны в темное время суток. До конца года все трамваи и часть троллейбусов будут укомплектованы современным оборудованием для информирования пассажиров.
Совместно со Сбербанком была введена оплата проезда банковскими картами и с помощью мобильных устройств. Начали мы с пятого трамвайного маршрута. Это наш пилотный проект, у которого, надеюсь, есть будущее. Все зависит от востребованности услуги у пассажиров.

– Сейчас по Краснодару курсируют современные трамваи "Витязь" и "Метелица". Насколько нам известно, жители высказались, что им удобнее ездить в "Витязе". Какие перспективы обновления подвижного состава КТТУ в будущем году?

— Сказать, что жители Краснодара выбрали "Витязь", можно, но только с незначительным перевесом. Кому-то нравится красный "Витязь", кому-то желтая "Метелица". С точки зрения технических характеристик, у каждого состава есть свои преимущества. За время эксплуатации нам удалось увидеть все сильные и слабые стороны вагонов. Для нас самое главное, чтобы развивалось предприятие и обновлялся подвижной состав, это – ключевой приоритет. Однако дальше вопрос закупок конкретных моделей зависит от решений краевой и городской администраций, от возможностей бюджетов.

У "Метелицы" испытания закончились еще в октябре, но ее пребывание временно продлили. Нам бы хотелось, чтобы она осталась, но денег на ее приобретение у КТТУ сейчас нет. Если нам какую-то помощь окажет муниципалитет или регион, то мы с удовольствием "Метелицу" оставим и даже будем готовы частично оплатить стоимость этого вагона. Обновление парка планируем, перспективу видим, но пока что, как я уже говорил, в приоритете – финансовое оздоровление. Оно позволит нам "дышать полной грудью" и продуктивнее решать задачи развития.

С нового года будет новый тариф, но в него не заложена инвестиционная составляющая. Туда включены расчеты за «олимпийские» автобусы, по которым мы до сих пор ежемесячно платим по девять миллионов рублей. На протяжении двух лет наше предприятие выплатило из собственного кармана более 200 миллионов рублей за этот транспорт. А это значит, что именно на такую сумму увеличивались и наши убытки, не покрываемые тарифом и никем не компенсируемые.

– Остались ли на предприятии резервы для оптимизации расходов и бизнес-процессов или выправить финансовое положение возможно только за счет поднятия тарифа?

– Говорить о том, что оптимизация позволит нам сэкономить 50 или 100 миллионов, невозможно. Мы оптимизируем не к какой-то определенной дате, не к какому-то определенному срезу, не для симпозиума, фестиваля или семинара. Когда мы видим, на чем можем сэкономить, тогда экономим. В прошлом году благодаря внедрению зарплатных карт уменьшились расходы на бухгалтерию, кассиров, услуги инкассации и так далее. Сейчас, например, занимаемся созданием электронных путевых листов. Сокращается число нарядчиков, учетчиков рабочего времени. Оптимизация идет постоянно. В будущем, если у нас на конечных пунктах появятся электронные устройства, которые смогут выполнять функции линейных диспетчеров, уменьшатся расходы на диспетчеризацию транспорта.

Свежий пример – раньше по условиям конкурса мы заправляли автобусы на АЗС в семи километрах от обоих депо. Представьте, по 70 автобусов из каждого депо каждый день наматывали по 14 километров впустую только для того, чтобы заправиться. Это дополнительный износ резины, запчастей, расход топлива. В этом году мы установили на территориях депо передвижные заправочные станции. В целом получилась экономия на 16–18 миллионов рублей в год. И поиск новых резервов для экономии – это наша повседневная задача. Но не в ущерб качеству.

– Кондуктор – профессия тяжелая. Что происходит с текучкой кадров в это непростое время? Стараются ли люди удержаться на месте или, наоборот, приходят и уходят?

– Я бы разделил кондукторский состав на несколько категорий. Есть те, которые проработали более десяти лет. Это специалисты в своей профессии. Они понимают, что работа тяжелая, но они с ней сроднились, они даже пассажиров знают по именам. Есть те, которые проработали пять лет. Они понимают, что вроде бы срастаются с профессией, что им это нравится, что это их дело. А вот другая категория, которые работают год-два, у них большая текучесть. Часто не выдерживают: кто-то на эмоциях, у кого-то пассажир себя повел неадекватно, у кого-то печка неисправная, холодно. Нужно быть очень стрессоустойчивым человеком, чтобы работать кондуктором, потому что, если возникает проблема — по нашей или не по нашей вине, — первым принимает удар кондуктор.


        Нужно быть очень стрессоустойчивым человеком, чтобы работать кондуктором.


