Каким станет Новороссийск к 2030 году: интервью с мэром города Игорем Дяченко

Каким станет Новороссийск к 2030 году: интервью с мэром города Игорем Дяченко
Глава Новороссийска Игорь Дяченко встретился с журналистами федеральных, краевых и местных средств массовой информации. Эта встреча состоялась в рамках подготовки совместного телепроекта пресс-службы администрации и местной телекомпании. Главной темой обсуждения стала концепция развития города-героя, население которого к 2030 году вырастет до 400 тысяч человек.
Первый шаг в успешное будущее уже сделан: доходы городского бюджета в прошлом году выросли до 3 миллиардов 730 миллионов рублей, а объем городской казны составил рекордную сумму в 7 миллиардов 241 миллион рублей. 

— В 2018 году бюджет Новороссийска впервые за последние пять лет стал профицитным. Игорь Алексеевич, как удалось сделать такой прорыв? 

— Успешно работает наша команда. Будем и дальше работать, увеличивая доходность бюджета. И деньги тратить надо в основном на социальную сферу, на которую сегодня приходится 71 процент доходной части, но хотелось бы увеличить эту долю до 75 процентов. А оставшуюся часть направляем на благоустройство нашего города. 

— Власти Новороссийска приступили к разработке стратегии развития города до 2030 года. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее. Какие задачи вы как глава ставите перед своей командой? 

— Планы таковы, что до 2030 года численность населения города должна составить 400 тысяч человек. Мы достигнем этой цифры с учетом нынешних темпов прироста — по шесть тысяч человек в позапрошлом и прошлом годах, и прирост будет увеличиваться, поскольку наш город привлекательный, комфортный для проживания. И, конечно, такие темпы требуют от нас создавать соответствующую инфраструктуру — строить дороги, развязки, поликлиники, детские сады, школы. Например, для решения задачи, поставленной Президентом России — чтобы дети учились в одну смену, — нам необходимо уже сегодня дополнительно построить девять школ на 1100 мест каждая, а это более девяти миллиардов рублей. Вопросов очень много. Эта стратегия развития города разрабатывается, она очень интересная, но мы поговорим о ней более подробно к концу года, когда она будет сверстана. 

— Вы затронули тему строительства детских садов и школ. Что уже делается в этом направлении? 

— Если детские сады мы и прежде строили, решив таким образом проблему очередей в дошкольные учреждения детей до трех лет, то за последнее десятилетие мы в прошлом году впервые построили дополнительный блок начального образования на 400 мест в школе села Гайдук. Сейчас ведем строительство новой школы в 13-м микрорайоне на 1100 мест, к концу года мы ее сдадим в эксплуатацию.

Подготовлена документация на строительство двух детских садов — на 280 мест в 13-м микрорайоне города и на 240 мест в станице Натухаевской. Планируется строительство детсада на 320 мест в районе Дворца творчества. Также мы подготовили проекты для начала строительства в следующем году двух школ в новых «спальных» микрорайонах — в 15-м на 1100 и в 16-м на 1550 мест. До 2022 года у нас расписаны те социальные объекты, на которые мы будем готовить документацию, чтобы входить с ними в федеральные программы.

Так, для строительства поликлиники в Приморском внутригородском районе есть проект, есть муниципальная земля, но пока нет одного миллиарда рублей. 

— Значительный прирост населения неминуемо ставит задачу по созданию новых рабочих мест, в том числе и высокотехнологичных предприятий. Между тем в Новороссийске есть примеры не только открытия новых предприятий, но и их закрытия. Вспомнить хотя бы недавно закрытый вагоноремонтный завод. Как городские власти могут влиять на ситуацию? Есть ли у вас программа развития промышленного потенциала города? 

