Андрей Горбань: У каждого закона есть две важнейшие стороны

Андрей Горбань: У каждого закона есть две важнейшие стороны
В Законодательном собрании края представили комитет по вопросам законности, правопорядка и правовой защиты граждан.

Комитет на нашу беседу собрался в полном составе. И в этом был особый смысл: направления работы уже распределены, каждый член комитета отвечает за определенный участок. А при их многообразии четкое распределение нагрузки крайне необходимо. 

Дело в том, что у комитета по вопросам законности, правопорядка и правовой защиты граждан, как нам представляется, нет времени для долгих поисков себя. Законотворческий и контрольный процессы, запущенные прежними созывами Законодательного собрания, продолжают в том же темпе и вновь избранные депутаты. И каждый документ непременно должен пройти экспертную стадию, на сессию вноситься выверенным в правовом отношении. 

Встреча членов комитета по вопросам законности, правопорядка и правовой защиты граждан с представителями краевых печатных изданий стала очередной в серии брифингов, проводимых профильными комитетами ЗСК по поручению главы парламента Кубани Юрия Бурлачко.

Оценку поставит избиратель

Начал председатель комитета Андрей Горбань по сложившейся традиции с представления коллег. Мы сделаем это вслед за ним.

Борис Юнанов — заместитель председателя комитета, профессиональный юрист, сегодня работает в строительном бизнесе, но прошел большую школу в прокуратуре края.

Иван Жилищиков — секретарь комитета, профессиональный юрист, начал трудовую биографию в МВД, а затем возглавил юридическую службу регионального отделения КПРФ. В настоящее время — член бюро краевого комитета КПРФ, кандидат в члены Центрального комитета КПРФ. Член фракции КПРФ в кубанском парламенте.

Члены комитета:

Владимир Агафонов, генеральный директор двух организаций — «Газпром газораспределение Краснодар» и «Газпром межрегионгаз Краснодар».

Андрей Дорошенко, директор ПКФ «Дорожно-транспортная компания», город Армавир.

Андрей Горбань:

— Председатель ЗСК Юрий Александрович Бурлачко поставил перед нами задачу — использовать в работе все то доброе и хорошее, что было заложено прошлыми созывами ЗСК. И развиваться — вот это и есть девиз нашей нынешней деятельности. Иначе нельзя, комитет включен в решение очень важных общественных проблем. Вы знаете, что именно Законодательное собрание утверждает на сессиях мировых судей. Но, наверное, детали подготовки этих вопросов на сессию — поверьте, это очень непростая и кропотливая работа, как всякая связанная с кадрами. 

Особый пласт — обращения граждан, которые поступают в ЗСК. Много проблем в сфере службы участковых — главная из них кадровая, что не работает в целом на обеспечение охраны общественного порядка. А еще добровольные народные дружины, участие казаков в охране общественного порядка и прочее и прочее.

— Но вы же, Андрей Евгеньевич, не новичок в ЗСК, долгое время руководили правовым управлением. Так что ничего нового вроде как и нет?

— Новое есть. Если раньше от меня требовалась подготовка управленческого решения, то сейчас непосредственно участвую в его принятии. Сами понимаете, это несколько разные вещи и другая ответственность. Ну и потом, надо понимать разницу между аппаратной и депутатской работой. За моей спиной — избиратели Виноградного избирательного округа, а это Крымский район и одно из поселений Темрюкского района. Люди за меня, как и за моих коллег, голосовали, и перед ними мы в ответе.

Судьи и судьбы

— Вы в качестве первой проблемы обозначили мировых судей. За много лет работы парламентским корреспондентом помню только один случай, когда кандидатуру на сессии отклонили. Какие предъявляются требования к кандидатам на должности судей? Нужно ли менять принципы их отбора? Ведь судьи порой — это судьбы людей.

— Одна из функций нашего комитета — участие в формировании мировой юстиции на территории края. Институт существует уже 17 лет. И хорошо, что мы имеем только один неудачный опыт, когда кандидатуру пришлось отклонить. Это говорит о том, что механизм подбора и расстановки кадров четкий, а его исполнение — добросовестно. Иначе нельзя. 

Сегодня в нашем регионе 270 таких судебных участков. Мы — третий в России субъект по количеству мировых судей. Можете себе представить, какой это пласт работы. И наш комитет — часть системы, ее звено, а в процессе участвуют профильные структуры исполнительной власти, судебного департамента, квалификационной коллегии судей, представителей в которую ЗСК назначает своим постановлением. Это опытные судьи в отставке, руководители кафедр юридических факультетов ведущих вузов региона. Только после подготовки всех материалов они направляются в ЗСК, где предварительно рассматриваются в нашем комитете. Вот и сегодня после нашей с вами встречи мы продолжим работу — будем рассматривать порядка 16 кандидатур. Решим: будем ли мы рекомендовать или нет этих людей на должность мировых судей.

— Похоже, система отработана и необходимо только следовать ее требованиям?

