" />

"Золотое руно" 2015: простые ответы без нужды в подробностях

"Золотое руно" 2015: простые ответы без нужды в подробностях
Три последних дня школьники России - и Кубани - участвуют в игровом конкурсе по истории мировой художественной культуры «Золотое руно». Участвуют — громко, очень громко сказано. Как несколько лет назад при участии дочери в «ЗР» автор Мнения потратила день на блуждания в сети интернет, так и в этом году — аналогично... И вот какие выводы после всего действа напрашиваются.

Первое. Очевиднее не придумаешь — к чему, если говорить цензурно, ученикам 5-6 класса искать ответы на следующие вопросы — тот есть насколько они глобально-необходимы для хотя бы самообразования, если уж не входят в систему обязательного образования в России. Итак, зачем пятикласснице расшибаться и узнавать:

— «Что было одним из главных событий войны Коньякской лиги (! — была, оказывается, такая) в 1527 году». Ну вот на фига, пардон, козе баян? Без соответствующих «прелюдий» и подробностей последствий вопрос повисает в воздухе. Это после вполне вменяемых и «нужных» вопросов о колыбели искусства живописи эпохи Возрождения (Флоренция, господа), об авторстве термина «Возрождение» — ну куда ни шло — Вазари автор, если кто-то из простых людей его знает...

Еще вопрос о необходимости баяна:

— «Этот прибор, предназначенный для определения плотности твердых тел, был сконструирован Галилеем». МХК прямо читейшей воды! Ни ответа, ни привета относительно физики... Или все же химии? И вот к чему он здесь? Чтобы имя Галилея просто обыграть?

Собственно, смысл этого конкурса, позвольте спросить, все же в чем? Вот при самых благих намерениях относительно мозгов своего ребенка ну невозможно ответить «вместе», разбирая тему, на 60 (!) достаточно неизвестных широкому кругу людей вопросов. Да, про Колумба — хорошо спросили. Простой вопрос — «к какому типу относятся корабли, на которых Колумб совершал свои экспедиции в поисках пути в Индию?» — заставил найти и прочитать совместно (вслух) вменяемый текст о кораблях, ошибочно считающихся каравеллами, о бедном Колумбе, который терял эти корабли из-за червей в древесине, о тяжелой четвертой экспедиции, о несправедливости к великому путешественнику и смерти в нищете. Это возможно воспринять в пятом-шестом классе. Однако половина вопросов могла быть просто исключена как не влияющая на уровень знаний школьников об эпохе Возрождения...

То есть в первую очередь вгоняет в ступор целесообразность вопросов и их количества.

Между тем простейший вопрос типа «перечисли художников раннего (позднего) Возрождения» -  для разминки - отсутствует... И приходится искать, что портрет, на котором предположительно изображен Веронезе, написал Тинторетто, а не что-то из Рафаэля, Микеланджело или хотя бы Донателло - звучание последнего имени дети знают исключительно по проекту "Возрождение" в фильме "Черепашки ниндзя", к сожалению...

Второе. Даже оправданное внимание к тому же Леонардо поворачивается странным боком. Ну зачем пятиклассникам знать не о том, что гений был, допустим, сам очень красив, в каких обастях талантлив, но о том, что он вскрывал человеческие тела, чтобы изучить анатомию... Для пятого это класса? И участвовал в анатомических театрах — то есть во вскрытии трупов при зрителях... Для детей эта информация важнее всего? А вопрос об анатомии есть. Хотя ее основоположник — не Леонардо, но о нем — во всех источниках об анатомии Возрождения. То есть акценты расставлены... уникально, можно сказать.

Что получается? Часто сведения, которые могли быть на самом деле «для общего развития», по определению не могут быть таковыми — за полностью неиспользуемым звучанием. Процитирую один из отзывов в сети:

Mashanya [193K]: " Не знаю, для учащихся какого класса предназначен этот вопрос в викторине Золотое Руно, но вот, например, я, человек совсем не глупый и имеющий не одно высшее образование (правда, не музыкальное) даже не знала, что такое мотет, пока не прочитала данный вопрос. Пришлось воспользоваться интернетом. Что уж тут говорить об учащихся общеобразовательных, но не музыкальных школ, на которых и рассчитана эта викторина. Когда разберёшься со словом мотет, то всё остальное становится делом техники:-) Никакого труда не составить узнать, что вышеназванный мотет (его латинское название звучит каr Nuper rosarum flores) сочинил франко-фламандский композитор Гийом Дюфаи (1397-1474). Таким образом, правильным ответом на вопрос в викторине Золотое Руно 2015 будет третий ответ — Г. Дюфаи".

Полностью согласна! Вопросы «Для кого это?» и «Для чего это?» постоянно возникают!!!

Что положительного мы смогли вынести из викторины. Басни Леонардо — хороший акцент! Они короткие, их легко найти и возможно прочитать, чтобы проанализировать и ответить на вопросы.

Теперь мы знаем, что есть сайт «Шекспир.рф», и с удивлением мой ребенок узнал, что Джульетта — не первая возлюбленная Ромео, тот «переобулся» на вечеринке, моментально разлюбив «навечно любимую» другую девушку.

Все же иногда на вопросы можно было ответить, используя логику — что приятно для взрослого, но все же непонятно для ребенка. Пример — ответ на вопрос «Откуда родом была Альдонса, возлюбленная главного героя Сервантеса» очевиден: в одном из ответов указано — Тобоссо. Конечно — Дульсинея Тобосская, имя даме, как и многое остальное, Дон Кихот выдумал. Но в пятом классе Сервантес — все же не рановато?

Есть и кроме постановки вопросов некоторые недоразумения. Привычный Боккаччо в  одном случае идет с двойной "к" (33 вопрос), а в другом уже с одной «к» (39). Дюрерт как автор гравюр на дереве с изображением звездного неба узнается по портрету из Википедии — кстати, к первому вопросу по этому автору была совсем другая картинка, которая и сбивала с толку. Пришлось нудно уточнять...

И еще из плюсов: после вопросов и ответов захотелось почитать подробно о Парацельсе и обязательно — «Опыты» Монтеня.

А еще можно подробнее узнать о созвездии Змееносца как 13-го знака зодиака. .

А что же дети? А дети толпами не ищут ответы в Википедии или справочниках (это взрослые умеют формулировать вопрос для поисковика так, чтобы ответ высвечивался сразу на первой странице  — и то не всегда срабатывает). Дети массово выходят в интернет и .... спрашивают ответы на вопросы. То есть никакого даже относительного общего развития — просто перепечатанные вопросы в пустоту и преподнесенные доброжелателями ответы. Даже частично общего развития со странными подробностями и акцентами как раз и нет... Просто перепечатка формулировки вопроса и поиск одной из четырех букв ответа — А это, B, C или D. Много сайтов с готовыми ответами, группы в соцсетях...

Время потрачено - осознанно и добровольно, почти без подглядок (два раза пришлось глянуть, что люди говорят, и проверить потом версию). Выводы сделаны. Что-то ребенок все же узнал, что-то заинтересовало  взрослого. Завтра школьники Кубани, как и всей страны, сдадут результаты «проделанной работы».

Но вопросов викторина оставляет больше, чем заставляет искать ответов.

Наталья Кулакова

Специально для «ВК Пресс»

Фото: ingvarr.net.ru

comments powered by HyperComments
Похожие материалы