Молодежь в обществе: когда замрут отчаянье и злоба

Молодежь в обществе: когда замрут отчаянье и злоба
Одиночество, непонимание, неясность пути — страшная штука сама по себе. Для подростков — вдвойне. Идеалов нет — они растоптаны. Вокруг насилие, жестокость, несправедливость, власть денег, когда все можно продать и все можно купить. Даже душу. Совесть, честь и достоинство — нынче пустые слова…
Как корабли в тумане

…Моя любимая телепередача — «Лучше всех!» с Максимом Галкиным на Первом канале, она — об одаренных детях. Восторгаюсь и удивляюсь, иногда не верю своим глазам. Так и хочется воскликнуть: не может быть! До чего же уникальные малыши! Кем станут, какими, когда вырастут? От детства до повзросления — долгий путь…

Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза…
В флибустьерском дальнем
синем море
Бригантина поднимает паруса…
Капитан, обветренный, как скалы,
Вышел в море, не дождавшись нас…
На прощанье подымай бокалы
Золотого терпкого вина.
Пьем за яростных, за непохожих,
За презревших грошевой уют,
Вьется по ветру веселый Роджер,
Люди Флинта песенку поют.
Так прощаемся мы с серебристою,
Самою заветною мечтой,
Флибустьеры и авантюристы
По крови, упругой и густой.
И в беде, и в радости, и в горе
Только чуточку прищурь глаза —
В флибустьерском дальнем
синем море
Бригантина поднимает паруса.

…К сожалению, думаю, немногие сегодняшние молодые люди знают легендарную «Бригантину» и ее автора — Павла Когана, талантливого поэта, удивительного романтика, гражданина, горячо любившего свою Родину. Свою «Бригантину» он написал в 1937-м, когда ему было 19. А спустя пять лет он погиб в бою под Новороссийском, оставив после себя прекрасные стихи… Как не знают они песен Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Александра Городницкого, Александра Галича, Юрия Кукина, на которых выросло наше поколение…

Их стихи, песни — о любви, дружбе, рыцарстве, человеческом достоинстве. О том, чего так сейчас не хватает сегодняшним юношам и девушкам…

Современная молодежь — поколение без руля и без ветрил. Больно и горько сознавать, но, к сожалению, это так. Плавает оно по жизни, как корабли в тумане, постоянно натыкаясь на рифы и скалы, садясь на мель. Предвижу бурные, гневные возражения. Дескать, чего брюзжать? Хорошая и даже замечательная у нас молодежь. Талантливая, любознательная. Согласен, все так и есть. Только ей знания нужны, ее направлять надо, то есть заниматься ее воспитанием. А с этим у нас не все ладно, как мне кажется. Не пугайтесь, я не собираюсь морализировать. Я хочу поделиться своими мыслями о том, что с нами происходит.

«Морализировать — творчество бездарных», — заметил прекрасный русский писатель Михаил Пришвин.

Звенья одной цепи

…Недавно, почти в одно и то же время, страну потрясли два события — мордобой в центре Москвы, устроенный Кокориным и Мамаевым, пьяными футболистами ведущих клубов страны, и массовое убийство студентов колледжа в Керчи, совершенное 18-летним их сверстником Росляковым.

Поступки разной тяжести, но они — звенья одной цепи, потому что все трое — продукт нашего, увы, больного общества…

У Рослякова уже не спросишь, почему и зачем он это сделал. Мертвые не говорят. Кокорин и Мамаев пока в ожидании приговора за решеткой. Каким будет наказание? Любопытную точку зрения по этому поводу высказал великий Игорь Тер-Ованесян, участник пяти Олимпиад, экс-рекордсмен мира по прыжкам в длину:

— Тюрьмы не нужно.
— А что нужно?
— Где они играют?
— «Зенит» и «Краснодар».
— Вот в перерыве между игрой этих команд я пригласил бы их в центр поля. С голыми… Взял бы ремень — и выпорол! И отправил бы вон. Если бы потом, полгода спустя, вели себя хорошо, можно возвращать. Такое вот перевоспитание, — сказал Игорь Арамович в интервью «СЭ»…

А что? Отличная мысль — мера вполне бы могла оказаться действенной и послужить хорошим уроком для других недорослей, лоботрясов. Только подобные способы воспитания давно уже не в моде. Но ведь это не единственная «шалость» «героев нашего времени».

