Бои без правил на ринге ОСАГО

Бои без правил на ринге ОСАГО
Минувшей осенью в меня «въехали»… Поскольку я «шел» по «главной», виновник ДТП очевиден. Случилось это в четверг, часов в пять вечера, и до темноты мы с «партнером» ожидали, когда же у инспекторов ГИБДД найдется время, чтобы оформить необходимые документы и выдать нам справки о случившемся. Но это так, эмоции…

На собственном опыте.

Минувшей осенью в меня «въехали»… Поскольку я «шел» по «главной», виновник ДТП очевиден. Случилось это в четверг, часов в пять вечера, и до темноты мы с «партнером» ожидали, когда же у инспекторов ГИБДД найдется время, чтобы оформить необходимые документы и выдать нам справки о случившемся. Но это так, эмоции…

А фактическая сторона дела в том, что по семейным обстоятельствам я только в понедельник смог сделать следующий шаг в этой истории - обратиться в страховую компанию, в которой мой «обидчик» купил полис ОСАГО. Так вот, с пятницы и потом недели две на «сотовый» звонили какие-то гурии, и медовыми голосами предлагали представлять мои интересы в суде. Куда я должен обязательно обратиться, потому что страховые компании занижают стоимость ущерба, и вы, мол, не получаете своих денег. «Вообще?» - «Ну-у, денег, что вам выплатит страховая компания, наверняка, не хватит для восстановления машины»...

Повторюсь, это зомбирование продолжалось недели две. Я не возмущался: даже приятно было таким образом проверять устойчивость своей семейной жизни. Но откуда девушки знали мой номер телефона и даже (догадываюсь по ряду фраз) - домашний адрес? Вопрос, понятно, риторический...

Прошло время… В мае у моих приятелей случились похожие истории - и опять настойчивые и массовые звонки со стороны юристов, готовых бесплатно взять на себя все хлопоты по восстановлению справедливости, то бишь, полного возмещения страховщиком причиненного машине материального ущерба. Стало ясно, что явление массовое, и пора в нем разобраться.

Благие намерения…

Долго искать встречи с теми, кто предлагает такую помощь, не пришлось: ехал по Ставропольской, увидел крупное рекламное объявление, остановился, зашел, познакомился.

Марина Подопрыгора - юрист Центра страхования и правозащиты «Страховой сервис» объяснила, что никакого подвоха нет, все действительно именно так, как обещается, т.е. бесплатно для клиента; по суду-закону; не номинальная, а реальная стоимость причиненного ущерба:

- Понимаете, ОСАГО - это убыточный вид деятельности для страховых компаний, поэтому они стараются уменьшить выплаты: через своих «договорных» оценщиков определить ущерб по нижней границе ценовой «вилки». Люди чувствуют, что их обманывают, но в массе своей не любят судебных тяжб, и поэтому девять из десяти пострадавших в суды не обращаются. Но те, кто обращается, с нашей помощью добиваются реального страхового возмещения – по праву, по закону!

Спрашиваю, как именно определяется реальный материальный ущерб? Выясняется, что независимые оценщики пользуются открытой информацией. Есть печатные сборники по стоимости работ, в интернете можно найти программы и методики оценки причиненного ущерба, есть гигантские on-line магазины с огромным перечнем запчастей практически на все мыслимые автомобильные марки и модели, с прайс-листами, с возможностью круглосуточной покупки и доставки необходимой детали или узла…

Марина помогла мне выяснить, насколько массовое это явление, много ли земляков-кубанцев добивается через суд справедливого приговора?! Как оказалось, довольно много.

Каждый районный суд Краснодара имеет свой сайт, где можно ознакомиться со статистикой исковых заявлений. Во время поиска моя собеседница задала ряд фильтров. Во-первых, мы взяли данные только одного суда из четырех городских - Первомайского. Во-вторых, иски, обращенные только к одной страховой компании - «Росгосстраху». В третьих, только те иски, что рассматривались федеральными судьями (то есть, «стоимость» иска свыше 50 тысяч рублей: исками ниже этой планки, а такие, наверное, тоже есть, занимаются мировые судьи). В четвертых, только за один месяц - за май. И вот компьютер выдает результат - 427 исков!..

