Отходы Краснодара: вынос мозга вместе с выносом мусора

Отходы Краснодара: вынос мозга вместе с выносом мусора
В последнее время все чаще появляется информация, в которой говорится о том, что в Краснодаре штрафуют водителей, заваливающих мешками мусора контейнерные площадки. Подъезжают на автомобилях и просто разгружают. Когда фургончик, когда легковушку или мини-грузовик. Штрафы для физлиц в этом случае, в принципе, невелики: от одной до трех тысяч рублей. Но примечателен сам факт, что работа такая ведется.

Сфера отходов давно нуждается в наведении порядка. И не только в части завалов на контейнерных площадках в краевой столице — здесь уже нашли выход. Но в целом ситуация настолько запущена, что стране понадобилась «мусорная реформа». 

Вступает в силу закон 458-ФЗ. Сложно вступает: наш регион отмечен на федеральном уровне в аутсайдерах. Но, надо подчеркнуть, совсем не из-за ситуации в Краснодаре: здесь региональный оператор пусть не без сложностей, но приступил к работе, и новая схема уже действует. Так что же у нас происходит?

Мы отправили запрос в министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, чтобы узнать все подробности о вступлении федерального закона в силу на территории края. Но сначала скажем в двух словах о причине «мусорного коллапса» на территории краевой столицы.

При переходе на новую схему и начале работы регионального оператора (что, еще раз уточним, и предписывает закон) был обнаружен пробел в федеральном законодательстве — расходы на содержание контейнерных площадок, увы, никем нигде и никак не были предусмотрены. Регоператор этим не занимается и в тариф услугу не включает, муниципалитет просто не имел права выделять на это бюджетные средства и в принципе хоть как-то влиять на работу регоператора (для Краснодара и Динского района это АО «Мусороуборочная компания»). 

Получить деньги из бюджета на решение этого вопроса становится возможно только после внесения необходимых изменений в законодательство, работа уже ведется. В крае же, по имеющейся информации, в 2018 году прошли конкурсные процедуры и определены региональные операторы. Однако начало их работы перенесено: не с 2019 года, как планировалось и определялось законом, а с 2020 года. 

BAL_7128.JPG

Напомню, что на посленовогоднем совещании председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева с вице-премьерами прозвучала информация о переходе регионов на новую схему: «Остаются вопросы по двум территориям — Ленинградской области и Краснодарскому краю. В этих субъектах выбраны региональные операторы, пройдены все процедуры, утверждены тарифы, однако работа по новой системе не началась. Это не предусмотрено действующим законодательством, и подобный вариант требует отдельного рассмотрения. Мы с этими регионами поработаем» (слова заместителя председателя Правительства Российской Федерации Алексея Гордеева, официальный сайт правительства РФ).

Итак, что же у нас происходит-то в сфере ТКО? (ТКО — твердые коммунальные отходы.)

Ответ мы получили за подписью первого заместителя министра ТЭК и ЖКХ Андрея Киселева.

Нам сообщают, что необходимая нормативно-правовая база краевого уровня для организации работы региональных операторов (по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, захоронению ТКО) сформирована. Кстати, эти сведения есть в свободном доступе на сайте министерства — можно открыть раздел «Сфера обращения с твердыми коммунальными отходами» и ознакомиться с документами.

В них сообщается, что в рамках утвержденной Территориальной схемы обращения с отходами в Краснодарском крае установлены 11 зон деятельности региональных операторов. На текущую дату по итогам проведенных конкурсов отобрано восемь из одиннадцати запланированных региональных операторов.

То есть здесь работа еще не завершена, точнее, не была завершена на дату подготовки ответа — 05.02.2019.

Первый региональный оператор по Краснодарской зоне деятельности (АО «Мусороуборочная компания») начал свою работу еще в 2017 году. Приказом Региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края в декабре прошедшего года изменен единый тариф на услугу регоператора на 2019 год.

С 1 января 2019 года — 305,62 рубля за кубический метр (366,74 с НДС).

С 1 июля 2019 года — 313,54 рубля за кубический метр (376,25 с НДС).

Предварительный расчет тарифов для отобранных еще шести региональных операторов показал значительный рост тарифов для населения по ряду поселений (в которых на протяжении 5–7 лет нормы накопления и тарифы не поднимались и вывоз отходов осуществлялся на близлежащие несанкционированные свалки) в интервале от 50 до 200 процентов, сообщается в ответе.

То есть в некоторых населенных пунктах тариф мог бы повыситься (если бы регоператор заработал) сразу в два раза!

А вот чем объясняется ведомством рост тарифов: теперь регоператоры должны выполнять требования законодательства по захоронению отходов только на лицензированных полигонах. А их в крае немного. Расстояние до ближайшего такого полигона может быть достаточно большим. Все закладывается, разу-меется, в тариф.

 Плюс теперь регоператор должен организовать мусоросортировочное производство.
Поэтому для того чтобы и надлежащее санитарное состояние в поселениях обеспечить, и не допустить социального напряжения, «администрацией края принято решение о целесообразности сохранения прежней системы сбора и транспортировки ТКО силами действующих мусоровывозящих предприятий (в рамках Федерального закона от 25 декабря 2018 года № 483-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“) сроком на 12 месяцев».