Два года назад эти недоумки развлекались в ночном клубе Монако под звуки российского гимна. Какие тут могут быть комментарии?! У ребят явно поехала крыша от свалившегося на них богатства и вседозволенности. И я вижу в этом вину общества. Как можно платить баснословные, просто безумные деньги футболистам, многие из которых, что называется, без царя в голове?! Это — развращение молодой, ничем не заполненной души…

Сейчас многие пытаются объяснить безумство Рослякова. Выступают ученые, педагоги, психологи… Говорят умные вещи, правильные. Но силу поговорки «После драки кулаками не машут» никто не отменял. Аргумент? Мол, надо извлечь уроки из случившегося. Надо. И что мы сделаем? Усилим охрану, увеличим количество видеокамер? Не поможет. Главное — что у человека внутри. Что думает? Чем дышит? «В его главе — орлы парили, в его груди змии вились…». Может быть и наоборот, и — все вместе…

Черный список

Трагедия в Керчи, к сожалению, не единственный факт подобного рода. Вспомните о поселке Струги-Красные Псковской области, где 15-летние подростки забаррикадировались в доме, принадлежавшем отчиму одного из них, завладели винтовками хозяина и начали стрелять в прибывших стражей порядка. Свои действия они через мобильный телефон транслировали в Интернете в онлайн-режиме. Проникнув в дом, сотрудники СОБРа обнаружили подростков мертвыми — те покончили жизнь самоубийством… 

Вспомните Пермь, где двое старшеклассников напали с ножами на учеников четвертого класса. Учительница и 11 учеников получили ранения… Вспомните Улан-Удэ, где подросток с топором и бутылкой с зажигательной смесью напал на учеников седьмого класса. Госпитализированы семь человек (в том числе и сам пострадавший)… 

В Москве 15-летний Сергей Гордеев, десятиклассник московской школы, отличник и участник олимпиад, пришел в школу с двумя винтовками (оружие выкрал из отцовского сейфа) и начал стрелять. Учителя географии он добил вторым выстрелом, убил одного полицейского, второго тяжело ранил. Гордеева признали невменяемым и направили на психиатрическое лечение… 

Девятиклассник из Подмосковья напал на учительницу информатики. Выстрелил ей в лицо и ударил по голове тесаком для разделки мяса. Школьники стали выпрыгивать в открытое окно, получив тяжелые травмы…

Этот черный список подростковых преступлений, как правило с печальным финалом, можно продолжать бесконечно долго… Один эпизод, два — это случай. Когда их десятки — тенденция. «Зри в корень», — говорил Козьма Прутков. В данном случае корень зла — в воспитании. Мы получаем то, что заложили в наших детей в детстве. Почему в советское время даже представить себе было невозможно, чтобы школьники с огнестрельным оружием, топорами, ножами, бомбами врывались в учебное заведение, неся смерть и кровь?

«Потому что в СССР существовала воспитательная работа с детьми и подростками, — считает писатель Юрий Поляков. — Когда в советские годы я работал учителем, то как классный руководитель отвечал не только за успеваемость ученика, но и за его поведение. Если возникали какие-то проблемы, я разговаривал с его семьей, искал другие способы воздействия. Очень большую работу вели пионерия и комсомол — это и всевозможные военно-спортивные игры, и другие мероприятия, позволяющие отвлечь молодое поколение от нездорового образа жизни и асоциального поведения. Плюс система бесплатных секций и кружков разной направленности.

В советское время было создано мощное направление юношеского искусства. Книги, кино, спектакли не только развлекали, но и воспитывали молодежь с акцентом на гуманитарных ценностях. И хотя страна была социалистической, тем не менее советское искусство, адресованное детям и юношеству, было пронизано православной этикой с легкой примесью революционной риторики. Вспомните „Двух капитанов“ Каверина, книги Крапивина (Гайдара, Грина, Осеевой, Паустовского, Фраермана, Катаева, Кассиля, Носова… — В.А.), фильмы Асановой, Быкова… Они учили верности, дружбе, необходимости давать отпор злу, насилию. И в итоге мы имели молодое поколение, соблюдающее правила общежития, более ориентированное на добро, чем нынешнее.

Сегодня учителям заниматься воспитанием особо некогда. Система бесплатного досуга разрушена, как и система детско-юношеского искусства — посмотрите репертуары ТЮЗов по стране или фильмы для молодой аудитории. Они в лучшем случае развлекают, но не воспитывают. Детско-юношеская литература у нас исчезает как жанр. Все перечисленное в совокупности дает ситуацию, которую мы и наблюдаем. Мы имеем дело с системной болезнью, вылечить которую будет очень трудно».

