Фестиваль: Это волшебное слово — опера…

Фестиваль: Это волшебное слово — опера…

В последних числах февраля в рамках фестиваля «Четыре времени года» в Музыкальном театре состоится Фестиваль оперы и Первый Международный конкурс оперных певцов. Эти высокого звучания события станут первой ласточкой Года культуры в России.
В последних числах февраля в рамках фестиваля «Четыре времени года» в Музыкальном театре состоится Фестиваль оперы и Первый Международный конкурс оперных певцов. Эти высокого звучания события станут первой ласточкой Года культуры в России. 

Фестиваль и конкурс пройдут под патронатом художественного руководителя Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, художественного руководителя Государственного театра оперы и балета Республики Северная Осетия—Алания народной артистки России Ларисы Гергиевой. Оценивать конкурсантов приедет компетентное жюри. В фестивальной части программы с участием звезд мировой оперной сцены прозвучат спектакли-легенды Музыкального театра: «Травиата» Дж.Верди и «Кармен» Ж.Бизе — спектакль, с которого в Краснодаре начался отсчет нового оперного времени. Объединенным финалом двух грандиозных музыкальных форумов станет гала-концерт с участием лауреатов конкурса, приглашенных оперных звезд, ведущих солистов, хора и оркестра краснодарского Музыкального театра. 

«Большая оперная история» Краснодара началась на рубеже ХХ и ХХI веков. В репертуаре театра сегодня 15 опер, каждая из которых является шедевром музыкального сценического искусства. Однако не стоит думать, что опера на краснодарской сцене — чужестранка. Немало любителей театрального искусства среди екатеринодарцев имелось еще в ХIХ веке. Первые любительские спектакли в городе были поставлены в 60-х годах девятнадцатого века. 

Постоянной профессиональной артистической труппы в городе не было, однако в Екатеринодаре проездом не раз бывали известные столичные и провинциальные театральные коллективы. Заметный след в памяти екатеринодарцев в августе 1893-го оставил приезд московской оперной труппы, которая показала спектакли «Риголетто» и «Аида» Джузеппе Верди. Газета «Кубанские областные ведомости» писала: «Екатеринодарцы чуть ли не в первый раз со дня существования города имели возможность слушать оперу, поставленную не любителями музыки и пения и не опереточной труппой, а настоящими оперными артистами... публика осталась довольна...» 

Событием для екатеринодарских любителей музыки стало открытие в 80-х годах ХIХ века Летнего театра в Городском саду. Деревянная постройка на 1450 мест обладала удивительной акустикой, здесь пели солисты Московской императорской оперы. В 1910-м в Летнем театре состоялись концерты Леонида Собинова и Федора Шаляпина. «Соловей России», как называли Собинова его поклонники, бывал в Екатеринодаре—Краснодаре не единожды. Первое выступление певца состоялось в здании II городского собрания (на углу нынешних улиц Красной и Гоголя). Помещение на втором этаже было арендовано городом у табачного фабриканта Панайота Филипповича Акритаса. В исполнении Л.Собинова прозвучала оперная классика: ария Ленского из оперы «Евгений Онегин» Чайковского, каватина Князя из оперы «Русалка» Даргомыжского, ария герцога Мантуанского из «Риголетто» и другие произведения. Второй раз Собинов выступал в Летнем, а в 1912-м — в Зимнем театре. Газета «Кубанский курьер» писала тогда, что публика долго не отпускала Леонида Витальевича, «крутилась вокруг рампы», и артист не раз выходил на бис. 

Затем знаменитый тенор вернулся в столицу Кубани уже при советской власти: в сентябре 1925-го, успев дважды побывать на посту директора Большого театра, он вновь пел в екатеринодарском Зимнем театре и даже побывал с концертом на одном из заводов. А последнее выступление певца состоялось в Краснодаре в 1930-м: несмотря на простуду, артист не разочаровал поклонников. 15 сентября 1910 года в Летнем саду Федор Иванович Шаляпин дал первый и единственный концерт, который длился четыре часа. Самые отчаянные зрители забирались на деревья в надежде на то, что им удастся хоть одним глазком увидеть великого певца. Как писали екатеринодарские газеты, стены Летнего театра дрожали от аплодисментов. Федору Ивановичу преподнесли букет с надписью: «Певцу-богатырю от городской театральной комиссии». 

Пребывание в Екатеринодаре Ф.И. Шаляпина ознаменовалось и грандиозным скандалом, что засвидетельствовала местная пресса. В ресторане после концерта произошло столкновение певца с присяжным поверенным К. и неким господином. Причиной конфликта, по свидетельству очевидцев, стала артистка опереточной труппы г-жа С. 

Большие возможности для исполнения опер в Екатеринодаре появились с введением в эксплуатацию Зимнего театра, возведенного по проекту архитектора А.А. Козлова (сегодня здесь располагается Краснодарская филармония им. Г.Ф. Пономаренко). 1 октября 1909 года гастролями оперной труппы под руководством Александры Николаевны Шперлинг в Зимнем театре открылся первый оперный сезон. «Аида», «Руслан и Людмила», «Мазепа», «Дубровский», «Лакме» — всего за три года в Зимнем театре было поставлено 15 опер, большая часть спектаклей прошла с аншлагом. Звезды мировой оперной сцены не раз выступали на екатеринодарских подмостках. Однако стоит вспомнить кубанских артистов, вписавших свои имена в историю мирового оперного исполнительства. Первым номером в их числе стоит имя прославленного тенора, уроженца ст. Отрадной Василия Дамаева (1878–1932). Сергей Дягилев называл нашего знаменитого земляка, участника Русских сезонов, «русским Таманьо», а великий Шаляпин признавал, что слава к чудо-тенору пришла куда быстрее, чем к нему и Собинову. 

В хуторе Белом Ленинградского района родилась выдающаяся оперная певица народная артистка СССР Клавдия Кузьминична Кудряшова (1925–2012), легенда Пермского театра оперы и балета. Сцены Саратовского оперного, а позднее Ленинградского театра им. С.М. Кирова стали родными для уроженки Горячего Ключа народной артистки СССР Галины Александровны Ковалевой (1932–1995). Имена кубанцев вписаны и в историю современной оперы. 

В Краснодаре на сцене Музыкального театра выступал блистательный оперный певец, солист Мариинского театра Виктор Черноморцев. Кубань взрастила талант Марии Рядчиковой, чей голос звучал на крупнейших оперных сценах мира. Синонимом высочайшего стиля в вокальном искусстве стало имя нашей великой землячки Анны Нетребко... По словам Александра Петрова, одного из лучших современных оперных режиссеров (в Краснодаре он поставил оперу «Любовный напиток» Г.Доницетти), опера — самый актуальный, самый нескучный и самый востребованный жанр музыкального театра. Возможность открыть его для себя еще раз представится на Фестивале оперы и Первом Международном конкурсе оперных певцов. 

Нелли Тен-Ковина
Фото: operanews.ru