А эта проблема откуда появилась? Ведь все было проработано и предусмотрено на федеральном уровне, а корректные тарифы не вышли, оказывается, только у двух субъектов из 85?

Ответственность за все последствия вступления в силу нового закона, над которым несколько федеральных министерств работали еще с 2011 года, переложили именно на регионы.

Но вернемся к ответу нашего министерства. В крае для того чтобы не допустить резкого роста тарифов, с выбранными регоператорами (кроме краснодарского) заключены дополнительные соглашения по изменению сроков их деятельности, в адрес РЭК — департамента цен направлены заявления о пересмотре тарифов.
В этом году все проходит в штатном режиме — только в Краснодаре работает новая схема и регоператор.

Также министерством разработан план мероприятий к осуществлению деятельности по обращению с ТКО силами региональных операторов — в нем прописаны этапы и сроки перехода. Этот план необходимо еще согласовать с Москвой.

…В предыдущей публикации мы приводили диалог Дмитрия Медведева и Алексея Гордеева — это в продолжение уже приведенных слов федеральных чиновников о том, что проблемы только в Ленинградской области и Краснодарском крае.
Д.Медведев: «А есть какое-то объяснение этой позиции?».

А.Гордеев: «Скорее всего, руководство регионов волнуется за систему организации обращения с ТКО и по поводу возможного резкого роста платежей по конкретным населенным пунктам».

Как говорится, без комментариев…

Добавим только то, что 1 февраля в краевой администрации сообщили, что министр ТЭК и ЖКХ края Александр Волошин подал в отставку. Как официально озвучено, причина — необходимость поставить здоровье на первый план.

Ну, а что же Краснодар? Краевая столица в лидерах в этом вопросе и, как мы все видим и говорим, в проблемах.

Глава города Евгений Первышов уже комментировал происходящее так: «Переход на новую систему вывоза мусора показал ряд недоработок и проблем, которые сейчас решаются. При этом наша первоочередная задача — не выяснять, кто виноват в появлении стихийных свалок, а вернуть улицам Краснодара привычную чистоту, навести порядок. Провести по сути генеральную уборку».

Мы запросили комментарий ситуации с невывозом ТКО с контейнерных площадок и самого регоператора. В ответе за подписью генерального директора АО «Мусороуборочная компания» Валерия Облогина сообщается:

«Действительно, в Краснодаре сложная ситуация с ТКО. Данный аспект обусловлен тем, что фактическое количество жителей — образователей отходов значительно превышает количество граждан, во исполнение закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ „Об отходах производства и потребления“ заключивших договоры на оказание услуг по обращению ТКО.

Так, согласно справке УМВД России по городу Краснодару численность граждан, состоящих на учете по месту жительства и пребывания, составляет 1405981 человек. 

Из них только 1007581 человек обеспечил легитимное обращение с ТКО. При этом нужно отметить, что количество граждан, приезжающих в Краснодар, с каждым месяцем возрастает, но ввиду пассивной гражданской позиции мало кто заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, а вместе с тем складирует ТКО на общедоступных контейнерных площадках, что и приводит к их переполнению.

В настоящее время между АО „Мусороуборочная компания“ и администрацией МО Краснодар заключен договор на оказание услуг по ликвидации несанкционированных мест наполнения ТКО, ввиду чего санитарное состояние контейнерных площадок должно улучшиться».

Все же так нас с вами, уважаемые читатели, еще никогда не называли: жители — образователи отходов… Раньше нам определяли «срок дожития», теперь дают и такое вот вдохновляющее определение…

Впрочем, понятно одно: закон этот непростой нужен, именно он должен ОБЯЗАТЬ всех… — применим привычное и теперь практически уважительно звучащее слово «абонентов» — заключать договоры и оплачивать услугу. И если раньше этот порядок действительно базировался исключительно на гражданской позиции, то теперь количество контейнеров рассчитывается исходя из официальных данных статистики. И по идее уже должны работать механизмы принуждения, наказания за отказ. Или и этот пункт еще не доработан, а ответственность — на регионах?

«Основная цель — создать новую, технологичную отрасль, которая позволит максимально вовлечь отходы во вторичный оборот и снизить до минимума экологический вред окружающей среде», — заместитель председателя Правительства Российской Федерации Алексей Гордеев о необходимости перемен в сфере обращения с отходами и вступлении наконец в силу закона 458-ФЗ.

В Краснодаре к 5 февраля уже зачищены 690 территорий, с которых вывезено около 6,3 тысячи кубометров мусора. Всего на контейнерных площадках скопилось 200 тысяч кубометров отходов.

Размер штрафа за незаконно выброшенный строительный мусор на контейнерные площадки составляет для физических лиц — от 1000 до 3000 рублей, для должностных лиц — от 2000 до 10000, для юридических лиц — от 15000 до 50000. Для того чтобы выбросить строительный мусор без нарушений, необходимо дополнительно заказывать и оплачивать вывоз этих отходов в мусороуборочной компании.


comments powered by HyperComments
Лиза
Вольная Кубань
Похожие материалы