Кондукторы — это бойцы нашей передовой. На них заслуженно и незаслуженно выливается весь негатив. Это целое искусство — выйти из сложной ситуации позитивно. Поэтому я очень благодарен им за ту психологически непростую работу, которую они выполняют каждый день.

– Есть ли эффект от рейдов против безбилетников? Будете ли вы их проводить?

– Эффект есть, но постоянно мы их проводить не можем, потому что в УМВД нет специальных людей, которых можно выделять для этих целей. Мы планируем проводить рейды два раза в год, но опять же по согласованию с УМВД. Мы бы и сами все делали, но у нас нет таких полномочий. Возможно, новая Госдума примет решение, которое позволит предприятию наладить работу контролеров с соответствующими полномочиями, чтобы мы могли воздействовать на безбилетников.

 Администрацией Краснодара принят документ планирования в сфере перевозок общественным транспортом. Весной будущего года грядут большие изменения автобусной маршрутной сети. Это поможет городу отрегулировать транспортную систему? Полезны ли эти новации будут вашему предприятию?

– Согласно 220-му Федеральному закону деятельность каждого маршрута заранее прорабатывается департаментом транспорта. Документ планирования – это настоящая "транспортная конституция", и предназначен он для улучшения транспортной схемы города и для того, чтобы задать понятные правила игры для всех. Любое изменение в документ вносится за шесть месяцев до сроков введения для того, чтобы перевозчик мог сгруппировать свои силы, внести изменения, что-то улучшить, обновиться. Сейчас у нас случается, что один маршрут дублирует другой на большей части трассы, и начинается нездоровая конкуренция – нужно больше подвижного состава, неважно, какого он качества, главное – быстрее, водители начинают друг друга обгонять, подрезать, резко тормозить, создавать аварийные ситуации. Все ради того, чтобы первыми успеть забрать пассажира. А когда на одном направлении есть основной магистральный маршрут, исключены всякие гонки, упор идет на качество, а снижение избыточного дублирования улучшает экономику маршрутов и дает дополнительные ресурсы для развития. Документ планирования был принят в конце сентября и со второго квартала 2017 года начнет выполняться.

 Давний больной вопрос с продлением трамвайной линии по улице Московской, решение которого так ждут жители Прикубанского округа. Есть ли здесь какие-то перспективы?

– Вопрос вступил в стадию проектирования. Проектному институту же необходимо документальное подтверждение земель, на которых планируется дорога. А такие документы пока невозможно предоставить, потому что у муниципалитета есть сложности с рядом земельных участков, по которым должен пройти трамвайный путь. Вопрос упирается именно в это. А так строительство обойдется в 350–400 миллионов рублей. Это значительная сумма, но не катастрофическая. А вот земельные участки и их выкуп — это действительно дело сложное. Мы, в свою очередь, подтверждаем, что от жителей города поступают такие пожелания, они давно ждут новую линию. Нам самим это интересно, потому что это и положительные эмоции наших пассажиров, и дополнительные финансовые вливания в наше предприятие.

– В последние пару лет КТТУ сделало большие шаги для получения обратной связи от пассажиров – специальный раздел на сайте, круглосуточная горячая линия, страницы в популярных соцсетях. Увеличился ли поток жалоб и обращений? В работе это больше помогает или мешает? Зачем предприятию обратная связь от пассажиров?

– Я бы разделил жалобы на две группы: есть жалобы реально обоснованные, реально помогающие и предприятию и жителям. Бывают такие, когда личные эмоции перекрывают все разумное: кому-то хочется очернить кондуктора, кому-то – отомстить водителю. Мы все эти случаи проверяем: отсматриваем записи с камер видеонаблюдения, проверяем системы ГЛОНАСС. Обоснованные жалобы нам помогают, необоснованные – отвлекают от работы. Пользуясь случаем, хотел бы сказать краснодарцам: "Обращайтесь к нам с конструктивными пожеланиями. Мы настроены на улучшение предприятия. С вашей помощью мы сможем двигаться вперед".

Беседовал
Сергей КОРНИЕНКО.

Фото: Савва Юдин, "ВК Пресс".

comments powered by HyperComments


День рождения IMAX: земля будущего
День рождения IMAX: земля будущего

20 мая в честь четвёртой годовщины IMAX СБС Мегамолл сеть кинотеатров "Монитор" представит премьерный показ нового блокбастера «Земля будущего».

Все премьеры

 Caliban: лучшее из тяжелого
Caliban: лучшее из тяжелого
Группа «CALIBAN» на сегодняшний день является одним из самых известных коллективов, работающих в стиле металкор (правда, сами члены коллектива утверждают, что они изначально планировали быть хардкоровой группой).

Все концерты

Все премьеры

Все вечеринки