— Это не совсем так. Жизнь не стоит на месте. К примеру, сейчас остро ставится вопрос о сроке полномочий мировых судей. Эта тема отдана федеральным законодателем на региональный уровень. У нас, на Кубани, первоначальный срок составляет два года, а последующий — на пять лет. Если и после этого не будет оснований уйти в отставку, то и дальше срок полномочий мирового судьи продляется на пять лет. И вот здесь есть повод для обсуждения. Мы видим необходимость увеличить первоначальный срок до трех лет. Этого должно хватить, чтобы судья мог зарекомендовать себя.

— Много раз на сессиях ЗСК поднималась тема обеспечения для мировых судей приемлемых условий работы. Почему на уровне краевой власти, а не в муниципалитетах решается эта проблема?

— Это в соответствии с федеральным законодательством полномочия и ответственность краевой власти. Федеральный закон о мировых судьях предусматривает, что материально-техническое их обеспечение осуществляет орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. В этой части мы продвинулись: в прошлом году в администрации края был сформирован департамент обеспечения деятельности мировых судей. Он укомплектован специалистами, которые понимают значимость вопроса. 

Что касается органов местного самоуправления, то мировые судьи — это та судебная власть, которая наиболее приближена к населению, как и само местное самоуправление. На сегодня есть такая печальная статистика: в отдельных районах есть случаи, когда мировые судьи размещаются в зданиях районных судов, что запрещено законом (Туапсе, Брюховецкий, Кореновский, Отрадненский районы). В целом по краю 81 процент мировых судей имеют помещения, соответствующие нормативам. Вместе с тем в Анапе, Динском, Каневском, Кущевском районах, в Карасунском округе Краснодара, Новокубанске, Усть-Лабинске, Адлерском районе Сочи средняя площадь судебного участка составляет менее ста квадратных метров, что не соответствует нормативу.

Между тем еще в 2015 году было принято постановление о нормативах помещений судебных участков мирового судьи Краснодарского края и примерных нормативах материально-технического обеспечения. Так что сегодня и для краевого профильного департамента это программный документ, да и наш комитет получил поручение активизировать деятельность в этом направлении.

По поручению председателя ЗСК работа межведомственной комиссии в части координации деятельности глав муниципальных образований будет продолжена. Комитет такое поручение уже получил. Добавлю, что на 2018 год в краевом бюджете на материально-техническое обеспечение мировых судей предусмотрено 523 миллиона рублей. Эти средства пойдут на оплату арендованных помещений, на дополнительное профессиональное образование мировых судей, на финансирование расходов на материально-техническое обеспечение. Это большая сумма для регионального бюджета.

Гражданская ответственность за покой и порядок

— Кубань — один из первых регионов России, где был принят закон о создании профессиональных казачьих дружин, которые призваны помогать патрульно-постовой службе в охране общественного порядка. Планируется ли анализ выполнения этого закона в городах и районах? И если казаков к этой работе подключили, что делать с общественностью? Как вы думаете, ДНД (добровольная народная дружина)  — вчерашний день?

— ДНД для нас — это день сегодняшний. И завтрашний, и вообще, пока все граждане не станут законопослушными и общественный порядок не станет нормой. Но мы с вами реально смотрим на мир. Вот потому кое-где деятельность ДНД не прекращалась никогда, например в Кубанском аграрном университете. В рейды выходят преподаватели, аспиранты, студенты. Территория-то большая — мало ли кто туда забредет. Так что они сами себя охраняют. Примерно так же начинали когда-то свою работу и казачьи дружины — сами выходили на охрану покоя и порядка станицы или хутора. В кубанском парламенте существует практика проверки исполнения краевого закона об охране общественного порядка, к чему подключен и наш комитет.

Что касается казачьих дружин, то здесь первая скрипка принадлежит комитету по делам казачества, он контролирует, как охраняют общественный порядок казачьи дружины и устраивает ли их работа жителей наших городов и станиц. Судя по статистике, от 70 до 80 процентов жителей поддерживают работу казачьих дружин. Они сформированы во всех районных казачьих обществах, общей численностью это чуть больше 2,5 тысячи человек. Из них на постоянной платной основе работают чуть больше полутора тысяч. Эта практика будет продолжена.

Мы с вами прекрасно понимаем, что принять хороший и очень хороший нормативный акт — это процентов 40 успеха. А вот реализовать его, обеспечить выполнение — тогда можно надеяться, что закон заработает. Только тот, кто не знаком с нормотворчеством, может решить, что стоит принять хороший закон — и наступит эра благоденствия. Поэтому доклад о состоянии законодательства — это та самая обратная связь. Его ЗСК ежегодно готовит на базе нашего комитета и правового управления. Изучается, как реализуются наши законы, насколько эффективно они работают, каков их КПД. Мы эти доклады о состоянии законодательства размещаем и у себя на сайте, и направляем во все муниципальные образования — готовим его, можно сказать, совместно с теми правоприменительными органами исполнительной власти, которые по роду своей деятельности обязаны их исполнять.

— Мы не раз были свидетелями отчета начальника ГУВД края в Законодательном собрании. Всегда у депутатов было много вопросов к краевому полицейскому начальнику. Будет ли расширена практика отчетов правоохранителей вниз по вертикали и руководителей федеральных структур в крае?