Хотелось бы возразить известному писателю. Но, увы, нечего, совершенно нечего. Могу только сгустить краски.

Кина не будет?

Вот в Санкт-Петербурге совсем недавно собрались провести… гомофестиваль «Бок о бок» — кинофестиваль фильмов про половых извращенцев. На торжество педерастов должны были приехать консулы иностранных государств (?!). Вот такой размах… Как вам такое увлечение-развлечение? Самое удивительное, что власти культурной столицы ничего не сделали для того, чтобы предотвратить это безобразие. 

Спас Питер от бесчестия депутат Виталий Милонов. Он заявил собравшейся толпе: «Граждане педерасты, расходитесь: кина не будет» — и вызвал полицию… Потому что часть посетителей, включая двух штатных помощников уполномоченного по правам человека Александра Шишлова и помощника депутата-яблочника Михаила Амосова, забаррикадировалась внутри кинозала. Быстро отреагировавшая полиция разогнала гомосексуалистов. А если бы не Милонов?

В том же Питере пытались увековечить память фашистского генерала Маннергейма, друга Гитлера! Между прочим, не только с ведома, но и при поддержке министра культуры Владимира Мединского. Министра культуры России!

В Екатеринбурге процветает Ельцин-центр, признанный лучшим Европейским музеем 2017 года. Но гордиться тут нечем. И вы поймете почему, прочитав комментарий Никиты Михалкова:

— Я не удивлен, что Ельцин-центр получил премию Кеннета Хадсона. Я не удивлен и реагирую на это точно так же, как если бы узнал, что гражданин Советского Союза, какой-нибудь Коцюбайло, ставший полицейским, получил Железный крест от вермахта.

Что говорить. Устами великого кинорежиссера все сказано. Всем все понятно, но Ельцин-центр развивается, набирает мощь. Именем первого Президента России, расстрелявшего парламент, названа Центральная библиотека. Это пример для воспитания?

Уважать себя

И уж совсем вопиющий факт: гнусная история, связанная с поездкой российских школьников из Нового Уренгоя в Германию и их выступлением в бундестаге. Подростки выразили сочувствие Германии по поводу горя и страданий, которое принесла ей Великая Отечественная война, заявили с трибуны, что многие немецкие солдаты не хотели воевать — все дело в бесноватом Гитлере. Рассказывали, в каких тяжелых условиях эти «ни в чем не повинные люди» находились в советском плену, как мучились, голодали, бедняжки. Они, немецкие солдаты, хорошие, их заставили… Ну хоть на колени становись перед Германией и кайся, кайся… Кайся за то, что мы защищали свою Родину, свою землю, своих отцов и матерей, своих детей, свое будущее.

Когда я узнал об этом — не поверил. Да и как можно поверить — ведь это же наши дети! С чьих слов эти ребята унижали родную страну, свой народ? И кто их наделил подобными полномочиями? Совершенно очевидно, что об этом не могли не знать родители школьников, учителя, руководство города. Но дали добро?!

Как такое стало возможным у нас в стране, где каждый клочок земли полит кровью, в стране, испытавшей все ужасы войны с фашистами, стране, пережившей самую страшную трагедию в истории человечества, потерявшей миллионы жизней? В этом каяться?!

«Моя позиция сразу была однозначной: мальчика травить не надо, его учителей преследовать — тоже. Парнишка, безусловно, талантливый исследователь. Наверняка он хотел донести мысль о беспощадности Второй мировой войны, о судьбе солдата войны, но ни в коем случае не обелять фашизм, не призывать к пересмотру итогов Великой Отечественной. Однако выступление подростка на фоне русофобии в Германии было несвоевременным. Думаю, причиной резкой критики, нападок стало отсутствие исторического мышления у большинства населения страны, и это наносит вред примирению с немецким народом, среди которого многие тоже пострадали в войне. Развязывают войну политики, а не народ…»

Эта удивительная цитата — из интервью учителя истории Владимира Шулякова, одного из победителей Всероссийского конкурса педагогического мастерства «История в школе: методики и новации». Удивительная для преподавателя истории, который, похоже, заплутался среди трех сосен.