Поразительно, ведь помимо «Росгосстраха» - каким бы гигантским он не был - на рынке ОСАГО есть и другие очень серьезные игроки: «Россия», ВСК, РОСНО, «Ингосстрах»!.. Каковы же общие масштабы занижения ущерба?

- Не знаю, но из практики ведения дел могу сказать, что все страховые компании занижают суммы ущерба, - утверждает М. Подопрыгора.     

Остается объяснить, в чем интерес юридических компаний, которые в судах добиваются для своих клиентов справедливого материального возмещения?! Ведь эту услугу юристы оказывают бесплатно.

На самом деле, не бесплатно. Представление интересов клиента в суде стоит… ну, допустим, 10 тысяч рублей. Так вот, в случае проигрыша дела, страховая компания не только выплачивает истцу ранее «сэкономленные» средства, но и погашает все судебные издержки: стоимость нотариата и госпошлины, телефонных разговоров и телеграмм, независимой оценки ущерба и услуг по предоставлению интересов клиента в суде. То есть, юрист или юридическая фирма получает свой гонорар - только не от клиента, а от проигравшей стороны.    

…и дорога в ад.

 Разумеется, я просто обязан был выслушать другую сторону этой заочной схватки. Стал искать встречи с Романцовым, директором краснодарского краевого филиала «Росгосстраха», и тот факт, что Юрий Анатольевич согласился встретиться в тот же день, буквально через полтора часа, понял, что тема актуальная, и у другой стороны тоже найдутся аргументы.

- Проблем в этом вопросе несколько, и первая - в том, что есть несколько методик оценки стоимости материального ущерба. Нет единых правил оценки на уровне Закона или Распоряжения правительства. На этом разночтении наши противники создали целый бизнес: они навязывают людям свою услугу предоставления интересов истца в суде. А сейчас уже пошли дальше - выкупают права требования к страховой компании по выплате. Вы представляете, что через минуту после того, как из человека выжали согласие, в «чистом поле» вдруг возникает нотариально заверенная доверенность!..  

По словам Романцова, если к центру урегулирования ущерба по ОСАГО (а это отдельно стоящее здание на улице Суворова) подъезжает машина со следами ДТП, ее тут же окружает толпа независимых юристов, готовых представлять владельца машины в суде. (Со стороны это напоминает то, как в аэропорту таксисты-бомбилы встречают пассажиров московского рейса). В ближайших от этого центра окрестностях резко поднялись в цене гаражи, которые переоборудуются под офисы «независимых».

Романцов вспоминает, что по одному и тому же делу, порой, случаются несколько взысканий. То есть, в первом деле оспаривается оценка одной детали, и страховая компания, проиграв, помимо стоимости этой детали оплачивает все судебные издержки. Вдруг, спустя время (а срок давности три года!) по тому же ДТП оспаривается стоимость уже какой-то другой детали - и «дежавю»: «новая» стоимость детали, плюс все судебные издержки на многие тысячи рублей. Были случаи, когда по одному ДТП проходило три суда! Причем, судебная система так настроена, что в 99 процентах случаев решение принимается в пользу истца.

Может быть, поэтому количество обращений в суды на страховые компании по выплатам по ОСАГО растет в геометрической прогрессии?

По краснодарскому филиалу «Росгосстраха» за весь 2008 год было порядка 600 обращений в суд, а только за апрель текущего года – больше 1200 исковых заявлений. И Романцов утверждает, что точно такой же тренд – по экспоненте! - наблюдается и у коллег/конкурентов. 

Любопытно, что практика денежного высасывания страховщиков по ОСАГО работает не по всей стране. Помимо Кубани и Адыгеи подобная практика процветает в Татарстане, Башкирии и Ульяновской области. В последнем регионе этот бизнес «подмяли» под себя бандиты, и как следствие, тамошний «Росгосстарах» принял решение минимизировать продажи полисов ОСАГО: по сути дела, страховщик на конкретной территории уходит с данного рынка.   

Но вернемся в наш благословенный край.