— Согласен, что надо развивать производство, чтобы обеспечивать приезжающих к нам россиян постоянной работой. Что касается вагоноремонтного завода, то его территория отошла к торговому порту, который создает там новую инфраструктуру. А 420 работников ВРЗ трудоустроены и в большинстве своем продолжат трудовую деятельность в порту. А там, где у нас есть возможность повлиять на ситуацию и сохранить производство, мы это делаем. 

Например, нам удалось уберечь от полного краха обанкротившуюся агрофирму «Мысхако» (а это вина с известным всей стране и за ее пределами брендом!). Найдены инвесторы, которые приступили к реанимации производства. Сохранены 220 гектаров виноградников, которые будут работать на этот винзавод. Он уже возобновил выпуск шампанских вин, а с урожая нынешнего года будут закладки и других сортов вина. Также новороссийская обувная фабрика — предприятие «Брис-Босфор» — получила субсидию из федеральной и краевой казны в 300 миллионов рублей, что позволит создать дополнительно 150 рабочих мест и увеличить выпуск продукции до 12 миллионов пар обуви. 

Поэтому мы больше говорим о положительных примерах развития промышленности, чем о редких исключениях. Так, мы увеличили на полтора миллиона тонн мощности зернового терминала, нашего элеватора, что позволило создать 120 новых рабочих мест с высоким уровнем доходов. Прошла закладка нового сталепрокатного завода, который будет построен в районе села Кирилловка, а это как раз и есть высокотехнологичное предприятие с новейшим оборудованием, о чем вы сказали. Этот завод даст городу еще 450 новых хорошо оплачиваемых рабочих мест. 

Есть много предложений по развитию промышленного потенциала Новороссийска. Есть 30 инвестиционных проектов общей стоимостью в несколько миллиардов рублей. При их реализации мы получим мощный импульс развития производства и сотни новых рабочих мест. 

— Развитие городской инфраструктуры — это прежде всего расширение дорожной сети. Сейчас проблема с пробками на дорогах города, пожалуй, самая кричащая. Какие меры предпринимают городские власти для строительства северного и южного объездных путей, чтобы избавить уличную сеть от следующих в торговый порт большегрузов? 

— Проблема на самом деле актуальная, но нет нерешаемых проблем. Состоялись торги, на которых определен подрядчик выполнения проекта строительства дороги в обход 13-го микрорайона, на въезде в город со стороны Цемдолины до улицы Видова. Стоимость проекта составляет порядка 74 миллионов рублей, и в этом году дорога будет сделана в щебеночном варианте, а к маю 2019 года — в бетонном покрытии. Кроме того, на следующий год мы закладываем в бюджет расходы в 137 миллионов рублей на расширение дороги по улице Видова, чтобы сделать на всем ее протяжении двухстороннее движение. Но самая главная наша задача — это южный обход, который пройдет за чертой города от улицы Волгоградской до выезда из Цемдолины. 

По поводу северного обхода, который позволит большегрузному транспорту напрямую идти к порту, минуя уличную сеть города, есть федеральная целевая программа и есть проект, который прошел все согласования, кроме Министерства природных ресурсов. Дело в том, что виадук автотрассы пройдет вплотную к Цемесской роще. Возникли вопросы по экологии, которые, думаю, мы вскоре успешно решим. 

Также сегодня мы ведем масштабные работы по ремонту дорожной сети города. Только в прошлом году мы израсходовали на эти цели 235 миллионов рублей, а в этом году заложили 437 миллионов, в том числе 110 миллионов рублей — это краевой бюджет. То есть в два раза мы увеличили объем финансирования ремонта городских дорог. На следующий год мы планируем направить на эти цели 500 миллионов рублей собственных средств и будем просить краевые власти дополнительно выделить нам хотя бы 300. 

— Нельзя не заметить и масштабные работы по благоустройству дворовых территорий в Новороссийске. Расскажите об этом подробнее, пожалуйста. 

