" />

Дорогу осилит идущий: интервью с председателем комитета ЗСК Николаем Кравченко

Дорогу осилит идущий: интервью с председателем комитета ЗСК Николаем Кравченко
На майской сессии Законодательного собрания края депутаты проанализировали, как выполняются постановления ЗСК, принятые по итогам научно-практических конференций в нескольких районах.
Учитывая традицию краевого парламента доводить проблему до окончательного решения, можно быть уверенным в том, что и остальным территориям надо готовиться к такому исследованию.

Что касается научно-практических конференций как таковых, то в крае уже идет их третий цикл, и все равно проблема укрепления экономических основ местного самоуправления с повестки дня не снимается. Почему? Этот вопрос мы адресовали председателю комитета ЗСК по финансово-бюджетной, налоговой, экономической политике, предпринимательству, финансовым рынкам и внешнеэкономическим связям Николаю КРАВЧЕНКО.

— Николай Петрович, два цикла научно-практических конференций, казалось бы, все обозначили — и неиспользованные резервы, и направления работы, и ответственность должностных лиц и ведомств. Но, как видим, понадобился третий цикл — контрольный. С чем это связано: со сложностью, а порой и нерешаемостью поставленных задач, со слабой исполнительской дисциплиной или с недостаточной квалификацией кадров?

— Одна из абсолютно объективных причин — это меняющееся законодательство, недостаточно стабильная ситуация в экономике, появление новых обстоятельств, и не только позитивных. Вторая — уже субъективная — это не всегда высокий профессионализм специалистов экономического, финансового, бюджетного блоков на местах и людей, связанных с администрированием налоговой базы. Потому совсем не случайно по итогам последнего цикла научно-практических конференций было принято решение на базе агробизнесуниверситета провести недельный семинар по экономике. За парты сели заместители глав по экономике всех муниципальных образований. Они потом и экзамен сдавали. По итогам аттестации принимались и кадровые решения. К слову, двух специалистов комиссия не аттестовала. Учеба проводилась своеобразно: упрощенно говоря, налоговое законодательство как бы накладывали на территорию и таким образом выясняли все элементы финансово-экономических процессов — в идеале и в практическом исполнении.

Конечно, нельзя ограничиваться обучением только заместителей глав. Всем службам районной администрации нужно уделять внимание и хотя бы раз в полгода проводить с ними учебу в связи с изменяющейся на налоговом поле ситуацией. Новое в налогообложении, виды, меняющийся ракурс, кадастровая стоимость. Тут не обойтись письмами и рекомендациями. Там людей не успели предупредить, тут не отреагировали вовремя или не внесли коэффициенты по поправкам, определенным в Москве, — а потом суета, напряжение.

В этом смысле научно-практические конференции — неисчерпаемый и действенный источник знаний, для многих — отправная точка на пути к успеху. 

Специалисты администраций благодаря конференциям начали друг с другом общаться. Узнают об опыте других территорий, делятся своими наработками. А самое главное — их глаза открываются порой на простые вещи, которых ранее не замечали.

Ведь чем только главе не приходится заниматься, начиная от организации культурно-массовых мероприятий до течи в трубе. К этому его вынуждает обстановка в городе и районе. И это значит только одно: в команде должны работать специалисты, замыкающие на себя решение экономических и финансовых проблем. Конференции кого-то из глав подтолкнули, а кого-то и вынудили заниматься подбором кадров, которые будут помогать им обеспечивать экономические основы местного самоуправления.

Да и сами руководители муниципальной власти смотрят на эти проблемы уже по-иному. Вот сейчас идет контрольный цикл. Но уже во время второй серии конференций главы перестали смотреть на нас удивленными глазами: чего еще хотите, без того забот через край — ЖКХ, урожай, школы, медицина, дороги и свет и прочее. Все это в масштабе проецируется и на поселение. 

Сегодня могу ответственно заявить, что все задачи решаются проще, если в казне есть деньги. Понимание этой простой истины пришло ко всем. И потому поиск, начатый как бы сверху (ведь проведение научно-практических конференций было инициировано в ЗСК и краевой администрации), идет сегодня на всех уровнях.

— Самое время у вас спросить, каков же результат этого поиска?