Расплачиваться за столь выгодный бизнес немногих приходится …всем автолюбителям Кубани: примерно год назад распоряжением главы правительства был повышен территориальный коэффициент стоимости ОСАГО. Подчеркнем, повышен не по всей стране и не одинаково. Для Кубани, в зависимости от категории «город/село», он поднялся примерно на 40 процентов. Надо понимать так, что пул кубанских страховщиков сумел пролоббировать компенсацию своих убытков от «независимых». Вот уж, воистину, «Паны дерутся, а у хлопцев…»

Свет в конце тоннеля.

Почему кубанский филиал РГС, в отличие от ульяновского, не сворачивает услугу ОСАГО, не уходит с рынка?

Во-первых, по субъективным мнениям объективных людей, у нас «крышует» этот «бизнес» не криминалитет, а, как бы это сказать, напротив… в общем-то, вменяемые люди. А во-вторых, и это, пожалуй, главная позитивная новость - «Росгосстрах» и другие кубанские страховщики сейчас нацелились на создание сети партнерских СТО, которые будут работать по ремонту машин, попадающих под действие полиса ОСАГО. Эта практика активно применялась и применяется к держателям полисов КАСКО: примерно 90 процентов поврежденных машин по этому виду страхования ремонтируются на собственных или партнерских - по отношению со страховщиками - станциях техобслуживания. С ремонтом "по" ОСАГО все только-только начинается: у "Росгосстраха", например, пока менее 8 процентов машин ремонтируются у партнеров.

То есть, вместо того, чтобы биться в судах за каждую копейку, страховщики начинают предлагать безналичные отношения: пригоняй машину на СТО нашего партнера и через время получишь ее полностью отремонтированной. А сколько это нам стоило – тебе-то не все ли равно?!

Я вспоминаю свое осеннее ДТП и его последствия: сколько было волнений, когда и сколько выплатит страховщик, где ремонтироваться, и хватит ли денег на восстановление машины? Сколько нервов было потрачено!!! И похожая история случалась с каждым водителем. Поэтому уверен, что тысячи автолюбителей с восторгом воспримут такие новшества: ремонт по полису ОСАГО не только за счет страховой компании, но и на ее "фирменной" станции.

И прощайте бои без правил в судах!

Михаил Кибальник.

Специально для "ВК Пресс".

comments powered by HyperComments


День рождения IMAX: земля будущего
День рождения IMAX: земля будущего

20 мая в честь четвёртой годовщины IMAX СБС Мегамолл сеть кинотеатров "Монитор" представит премьерный показ нового блокбастера «Земля будущего».

Все премьеры

 Caliban: лучшее из тяжелого
Caliban: лучшее из тяжелого
Группа «CALIBAN» на сегодняшний день является одним из самых известных коллективов, работающих в стиле металкор (правда, сами члены коллектива утверждают, что они изначально планировали быть хардкоровой группой).

Все концерты

Все премьеры

Все вечеринки

Каждый день в мире происходят какие-то события. Некоторые из них становятся наиболее обсуждаемыми, а некоторые сразу забываются. Не быть в курсе наиболее важных новостей просто невозможно, поскольку они на слуху абсолютно у всех и абстрагироваться от них не получится.

Прочитать о подобных новостях можно в разделе «Главные новости» любого портала, освещающего события, которыми живет мир. Знать о происшедшем очень важно по нескольким причинам.

Прежде всего, из этого можно извлечь выгоду для себя – многие важные события, которые происходят в той или иной стране, отражаются на профессиональных сферах, поэтому необходимо быть компетентным во всем, что касается своей специализации.

Главные новости необходимо знать еще и потому, чтобы поддержать беседу, поскольку злободневные события обсуждаются где угодно, и не знать их в современном мире считается зазорным.

Кроме того, многие путешествуют, летают в деловые командировки или ездят к родственникам в другие страны, а потому знать о происходящем в мире тоже будет в такой ситуации просто необходимо.

Времени на то чтобы прочитать основные события, которые произошли в мире, потребуется немного, и у многих за правило взято читать новостные ленты утром и вечером.