" />

Патриарх Кирилл встретился с атаманами казачьих войск в своей резиденции в Москве

Патриарх Кирилл встретился с атаманами казачьих войск в своей резиденции в Москве
Святейший Патриарх Кирилл встретился с атаманами реестровых казачьих войск и войсковыми казачьими священниками.

В Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с атаманами реестровых казачьих войск и войсковыми казачьими священниками.

Делегации казачьих войск прибыли в Москву для участия в Первом Большом круге российского казачества, который по благословению Его Святейшества начался сегодня. Главной целью проведения Большого Круга, который организован Федеральным агентством по делам национальностей при поддержке Совета при Президенте РФ по делам казачества, Синодального комитета по взаимодействию с казачеством и Правительства Москвы, является консолидация казачества с перспективой учреждения единого российского казачьего войска.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к участникам встречи с Первосвятительским словом:

«Совершенно очевидно, что казачество играло выдающуюся роль в истории нашей страны, в судьбе нашего народа, и эта роль была тесно связана с православием. Помимо того что казаки верно служили Отечеству, защищая внешние границы нашей страны, они отличались особым образом жизни. Это единственный род войск, который перемещался к месту службы вместе со своими семьями, со своим хозяйством и, размещаясь в местах дислокации, возделывал землю, создавал поселения, — другими словами, обживал наше Отечество в местах, где простой человек поселиться не мог, уж слишком сильны были внешние угрозы. А казаки, даже ведя мирный образ жизни, возделывая землю, создавая крепкие хозяйства, всегда имели при себе оружие, были боеспособной силой, на которую возлагалась особая миссия по охране внешних рубежей нашего Отечества.



Казак — это символ доблести, любви к Отечеству, самоотверженности, а ведь все это понятия духовного порядка. Все перечисленное невозможно купить за деньги, приобрести через образование или политическую карьеру, — все это от нашей внутренней жизни, от жизни нашего духа.


С казаками связано также формирование особой культуры, в центре которой — православная вера. Собственно говоря, без веры было бы невозможно делать то, что делали казаки, — переселяться в трудные и опасные для жизни места, перевозить семьи, сохраняя свою идентичность, свою культурную и духовную подлинность. И, наверное, без веры было бы невозможно так самоотверженно служить Отечеству. Недаром с казаками связано столько замечательных исторических повествований и легенд. Казак — это символ доблести, любви к Отечеству, самоотверженности, а ведь всё это понятия духовного порядка. Все перечисленное невозможно купить за деньги, приобрести через образование или политическую карьеру, — все это от нашей внутренней жизни, от жизни нашего духа.

Славная история казачества не должна остаться музейным экспонатом — она должна быть актуализирована. Начавшееся в послесоветское время возрождение казачества было на первых порах скорее возрождением внешних атрибутов. Но подлинное возрождение казачества очень востребовано сегодня. Когда я говорю об этом, братья, я еще раз хочу подчеркнуть: без возрождения веры ничего не получится, не будет никакого казачества. Будет форма, будет еще один род войск, — а казачества не получится. Потому что в центре жизни казака — глубокая вера, которая всегда давала силу духа, способность к самопожертвованию, всё то, что связано с казачьей доблестью.



Каждый казак должен понимать: он исполняет свой долг не потому, что на нем форма, погоны, но потому, что имеет обязательства пред Богом защищать Родину и служить ближним.


Знаю, что в нашем российском казачестве происходят очень большие положительные перемены. Митрополит Ставропольский и Невиномысский Кирилл докладывает мне и о деятельности университета, и о деятельности священнослужителей, и о том, как идет воцерковление казаков. Я хотел бы от всего сердца пожелать всем вам помощи Божией в этом трудном деле. Достаточно легко возродить внешние формы любой организации, — невероятно трудно возродить дух. Ведь для того чтобы возродить дух, нужно самому быть человеком духовным. Вот поэтому я еще и еще раз хотел бы пожелать вам возрастания в вере. А для того чтобы вера была живой, необходимо соединять ее со всей своей жизнью, в том числе с исполнением своего долга. Каждый казак должен понимать: он исполняет свой долг не потому, что на нем форма, погоны, но потому, что имеет обязательства пред Богом защищать Родину и служить ближним. Хотел бы еще раз сердечно пожелать вам помощи Божией в ваших трудах. Особая роль принадлежит духовенству, которое окормляет казачество. С одной стороны, вы должны знать казачью традицию лучше всех, вы должны знать все, что было раньше и что можно и нужно возродить, и помогать руководителям казачьих подразделений возрождать подлинную казачью жизнь. Но, с другой стороны, на вас ложится очень большая ответственность по пастырскому руководству. Казаки занимаются конкретными делами, многие трудятся на высоких государственных постах. У каждого есть обязательства перед Отечеством, перед начальством, перед своей семьей; каждый сталкивается с трудностями разного порядка. А священник, казачий духовник, должен уметь помогать казаку чтобы он сохранял свою внутреннюю духовную идентичность, хранил традиции и, самое главное, возрастал в вере».



Достаточно легко возродить внешние формы любой организации, — невероятно трудно возродить дух. Ведь для того чтобы возродить дух, нужно самому быть человеком духовным.


Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл сообщил об актуальных вопросах взаимодействия церкви, казачества и государственной власти. По словам архиерея, на сегодняшний день выстроена эффективная система взаимодействия с государством, активно развивается сотрудничество с Советом при Президенте РФ по делам казачества. Председатель Синодального комитета является членом президиума Совета, в заседаниях Совета участвует духовенство, окормляющее казачество, во многие комиссии, действующие при Совете, входят сотрудники Синодального комитета.

Развивается сотрудничество Церкви и казачества на местах. «Сегодня нет ни одного хутора или станицы, которые не окормлялись бы конкретным священником по указу того или иного архиерея», ― сообщил митрополит Кирилл. Выстроена работа с казаками, проживающими за рубежом, в первую очередь на Украине, в Белоруссии, Казахстане.

В своем выступлении руководитель Федерального агентства по делам национальностей И. В. Баринов, в частности, отметил: «За последнюю четверть века пройден достаточно большой путь восстановления российского казачества. Можно смело утверждать, что казаки стали неотъемлемой и важной частью нашего общества».

Сегодня казаки выполняют свои традиционные задачи. «Они охраняют границу, общественный порядок, служат в Вооруженных силах. Но мне кажется, что все-таки самый большой потенциал скрыт в самобытном культурно-историческом наследии казачества», ― полагает Игорь Баринов. «Именно этот потенциал ― нравственный, патриотический, воспитательный ― наиболее востребован сейчас и государством и обществом», ― добавил глава Федерального агентства.

Митрополит Кирилл и казаки преподнесли Его Святейшеству перламутровую икону Тайной вечери, изготовленную в Иерусалиме. Святейший Патриарх Кирилл также вручил участникам встречи памятные подарки, сообщает пресс-служба Синодального комитета РПЦ по взаимодействию с казачеством.

Сергей Капрелов.

comments powered by HyperComments