— В прошлом году мы обустроили дворовые и общественные территории на сумму в 283 миллиона рублей из средств бюджетов разных уровней. В этом году в рамках муниципальной программы «Формирование комфортной городской среды», рассчитанной на пять лет, будет благоустроена одна дворовая территория, в дальнейшем — еще 64 объекта. Также утвержден перечень общественных территорий, подлежащих благоустройству в первоочередном порядке по результатам рейтингового голосования. В 2018 году запланировано выполнение работ по благоустройству на трех объектах. Еще 12 объектов планируется благоустроить до 2022 года. 

— Как решается извечная проблема водоснабжения города? 

— Сегодня мы ведем реконструкцию насосной станции Неберджаевского водохранилища. Это даст нам бесперебойную подачу воды в центральную часть Новороссийска. На втором этапе нам предстоит менять внутригородские сети, для чего «Водоканал» выставил на торги проект по замене Неберджаевского водовода протяженностью почти два километра от улицы Карла Маркса до улицы Куникова, где ветхая труба и идут большие потери. Замена этой магистрали позволит новороссийцам, проживающим в Центральном и Южном внутригородских районах, почувствовать улучшение водоснабжения. Необходимо менять сети и в других районах. Но уже сегодня порядка 190 тысяч горожан, а это более половины населения, получают круглосуточное водоснабжение. 

— С ростом населения возникает и проблема: чем кормить жителей? Природно-климатические условия позволяют городу развивать крестьянско-фермерские хозяйства. Как помогают фермерам городские власти? 

— У нас много плодородных земель, которые мы выделяем мелким и крупным сельхозпроизводителям. Создаем условия для реализации выращенной продукции, открывая ярмарки выходного дня и постоянно действующие ярмарки «Фермерский дворик», на которых торгуют только сами производители, а не перекупщики. К нам много приезжает фермеров из соседних регионов края — Крымска, Славянска-на-Кубани. Я лично проверяю качество продукции и цены на таких ярмарках, а также на городских рынках. Конечно же, цены различаются, ведь фермер, производитель реализует продукцию значительно дешевле, хотя качество ее зачастую выше, чем у перекупщиков. 

— А как развивается курортная отрасль города? 

— В 2017 году наш город принял около миллиона туристов и отдыхающих. Большим достижением считаю то, что Новороссийск вошел в Ассоциацию курортных городов России. Но у нас город промышленный и портовый в отличие от соседних Анапы и Геленджика — курортов всероссийского значения. Тем не менее и у нас есть свои курортные зоны — Широкая Балка, Дюрсо, Южная Озереевка.

Благодаря туристическому кластеру Утриш — Абрау-Дюрсо мы реализовали проект по обустройству пляжа в селе Мысхако с участием федерального финансирования, а сейчас подали проект на сумму около 160 миллионов рублей по берегоукреплению в районе четвертой очереди городской набережной. Полностью же реализовать проект реконструкции заключительной очереди набережной мы планируем к ноябрю этого года. Подрядчик уже приступил к работам. 

— Игорь Алексеевич, вы недавно вернулись из поездки в турецкий город-побратим Самсун. Какие впечатления вы привезли, чему можно поучиться у турецких побратимов? 

— Всегда возвращаюсь из Турции с большими впечатлениями от увиденного. Почему-то у них получается то, что нам порой не удается. Казалось бы, географическое расположение Самсуна такое же, как у Новороссийска: такая же бухта, те же бугры. Вокруг бухты ходит скоростной трамвай, которому не страшны пробки на дорогах. Много принадлежащих муниципалитету гостиниц, ресторанов, и они все прибыльные. А наши муниципальные бюджетные учреждения и предприятия часто убыточны и требуют бюджетных субсидий. И я ставлю задачу изучать деятельность наших МБУ и закрывать их, если они не приносят прибыли. Кроме того, мне понравились детские площадки в Самсуне, на которых устанавливаются качели, выполненные полностью из пластика, что намного безопаснее. А какие деревья выращивают турки в местном питомнике! Будем этот опыт изучать и перенимать.