" />

Как вы думаете: Казаки — это народ или общность?

Как вы думаете: Казаки — это народ или общность?
На пресс-конференции об итогах Большого Круга российского казачества атаман ККВ Николай Долуда среди прочих вопросов упомянул и о законопроекте «О российском казачестве».

На вопрос, казаки — это народ или сословие, Николай Долуда ответил:

— Для меня казачество — это народ!

И тут же в Интернете появились критики, обвиняющие атамана войска чуть ли не в сепаратизме. На сайте казачьего информационно-аналитического центра появилась статья с вызывающим названием «Краснодар лоббирует федеральный закон об отдельном «казачьем народе». Автор утверждает, что признание в России казаков отдельным народом создаст опасный прецедент. Какой прецедент, непонятно. Казаки всегда верой и правдой служили Отечеству. Возрожденное казачество следует путем своих предков, поддерживая российскую государственность. Казаки воевали в современном Приднестровье, Абхазии. Казачий батальон имени генерала Ермолова наводил ужас на чеченских боевиков. Важную роль сыграло Кубанское казачье войско в возвращении Крыма в состав России.

О каком же сепаратизме может идти речь?

А что касается вопроса, кто такие казаки — народ или сословие. Важен ли этот вопрос? Важен, поскольку от ответа зависит самоидентификация, то есть отождествление себя либо с титульной нацией, либо с отдельным народом в составе России.

Для начала давайте разберемся в терминологии. В словаре Ожегова понятие «народ» — это население государства, национальность, народность. «Сословие» — сложившаяся на основе феодальных отношений общественная группа со своими правами и обязанностями, закрепленными законом.

Если исходить из этой терминологии то, на первый взгляд, перед нами тупик. Казаки в дореволюционной России были служивым сословием, отрабатывая земельные наделы, закрепленные за ними государством службой. Конь, амуниция, оружие — все это казак покупал за свой счет.

С другой стороны, казаки составляли народ или народность с присущими только им обычаями, традициями, культурой, общественными взаимоотношениями. В русской историографии казаки считались особым народом, не относящимся к великороссам. Да, казаки разделяли общенациональную идеологию Российской империи «За веру, царя и Отечество», оставаясь при этом одним из народов единого государства.

К признакам народа относятся язык, территория проживания, самосознание, государственность, вооруженные силы. Казачество отвечает всем этим признакам, за исключением языка. Хотя и здесь можно поспорить. Во-первых, запорожцы разговаривали на так называемой балачке — смеси русского и украинского языков. В 2012 году Волгоградским областным судом было вынесено решение по делу общественного объединения «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области». Помимо всего прочего, в процессе судебного заседания были опровергнуты доводы Минюста о том, что казаки не имеют собственного языка. По мнению суда, его существование убедительно продемонстрировано научными работами, в том числе Донским словарем казацкого языка за авторством профессора доктора филологических наук Алексея Миртова. Словарь был выпущен в 1929 году и насчитывает в своем составе более семи тысяч слов.

Во-вторых, так ли важен язык для самоидентификации? К примеру, ханты и манси, карачаевцы и черкесы говорят практически на одном языке, однако считаются народами.

На мой взгляд, для народа самобытность, обряды, традиции так же важны, как язык.

Казачество, находясь на территории именно Российского государства, под его политическим, культурным, и экономическом воздействии, сформировалось как одно из сословий русского общества. Следовательно, казаки были народом, этносом, если хотите, а уж потом стали сословием, оставаясь при этом одним из народов Российской империи.

Достаточно четкое и ясное определение казачеству дал атаман Таманского отдела Кубанского войска Иван Безуглый. «Казачество — особая форма социального и государственного бытия, которое мог осуществить только самостоятельный народ. Сущность этого бытия была резкой противоположностью великорусской. У казачества было народоправство, свобода, равенство, особый социальный уклад и быт».