— Не стану говорить, что благодаря только научно-практическим конференциям, выражусь осторожнее: благодаря в том числе и им все муниципальные образования края, кроме Краснодара, Новороссийска, Армавира и ряда других, в прошедшем году перевыполнили свои задания по формированию бюджета. В целом по краю сельские поселения, районы и города сверх запланированного получили в казну 10 миллиардов рублей. Я не говорю о консолидированном бюджете края — здесь цифры тоже другие.

— Получается, что уже и беспокоиться нечего и не о чем?

— Да нет, есть о чем беспокоиться. И это снова подтверждает контрольный цикл. Резервы, без преувеличения скажу, не исчерпаны. Приведу только несколько примеров. Скажем, в Гулькевичском районе (так уж вышло) снялось с налогового учета бюджетообразующее предприятие — и сразу было потеряно для бюджета 50 миллионов рублей НДФЛ. Но после научно-практической конференции, раскрывшей бюджетные возможности крестьянско-фермерских хозяйств, глава и его команда провели работу с фермерами и только с этой базы собрали 49 миллионов, практически перекрыв потери. И вот здесь я хотел бы сказать спасибо всем главам муниципалитетов за понимание, участие, взаимодействие. Впрочем, для дела значима поддержка и практическое участие министерств, департаментов и ведомств краевой администрации, с которыми мы вместе занимаемся этим направлением.

Благодаря работе не в кабинетах, а на земле и в резолюциях конференций, и в контрольных постановлениях мы доходим, казалось бы, до мелочей, до деталей. Но все они, как оказывается, значимы. Как добиться сбора земельного налога, если в районе или поселении неточно знают, сколько земли под жилой застройкой, под сельхозугодьями и промышленными объектами, сколько под киосками? Как же тогда собирать налоги? Было — кричали: да мы вытрясли уже все из людей, сколько можно? А можно столько, сколько нужно, и ни рублем больше. Для этого надо проводить работу в системе, которую дают конференции, анализировать ситуацию. Иначе взгляд замыливается.

А жизнь меняется. Новые вводные дает каждый день. Вот сегодня слита база Пенсионного фонда и налоговая, при этом так неаккуратно, что предпринимателям приходят штрафы якобы за неуплату. По сути, технический сбой, а люди страдают. Или затеяно слияние налоговых органов: допустим, на Крымский и Абинский районы будет один орган. Но система перехода к новым условиям не отлажена. Может, и надо оптимизировать, сокращать. Но в то же время готовить для этого базу, систему, наладить информацию, взаимодействие с налогоплательщиками, а уж потом вводить в действие.

Вот и получается: там бюджетный кирпичик выпал, здесь потеряли, а все бюджетное здание как бы несовершенно, с прорехами. Ведь, по большому счету, вся экономика и весь бюджет — он в поселениях. Он здесь начинается и превращается (или не превращается) в полноценный консолидированный бюджет края. Так что мелочей в таком деле нет. 

Мы выходили на проблемы, которые не имеют, казалось бы, отношения ни к экономике, ни к социальной сфере или бюджету. Вот факт: предприятие построило тепличное хозяйство и полтора года бьется и не может подключить газ. В резолюции отдельным пунктом для этой территории записали: решить проблему; назвали ответственных — министерство, профильный комитет ЗСК, главу муниципалитета. По Красноармейскому району таких два, казалось бы, частных вопроса, но они имеют самое непосредственное отношение к укреплению экономических основ местного самоуправления. Это рабочие места, наполнение бюджета, решение социальных вопросов.

Калининский район. Два банкротных предприятия. Сегодня нашелся инвестор, купили собственность и начинают загружать работой. Это тоже было в проекте постановления. По Крымскому району у нас кредитная задолженность практически на нуле, а было 180 миллионов. Там вырос бюджет, подняли его с 36-го места на десятое. И только потому, что специалисты района всерьез отнеслись к аналитике и выводам научно-практических конференций.

— Николай Петрович, система видна. Но она предполагает и встречное движение — сверху вниз, то есть не только требовать, но и помогать.

