" />

В Новороссийске открылась выставка к 100-летию судоремонтного завода

В Новороссийске открылась выставка к 100-летию судоремонтного завода
В Новороссийске открылась выставка к 100-летию судоремонтного завода
В Новороссийске открылась выставка к 100-летию судоремонтного завода
В Новороссийске открылась выставка к 100-летию судоремонтного завода
В Новороссийске открылась выставка к 100-летию судоремонтного завода
В Новороссийске открылась выставка к 100-летию судоремонтного завода
В Новороссийском историческом музее-заповеднике открылась выставка, посвященная 100-летию Новороссийского судоремонтного завода. Экспозиция проходит в рамках празднования трех юбилейных дат в истории города: 180-летия со дня его основания, 75-летия со дня разгрома у его стен немецко-фашистских полчищ и 45-летия со дня присвоения звания «Город-герой».
На стендах главного хранилища музея представлены редкие фотографии и документы, награды завода и его работников. Основу экспозиции, куратором которой стала старший научный сотрудник отдела истории Маргарита Калюжная, составляют раритеты из личных архивов ветеранов новороссийского судоремонта, которые собрались на торжественном открытии выставки.
Ко Дню города мы подготовили цикл выставок „Листая страницы истории“. Мы попытались в этом цикле отразить самые разные стороны жизни Новороссийска, — рассказала, открывая выставку, заведующая отделом истории музея Лидия Рыбина. — Были экспозиции, рассказывающие о курортном Новороссийске, о губернском центре, каким наш город являлся в дореволюционные времена, а также экспозиция о городском онкодиспансере, недавно отметившем свой юбилей. И сегодня мы открываем экспозицию, посвященную знаменательному вековому юбилею одного из градообразующих предприятий города — судоремонтного завода. Историю пишут люди, они же являются гордостью наших предприятий и всего нашего города.
Сотрудник музея кандидат культурологи Лев Степко поблагодарил судоремонтников за многолетнее сотрудничество с музеем. В частности, за помощь в восстановлении богатой музейной коллекции якорей всех эпох, а также за методологическую помощь в подготовке научных статей, например, о мертвых якорях в Цемесской бухте.

От имени ветеранов завода выступила Татьяна Шапурко, поделившаяся воспоминаниями о своем отце Семене Ефимовиче, в свое время возглавлявшего НСРЗ. Аксакал местной тележурналистики Виктор Савельев рассказал, как в юности на судоремонтном заводе начиналась его трудовая биография.
До 1918 года в Новороссийске не было крупной судоремонтной базы. В начале ХХ века на восточной стороне Цемесской буты был сооружен небольшой эллинг, приспособленный для подъема барж и катеров. Построенные в порту мастерские занимались ремонтом пристаней, выполняли мелкие заказы по ремонту портового оборудования. 
Весной 1918 года, согласно Декрету Совнаркома о национализации торгового флота, в Новороссийском порту объединили кустарные мастерские, эллинг и паровозное депо в портовые мастерские. В 1920-е годы мастерские были расширены, построены механический, кузнечно-литейный и инструментальный цеха, что позволило ремонтировать любые суда каботажного флота.

В 1925 году портовые мастерские были переименованы в судоремонтные. В 1930-е годы рабочие мастерских приняли участие в демонтаже орудийных башен линкора «Свободная Россия», затопленного в 1918 году в Цемесской бухте, а также произвели ремонт первого отечественного танкера «Советская нефть». На пароходе «Киев» впервые в истории мастерских был выполнен капитальный ремонт паровых котлов. На пароходе «Зырянин» впервые в стране была произведена замена бортовой обшивки судна не в доке, а на плаву.

В августе 1941 года мастерские были переименованы в судоремонтный завод. В годы Великой Отечественной войны рабочие предприятия производили ремонт судов без вывода их из эксплуатации. Из Одессы в Новороссийск были доставлены два плавучих дока.
С приближением немецко-фашистских войск к городу заводское оборудование было демонтировано, часть эвакуирована в южные порты, несколько станков установлены в штольне у цементных заводов, где продолжалось выполнение фронтовых заказов. Перед захватом основной части города фашистскими оккупантами многие судоремонтники были эвакуированы, часть работников ушла в партизанский отряд «Норд-Ост».
После изгнания фашистов из Новороссийска в сентябре 1943 года судоремонтники начали восстановление полностью разрушенного завода. Уже в январе 1944 года вступил в строй эллинг и было отремонтировано первое судно. В апреле поднят и восстановлен затопленный 4000-тонный плавучий док. Завод стал выполнять заказы по восстановлению портового флота и кораблей ВМФ. С 1948 года завод вышел на полную мощность.

1950-е
годы становятся периодом бурного роста предприятия. Разрабатывается генеральный план реконструкции и развития завода. Введены в строй новый механический и литейный цеха, оборудован гальванический участок, механизируются трудоемкие процессы. В 1964 году на заводе установлен новый 27000-тонный плаву4чий док. В 1966 году за разработку конструкции автоматического устройства с программным управлением для очистки борта судна от коррозии Главный комитет ВДНХ наградил НСРЗ дипломом второй степени.

В 1980-е годы продолжается строительство объектов и сооружений для ремонта крупнотоннажных судов, в результате чего площадь завода выросла с 16,6 га до 25 га. В 1985 году НСРЗ получил самый мощный в стране док грузоподъемностью 60000 тонн, позволивший выполнять доковые работы на всех судах отечественного флота, включая военный.
В сложные 1990-е годы, не имея заказов на судоремонт, завод начинает заниматься отгрузкой металлов. В 2006 году он вошел в состав Группы НМТП (Новороссийского морского торгового порта). В настоящее время завод оснащен современными портальными кранами и сооружениями на 11 причалах протяженностью 1,7 км, а его территория выросла более чем до 28 га. Предприятие осуществляет отгрузку черных и цветных металлов, стройматериалов, накатных грузов. Годовой грузооборот составляет 3,5 млн. рублей.
Но судоремонтники Новороссийска верят, что рано или поздно вернутся те времена, когда НСРЗ будет получать заказы по своему прямому назначению. Во всяком случае, потребность в ремонте растущего Черноморского флота, имеющего в своем составе крупную Новороссийскую военно-морскую базу, из года в год растет. И это вселяет оптимизм в специалистов судоремонта в год векового юбилея родного предприятия.

comments powered by HyperComments