Чем может поразить художник, если он — твой друг....

Чем может поразить художник, если он — твой друг....
Мы дружим с ним с детства. Жили по соседству, вместе гоняли мяч. Когда мне было 10 лет, а ему 13, он поразил меня своими рисунками. Однажды он заглянул к нам во двор после занятий из художественной школы и показал аккуратно сложенные в папочке работы.
На обычных альбомных листах тушью были изображены шахматные фигуры. Выверен каждый штрих, каждый оттенок. Будто типографский оттиск. Мне трудно было поверить, что так может рисовать обычный, как тогда казалось, школьник. Настолько это заинтриговало меня, что я пошел по стопам Виталика, поступив в художку.

Но художника из меня не вышло, терпения и, наверное, таланта не хватило. А Виталий окончил художественное училище и институт, став дипломированным художником-дизайнером. Его мастерству подвластно все — живописные произведения на холсте, настенные росписи и мозаика, проекты интерьеров, оформление книг, создание логотипов. И каждый раз он вновь и вновь удивляет своим творчеством, своим видением нашего мира.

На персональной выставке Виталия Итяксова в Новороссийске в 2012 году, посвященной его 50-летию, меня сразила наповал картина «Осень». В обрамлении опавшей золотой листвы в луже отражаются луковки куполов стоящей рядом с перелеском белоснежной церквушки. Самой церкви не видно, она за пределами рамы, есть лишь перевернутые купола.

Сразу вспомнились сказанные кем-то слова: «Звезда в луже — это лишь отражение звезды». Картина натолкнула на размышления о возрождении в России веры православной. Верующих становится все больше, но каждый ли из нас истинно верует? Думается, для многих вера — как отражение куполов на полотне Итяксова.

Сам Виталий глубоко верующим человеком себя не считает, хотя живет духовной жизнью. А его творчество сродни дневниковым записям. Может, мне так кажется, оттого что я слишком хорошо знаю его не самую простую судьбу, знаю тех, кто был дорог ему, но ушел из жизни?

— Все, что я пишу для себя, говорит о пережитом, переосмысленном и прочувствованном, — поясняет он. — Мои работы не слепок с натуры, а переработанные в образы мысли, чувства, переживания. У меня много образов. В одном случае это яблоко, в другом — куб, в третьем — облака, в четвертом — лестница, например. Сейчас я написал работу «Творец». Она мне очень близка. Потому что мы с моей Ириной, моим спутником в жизни и творчестве, много занимались настенными росписями на заказ— «Кааба», «Мост Сан-Франциско», и нам приходилось много лазать по лесам.

Виталий показывает мне эту необычную работу. Ирина изображена на ней спиной к зрителю. На самой верхней площадке лесов она расписывает под потолком стену, окрашивая ее в небесные тона. Лишь этот небольшой кусочек холста тронут краской, выписаны высокие, но непрочные леса. А в остальном — и это один из приемов Итяксова-младшего — чистый холст, даже не загрунтованный. Ирина, творец, будто парит над пространством.

— Один из известных новороссийских художников, сказал, что мои работы видно сразу. Меня это удивило, ведь они разные такие. Нет, отвечает, видно: у тебя все летит, парит. А я никогда об этом не думал. Посмотрел — действительно, все какое-то парящее над земным. Меня всегда привлекали космос, облака, небо. И женщины. Без них нельзя. Без таких женщин, какие мне встречались в жизни, которые все понимали и были такими же творческими людьми, за что я очень благодарен судьбе. Мы с Ирой сегодня многие работы делаем вместе, а на мои полотна она всегда пишет стихи, в которых выражает свое видение моих замыслов. Это очень помогает, поддерживает меня. Кстати, за последнее время я тоже всерьез увлекся стихосложением.

Показывает одну из последних работ — «Сладкий час», подаренную Ирине на ее день рождения. Здесь угадывается влияние Сальвадора Дали и особенно Рене Магрита, любимого для Виталия художника. Торт в виде лежащего будильника, лесенки, ведущие куда-то за пределы изображения... Все-таки сюрреализм, который некоторые искусствоведы называют «гранью между психическим заболеванием и гениальностью», в творчестве Итяксова превалирует над философским реализмом.

— Недавно смотрел передачу про актера Виктора Сухорукова, так он с иронией заметил, что относится к числу людей с ненормальным творческим восприятием действительности. Так же я подумал и про себя. И вообще хочу всегда оставаться с этой ненормальной нормальностью, и чтобы меня окружали такие же люди. В наступающем году мне хотелось бы стать еще счастливее в личной жизни. Чтобы мы с Ириной не разлучались так надолго, как в этом году. А еще — чтобы у нас с ней была интересная работа, новые знакомства, новые заказы в Новороссийске и на Кубани, родных для меня.

Евгений РОЖАНСКИЙ
Специально для «ВК Пресс»
Фото: artmolbert.ru

Об авторе

Говорят, что журналистика — это не творчество, а ремесло. Мол, только талантливому художнику или писателю по силам разглядеть в черном цвете оттенки зеленого, синего, серого, даже белого. Но ведь и журналист с опытом, который приходит с годами напряженного труда в профессии, способен в каждом событии и явлении видеть множество оттенков.

Другое дело — как подать тот или иной факт. Вуалька, которой мы, журналисты, порой пытаемся прикрыть голые места междустрочья, все равно не спасает. Намного честнее изложить свою собственную позицию, ответив на вопросы: почему? зачем? и т. д. Но читателю не всегда может быть интересно личное мнение автора публикации, если это просто журналист, а не специалист в определенной области знаний, о которой идет речь... Поэтому мастерство, творческое начало как раз и проявляется в умении избегать прямых оценок, давая пищу для размышления читателей, которые сами вправе решать, где белое, а где черное, где оттенки, а где четкий контраст.

Но, повторюсь, без собственной позиции журналисту никак не обойтись. Потому что мы ставим подписи под каждым своим материалом. Такая у нас работа.

comments powered by HyperComments

В тему





День рождения IMAX: земля будущего
День рождения IMAX: земля будущего

20 мая в честь четвёртой годовщины IMAX СБС Мегамолл сеть кинотеатров "Монитор" представит премьерный показ нового блокбастера «Земля будущего».

Все премьеры

 Caliban: лучшее из тяжелого
Caliban: лучшее из тяжелого
Группа «CALIBAN» на сегодняшний день является одним из самых известных коллективов, работающих в стиле металкор (правда, сами члены коллектива утверждают, что они изначально планировали быть хардкоровой группой).

Все концерты

Все премьеры

Все вечеринки