Действительно, по сравнению с крестьянами, мещанами казаки пользовались не виданными для того времени свободами, что и повлияло на их нрав, традиции, культуру. Высшим органом народной власти была Рада. Это был главный законодательный и организационный орган, участвовали в нем все казаки. Именно Рада избирала кошевого атамана. Запорожские казаки имели свое правительство, суд, армию, флот, органы управления.

Казаки в отличие от других сословий — дворян, купцов, мещан — были спаяны не только компактностью проживания, но и особым складом психологии, они хранили и передавали из поколения в поколение обычаи, традиции. То есть, даже будучи включенными в служивое сословие-де-юре, оставались народом-де-факто.

После Октябрьского переворота большевики упразднили сословия. Дворяне, купцы, мещане, разбросанные по городам и весям России, тут же потеряли даже те связи, которые и были раньше внутри сословий (за исключением родственных и соседских), казаки же сохранили связи, основанные на осознании того, что они являются служивым народом. Даже попав под каток репрессий, они хранили свои обычаи и традиции.

Некий социолог Юрий Московский, мнение которого то и дело упоминается в той статье, несет полную околесицу. В частности, он утверждает: «Одним из первых сделал казаков „отдельным народом“ Петр Краснов. Он с помощью кайзера Вильгельма II хотел отторгнуть земли Войска Донского от Великороссии, подарить их Германии, а самому стать германским вице-королем».

Доктор исторических наук, автор более чем 80 научных работ по истории казачества Александр Сопов утверждает, что с IX по XVI век казачество складывалось как этнос, состоящий из славян, касогов, алан и других народов. Термин «этнос» в переводе с греческого языка народ, племя. В учебнике «Русская история» Устрялова (издание 1845 года) сказано: «Народ казацкий возник от слияния разноплеменных людей, искавших необузданной воли, в состав его вошли: остатки половцев, черкесов, переселившихся с Кавказа, русские удальцы, для которых были тягостны законы, беглые поляки, молдаване, татары, не терпевшие самовластия ханов. Чудесная смесь племен отразилась в чертах казаков, их языке, в самом образе жизни. Язык их состоит из слов русских, татарских, польских и других.

Значит, не Краснов сделал казаков «отдельным народом».

Когда мы говорим «возрожденное казачество», что мы понимаем под этим — возрождение сословия или народа, нации? Сословия упразднены после Октябрьского переворота 1917 года, следовательно, в современной России возродить сословия невозможно. Возродить можно только народ, этнос.

К слову, согласно итогам переписи населения в Краснодарском крае в 2010 году 17,5 тысячи человек на вопрос о своей национальности ответили — «казак» или «казачка». Уверен, что в следующей переписи их станет на порядок больше.

Выше упоминалось решение Волгоградского суда. Вернемся к нему еще раз. Минюст, выступавший истцом, требовало ликвидировать общественное объединение «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области», мотивировав это тем, что российское законодательство не допускает объединения казаков в такую форму организации, как национально-культурная автономия. Тем не менее суд в иске Минюсту отказал, заявив, что казаки представляют собой этническую общность, обладающую своей культурной спецификой. Таким образом, благодаря этому решению была фактически создана юридическая база для идентификации определенной части русских людей как представителей совершенно другой национальности.

Некоторые чиновники усмотрели в желании казаков считать себя народом признаки национализма, который может вылиться в сепаратизм. Обожглись на молоке (я имею в виду события на Украине) — теперь дуют на воду. Кубанским казакам такое даже в голову не может прийти!

… В тексте законопроекта «О российском казачестве " содержится определение понятия казачества: исторически сложившаяся культурно-этническая общность граждан, имеющих определенные территории проживания, самобытные традиции культуры, традиционные форму одежды, хозяйственный уклад и исторически сложившиеся взаимоотношения с государством.

Законопроект «О российском казачестве» проходит юридическую экспертизу в Минюсте РФ. Посмотрим, какой статус придадут государственные мужи казачеству. Но как бы там ни было, я полностью согласен с мнением нашего батьки: казаки — это народ.

Сергей Капрелов

comments powered by HyperComments