Борис Юнанов:

— Действительно, ежегодно начальник Главного управления генерал Виневский отчитывается о состоянии борьбы с преступностью, охраны общественного порядка, а также отвечает на вопросы депутатов и избирателей. Но законодательство меняется, и теперь отчитываться перед депутатским корпусом будет не только начальник управления МВД по краю, но и руководители федеральных органов исполнительной власти в регионе. Эта норма будет установлена поправками в Устав края. В их число войдет Федеральная налоговая служба, правоохранительные и надзорные органы и другие территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти. Я считаю, это очень важное изменение, потому что депутаты, как представители народа, обязаны знать ситуацию и контролировать ее и понимать, насколько работа органов устраивает жителей региона.

В ЗСК — с надеждой на понимание и помощь

— Одно из направлений работы комитета, полагаем наиважнейшее, — правовая защита граждан. Есть, наверное, такой мониторинг: с чем чаще всего обращаются граждане? Какие их права нарушаются чаще всего? Может быть, какие-то инициативы граждан используются для подготовки законов?

Андрей Горбань:

— Почта достаточно большая. Всего в Законодательное собрание края за 2016 год поступило 1585 обращений граждан, из них 97 коллективных. В 17-м году уже 1431 обращение, в том числе в наш комитет — 200 обращений. Через виртуальную приемную в сети Интернет поступило 467 обращений. Ни одно письмо не остается без ответа, хотя они очень разные. Законодательное собрание края — постоянно действующий законодательный орган с большой сферой ответственности и полномочий. Поэтому у нас никогда не было, чтобы мы сказали: какой-то вопрос не в нашей компетенции, обращайтесь в другие инстанции. 

Что касается содержания обращений, то жителей в основном волнуют проблемы жилищно-коммунального хозяйства, капитального ремонта. Нужно понимать, что граждане пишут нам как в последнюю инстанцию, которой мы, конечно же, не являемся. Реакция на обращение может быть разной. Но это всегда стремление помочь. Хотя бы в том, куда человеку обратиться для защиты своих прав.

Что касается географии, то 836 обращений направлено жителями городских округов, 620 обращений пришло от жителей муниципальных районов. Наибольшее число обращений поступило от жителей Краснодара — 680, Сочи — 70, Анапы — 52, Новороссийска — 38. По количеству обращений из районов лидируют Северский, Динской, Тихорецкий. Кроме проблем ЖКХ и капремонта люди пишут на темы архитектуры, градостроительства, жалуются на действия судей, оспаривают вынесенные судебные решения, предъявляют претензии к деятельности сотрудников правопорядка, правоохранительных органов.

Были ли такие заявления-обращения граждан, которые подвигали к изменению законодательства? Да, были. До сих пор помню письмо из одного района, в котором пенсионер с активной жизненной позицией написал: что ж вы установили такие тарифы и такой объем заготовки дров, что их не хватает для отопления? Живет у леса, а дров на зиму не хватает. Посмотрели вместе с департаментом лесного хозяйства и убедились, что прав человек. Нормативы увеличили. Кстати, эта норма важна была для многих предгорных районов.

Каждый закон проверяет жизнь

— Теперь о законотворчестве. Тут для комитета важнейшее направление — экспертная, аналитическая работа на стадии подготовки документов. Раньше было первейшим делом отловить в законах коррупционную составляющую. Что сейчас среди главных направлений в экспертной работе? И сразу же — чего не хватает в нормативной базе Кубани по вашей специфике?

— Что касается экспертной деятельности, за комитетом сохраняются функции проведения, в том числе по поручению председателя ЗСК, дополнительной антикоррупционной экспертизы. Хотя, как и всегда, внутренней антикоррупционной экспертизой занято одно из подразделений ЗСК — правовое управление. Оно рассматривает все законопроекты, вносимые на сессию, делая это накануне. Кроме того, такого рода экспертной деятельностью занимается прокуратура края и другие ведомства.

А мы смотрим и оцениваем регулирующее воздействие закона. Есть ряд стран, где всесторонне оценивают, насколько определенный закон позитивен, не будет ли он задерживать развитие социальных групп, в целом общества или каких-то общественных отношений. И Казахстан так работает, и Белоруссия. У нас эта позиция касается только оценки регулирующего воздействия норм закона на развитие предпринимательства, снятие административных барьеров. Так что в этой части нам есть куда развиваться.

Что касается того, что нужно бы изменить в законодательстве, то мое твердое убеждение — резко что-то менять вообще — это неправильно. Законы, как акты большей юридической силы, должны быть наиболее стабильными, чтобы у правоприменителя не только уважение к ним появлялось, но и привычка исполнения этих правил и норм жизнеустройства во всех его аспектах. Что нужно сделать? Не столько стремиться закон изменить, сколько привить культуру его безусловного исполнения. На мой взгляд, на сегодняшний день в крае сформирована необходимая и достаточная правовая база, правовое поле, и в данном случае мы озабочены следующим этапом, когда это поле необходимо в большей степени реализовывать, контролировать исполнение норм закона.

— Нам остается только пожелать вашему комитету успехов в этой важной работе.

Александр Сахновский.

Фото: пресс-служба ЗСК.