Сретение Господне: история и смысл праздника

Сретение Господне: история и смысл праздника
В пятницу, 15 февраля, православные христиане отметят Сретение Господне.
Именно этому дню, на Сретение, принадлежит чудная, самая главная встреча на свете — встреча человека с Богом. На сороковой день Младенца Христа Богородица принесла в Иерусалимский храм как Первенца, чтобы посвятить Богу.

Здесь напомним о последней египетской казни и спасении первенцев Богоизбранного народа, когда Ангел смерти прошел мимо тех дверей, на которых был знак, сделанный кровью Агнца Божиего, взявшего на Себя мира грех. Так Бог спас еврейских первенцев, и по закону Моисееву они должны принадлежать Богу. И поэтому каждого из них на сороковой день после рождения приносили в Иерусалимский храм. И сначала (пока не избрали для служения колено Левия) оставляли там. А потом стали выкупать за пять священных сиклей — в прообраз пяти ран нашего Спасителя на Кресте. Также приносили в жертву за грех ягненка (или по бедности птенца голубиного) и горлицу в жертву всесожжения.

Праздник Сретения Господня учит нас прежде всего той истине, что Бог верен во всех словах и обещаниях Своих. Он обещал еще Адаму и Еве, что Он пошлет на землю Спасителя им и всему роду человеческому, что и исполнилось. Когда воплощенному Слову Божию пришло время явиться на земле, тогда Провидением Божиим уготованы были некоторые избранные из людей — встретить Его чудесное, всеспасительное явление и возвестить его миру. Одним из них был исполненный Духа Святого старец Симеон, которому было обещано от Бога, что не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Господня.

Смотрим на икону пророка Исайи с большим свитком в руке. Уже в те времена, восемь веков назад, пророк видел и Рождество Христа, и Его крещение, и Распятие, и Вознесение: «Се Дева во чреве примет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил» (что значит: с нами — Бог!). А еще пять веков спустя в Александрии (столице Египта) царь Птоломей Филадельф в середине III века до Рождества Христова решил перевести Священное писание с еврейского языка на греческий для знаменитой Александрийской библиотеки. Царь избрал для перевода 72 старцев-толковников, которые 72 дня трудились над переводом библейского текста. Одним из переводчиков и был праведный Симеон.

Когда старец дошел до слов пророка Исайи: «Се Дева во чреве примет, и родит Сына», — он подумал, что невозможно деве родить. Он взял ножичек, чтобы вычистить из свитка слово «Дева», изменив его на слово «жена». Но явившийся ему Ангел удержал старческую руку: «Имей веру написанным словам — и сам увидишь исполнение их. Ибо ты не увидишь смерти, прежде чем не узришь имеющего родиться от чистой Девы Христа Господа». С тех пор вся жизнь праведного Симеона стала ожиданием. Он ждал 250 лет — два с половиной века — в молитве, надежде, уповании, чаянии. Кто так ждет, тот непременно дождется.

И вот однажды, придя в Иерусалимский храм, он увидел на руках у Осиянной Небесным Светом Девы Того, Кто спасет мир. А еще открылось, что Младенец этот — Владыка Вселенной, Святой пророчице Анне, старице, вдове 84 лет, которая большую часть жизни, лет шестьдесят, провела при храме, служила Господу молитвой, постом… Так встретили Спасителя мира Симеон и Анна — ветхозаветные святые. А Господь, принесенный в Иерусалимский храм, установит с людьми Новый Завет. Так и встретились два завета. Закон и Благодать. Приняв Богомладенца на руки, старец сказал: «Ныне отпущаещи раба Твоего, Владыко»…

На иконе, посвященной этому событию, старец держит на руках Младенца, от которого спускаются два луча. Из огня поднимаются молящиеся с нимбами навстречу лучу, идущему от младенца на руках у старца. А от другого луча летят в огонь вниз головой какие-то люди. Восстают — святые. Падают — грешники…

Богоматери же старец сказал: «Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец». Конечно же, это пророчество — о страданиях Пречистой у Креста. Помните икону «Семистрельная»? Сердце Пресвятой Богородицы пронзают стрелы — страдания, боль за людей, убивающих Ее Сына, своего Бога. По-другому эта икона называется «Умягчение злых сердец»… Чье сердце мы должны умягчать? Конечно, свое — вспоминая о том, как любит нас Господь, как болеет о нас сердцем Пресвятая Богородица.

«В праздник Сретения Господня мы традиционно отмечаем День православной молодежи, потому что именно в этот день Младенец Христос был принесен в храм, — читаем у Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — Именно в храме Он протянул руки навстречу алтарю Своего Отца и Бога. Именно здесь Мария, Мать Его, в полной мере восприняла ответственность за воспитание Младенца достойным того великого предназначения, которое Он имел. И совершенно не случайно День православной молодежи совпадает с праздником Сретения, потому что идеалом молодой жизни должно быть создание семьи. Это, конечно, не единственный, не окончательный идеал, но это особенный идеал для девушек, которые должны ясно сознавать, что создание семьи, рождение детей, их воспитание и воцерковление являются Богом определенной для них миссией, выше которой нет ничего»…

Ольга Цветкова.

comments powered by HyperComments
Лиза
Вольная Кубань
Похожие материалы