— А научно-практические конференции и есть помощь муниципальной власти. Но вы, наверное, имеете в виду инвестиции в развитие муниципальной экономики? Это отдельный вопрос. Но некоторые нюансы в развитие нашей темы я все же обозначу. Начнем с того, что и председатель ЗСК Владимир Андреевич Бекетов, и губернатор Кубани Вениамин Иванович Кондратьев если не начинают любой разговор с экономики, то непременно ею заканчивают. И это не случайно: не будет работать экономика — не будет выполнения указов президента, социальной сферы и так далее. Этой политической установке подчинена и работа министерств и ведомств, Законодательного собрания края.

Но, отвечая на ваш вопрос, перейдем к конкретным проблемам. Мы в крае гордимся поддержкой малого бизнеса. И это справедливо. Но только отчасти. Маленькая картинка. Врач уходит из поликлиники и объявляет себя предпринимателем. Просит субсидию на развитие и получает ее. Покупает оборудование для солярия и начинает оказывать услуги. Или обращаются за субсидиями три фермера — как потом оказалось, отец, сын и сын брата. Получают и покупают по трактору. Но все оказываются потом членами одного хозяйства. Что они произведут, как будут работать, никто не знает. Мало того, много случаев, когда получившие субсидии свой малый бизнес свернули. 

То есть при такой системе субсидировании нет никакой ответственности за государственные вложения в якобы развитие. При этом у нас триста с лишним субъектов малого бизнеса, но только пятьсот человек в год могут рассчитывать на субсидию, исходя из бюджетных возможностей. Неэффективно, ущербно, бесхозяйственно.

Сегодня система разворачивается. Принято решение все средства, которые мы планировали передать на субсидирование, направить в фонд микрофинансирования. Деньги можно получить под 5–8 процентов. Но у человека появилось чувство ответственности: он взял и должен отдать. Поэтому кто-то гарантом должен выступить или надо согласиться на обременение фондом приобретенного оборудования. Результат: возвращение кредита, наращивание средств за счет финансового обслуживания долга. И уже через семь лет мы выйдем на стопроцентный охват всей массы малого бизнеса, любой может воспользоваться услугами фонда. Самими малыми бизнесменами это поддержано, в том числе и на научно-практических конференциях. Это работа и инициатива краевого департамента инвестиций.

А какой пласт вывернули по самозанятости! Приезжаем в район, смотрим, а там 300 официальных безработных. А сколько ФМС перечисляет за неработающих? За три, четыре, а то и за пять тысяч человек. Где они, эти люди? Их нет на бирже, в экономике, нигде не числятся. Чем люди самозаняты, видно по объявлениям: ремонт карбюраторов, бытовой техники, рихтовка и так далее. Ни налогов, ни отчислений, но бюджет платит за медобслуживание. Посчитали — и вышло, что не получили по краю 10 миллиардов НДФЛ с якобы неработающих, но заплатили тоже по краю в целом четыре миллиарда рублей за их медобслуживание. В России у нас 20 миллионов таких самозанятых. Ни один бюджет ни одной самой развитой страны не выдержит такой нагрузки. Проблема, поднятая на уровне поселений, подтолкнула и федеральное правительство, а мы на уровне края тоже занимаемся этой проблемой.

Или вот еще пример движения сверху вниз. Есть налоги, полностью зачисляемые в местный бюджет, а есть расщепленные, когда от региональной части налога мы оставляем 10 процентов, скажем, НДФЛ или налога на прибыль поселениям. Раньше для каждой территории этот норматив был разным. Не было стимулов у муниципалитетов и поселений: больше собрал — могли и ограничить процент. С введением же четкой линии расщепления на уровне 10 процентов на долгосрочный период, скажем, до пяти лет, — это уже стимул. Больше собрал, больше и осталось в местной казне — вот логика инициативы Владимира Андреевича Бекетова. Сегодня идет ее практическое воплощение.

— Получается, что краевая власть, представительная и исполнительная, сама прежде всего занята реализацией резолюций конференций?

— Это действительно так. Нельзя просто принять резолюцию и сказать: «Работайте, ребята! Мы вам все рассказали и подсказали». Никто ничего не насаждает, конференции — это совместный поиск, путь к знанию, убеждение, совет, общение и важное дело равноправных и заинтересованных партнеров.

Беседовал Александр САХНОВСКИЙ.
Фото: Петр ЯНЕЛЬ.
comments powered by HyperComments