А что — выступления такого рода могут быть своевременными и несвоевременными? Что мы вбиваем в головы нашим детям? Фашизм — это вечный позор человечества, и прежде всего самой Германии! Я не сочувствую немецкому народу — мне просто искренне жаль его, но ему не на кого пенять. Это его дети пришли к нам с огнем и мечом и развязали кровавую бойню по всей Европе, растянувшуюся на целых шесть лет. Это его дети уничтожали наши города и села, мирное население, не щадя ни женщин, ни стариков, ни детей.

Верно, развязывают войну политики, только с Великой Отечественной — это не тот случай. Да, все дело — в агрессии Германии, в вероломстве Гитлера и его окружении. Но каждый народ имеет ту власть, которую заслуживает. А руководство Советской страны тут совершенно ни при чем. Солдаты вермахта сжигали в топках евреев только за то, что они евреи, поляков — за то, что они поляки, использовали для «очистки расы» газовые душегубки, Бухенвальд, Освенцим, Майданек… Разве советские солдаты совершали что-нибудь подобное?! Потому что они — люди, а гитлеровцы — нелюди. И не надо ставить между ними знак равенства. Это предательство по отношению к тем, кто защищал нашу Родину, — мертвым и живым. По отношению к потомкам, подрастающему поколению.

Что касается примирения с немецким народом, то нашу страну трудно в чем-нибудь упрекнуть. Мы не выбросили из своей памяти немецкую культуру — слушаем музыку Бетховена, Баха, Вагнера, Генделя, читаем Гете, Гейне, Гофмана, Томаса Манна, Ремарка, изучаем их творчество в вузах, и вообще много чего делаем для дружбы и взаимопонимания. И это началось сразу после окончания войны. Мы сохранили преподавание немецкого языка в школах и вузах. В школе, где я учился, а это было с начала и до конца 50-х, иностранный язык вела немка Ида Людвиговна Беккер, которую уважали взрослые и дети. Я никогда не слышал оскорбительных слов в ее адрес, хотя еще в каждом из нас кровоточили раны прошедшей войны… 

Наш народ не умеет, не способен мстить. Не надо пускать слюни, лебезить, пресмыкаться, раболепствовать. Но надо уважать себя, называть вещи своими именами. Мы победили в той проклятой войне, победили фашизм, освободив Европу от гитлеровского угнетения. И об этом не должен забывать никто и никогда! Мы должны гордиться своим народном, своей страной, а не прогибаться перед наглеющим Западом…

Мы развенчиваем имена молодогвардейцев, Зои Космодемьянской, Александра Матросова и других героев Великой Отечественной, подвиг панфиловцев… И в то же время ввели в школьную программу Солженицына, писателя-коллаборациониста, ставшего на сторону власовцев, воевавших против своего народа — за Гитлера. Это из той же серии, что мемориальная доска Маннергейму, и Ельцин-центр, и несостоявшийся кинофестиваль гомосексуалистов…

Пиджак с чужого плеча

На торжествах в честь 100-летия комсомола в Кремле указом президента страны награждены орденами Евгений Тяжельников, Борис Пастухов, Виктор Мишин, бывшие первые секретари ЦК ВЛКСМ, — «За большую воспитательную работу». И она действительно была. Из комсомола вышли многие лучшие люди страны — ученые, медики, педагоги, космонавты, хлеборобы, шахтеры, генералы и адмиралы, металлурги и спортсмены. 

«Я сознательно вступал в комсомол, — вспоминает легендарный Арамбий Хапай, двукратный чемпион мира по самбо. — Это была мощная, умная организация, в которой воспитывалась наша молодежь…»

Комсомола давно нет. И вместо него ничего нет. Нет силы, направляющей в нужное русло. Пустота в душах и головах. Молодежь, предоставленная самой себе, завязла в Интернете, который стал для нее университетом жизни, и, как вы понимаете, далеко не лучшего образца. Порнография, наркотики, супермены-убийцы — они и становятся кумирами, примером для подражания. Молодежь бросает вызов обществу, по существу бросившему ее на произвол судьбы. Да и само общество стало другим. Агрессивным, алчным, равнодушным. Сегодня — каждый сам за себя. Мы не замечаем людей, находящихся рядом с нами. Нас не волнуют их проблемы, их боль. А дети, подростки живут в этом обществе, среди нас…

Мы стали какими-то прозападными, что ли. Хотим во всем походить на них. Это касается всего: экономики, образования, искусства.

«Я, например, с некоторых пор не смотрю шоу „Голос“, причем ни взрослый, ни детский. Мне не нравится то, что исполняют не оригинальные песни, а занимаются обезьянничанием. А еще не нравится то, что там поют преимущественно зарубежные хиты. Я же хочу слушать песни на языке нашей нации. Вспомните, к примеру, французов. Они далеко не дураки. У них есть закон, запрещающий использовать в эфире более 20 процентов зарубежной музыки. И благодаря этому закону сохраняются музыкальные традиции, языковая культура, продолжает жить и развиваться шансон», — сказал однажды в одном из своих интервью легендарный Иосиф Кобзон, народный певец и великий гражданин России.

А мы, повторяю, с упорством, достойным лучшего применения, продолжаем обезьянничать, утрачивая собственное достоинство. И ведь берем все худшее — вот в чем беда. 

Я уже много писал о ЕГЭ. Не хочется повторяться. Но это — как пиджак с чужого плеча. С ним наше среднее образование, когда-то лучшее в мире, пошло ко дну. ЕГЭ не дает глубоких знаний, отбивает у ребят интерес к учебе, делает их тупыми, как американцы. Не знаю, кому пришло в голову лишать выпускников, не сдавших ЕГЭ, аттестата зрелости. И куда податься этим ребятам со справкой об окончании школы? Аттестат требуют везде и повсюду. Я уже не говорю, что это унижает юношей и девушек в окружении сверстников.

Сдача ЕГЭ — это стресс. Чужая школа, видеокамеры, миноискатели. Не школьный экзамен — полицейская операция… Порой все это заканчивается трагически… Есть случаи суицида! Но даже это нас не останавливает. Честное слово, не знаю, чем объяснить эту упертость. Если бы мы с таким же рвением сражались с коррупцией, воровством чиновников, как сражаемся со списыванием среди школьников…

Пусть замрут отчаянье и злоба…

В прежние времена все было ясно для выпускников школы. Все двери были открыты — выбирай на вкус. И молодежь смело смотрела в будущее. Кто-то поступал в институт, кто-то шел в техникум, кто-то — в профессионально-техническое училище. Денег нигде не требовалось — только знания и способности. Теперь финансовые трудности начинаются уже со школы, которая давно превратилась в статистическое учреждение. «И скучно и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды».

Сегодня профессия инженера практически канула в Лету, не в чести умелые руки — где сегодня демонстрировать свое умение токарям, фрезеровщикам, слесарям? Многие предприятия просто перестали существовать. Не пользуются популярностью, авторитетом профессии учителя и врача. Они стали непрестижными из-за невысокой заработной платы. Зато — избыток юристов, экономистов.

Выбор невелик: шоу-бизнес, футбол, бизнес, коммерческие структуры — там ходят хорошие деньги, о которых так мечтают современные подростки. Доллар — их рулевой… И еще можно пойти… в бандиты или, на худой конец, в Остапы Бендеры, который, как известно, чтил Уголовный кодекс.

Сегодня никто не едет «за туманом и за запахом тайги». Романтика подохла…

Кризис идеологии, молодежной политики, воспитательной работы налицо. А это — самая важность, ведь всем, в том числе и обороной и экономикой, управляют люди. Давайте наконец задумаемся, кого растит наше больное общество.

В школе — смертная тоска, дома — проблемы, в Интернете — порнография и все прочие мерзости нашей жизни, по телевидению — то пальба, то гульба, семейные скандалы публичных людей, внебрачные дети, раздел имущества… Повсюду — убийства и разврат. Так чего же мы хотим от подрастающего поколения? Откуда взяться нравственности, благородству, душевности и сердечности?

Ситуация изменится, «когда замрут отчаянье и злоба» (а этого в нас, увы, с избытком), когда уйдут зависть и равнодушие. «Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство» (Бруно Ясенский).

Это возможно с течением времени, разумеется. И если, конечно, мы сами захотим меняться, если нам дорого наше будущее…

По ком звонит колокол. Он звонит по нам…

В финале своих заметок я бы хотел вернуться к прекрасным строчкам Павла Когана:

Я — патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю,
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать,
Чтоб так пахнуло на рассвете,
Чтоб дымный ветер на песках…
И где еще найдешь такие
Березы, как в моем краю!
Я б сдох как пес от ностальгии
В любом кокосовом раю.
Но мы еще дойдем до Ганга,
Но мы еще умрем в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя.

comments powered by HyperComments
Богдан
База
Вольная Кубань