" />

И уму и сердцу: великое и культура общения, культура поведения и культура бизнеса вместе с культурой власти

И уму и сердцу: великое и культура общения, культура поведения и культура бизнеса вместе с культурой власти
Это же до какого состояния должно дойти преподавание литературы и русского языка в старших классах, чтобы вопрос был поднят до политического уровня! На Российском литературном собрании Владимир Путин, будем так считать, потребовал изменить программы преподавания этих предметов, чтобы решить проблемы «безграмотности и примитивизма» молодежи.
В Пушкинский день в России и в День русского языка, самый раз посокрушаться по поводу того, что мир перестал интересоваться тем, что не имеет практического применения. 

Ну какой толк от литературы, если за знание десяти стихотворений Пушкина наизусть никто, никогда и ничего не заплатит, а на рынке труда ты со своим знанием наизусть — никто и звать тебя никак. 

«Как так?» — воскликнем мы. А внутри себя, а какой ты, а душа и сердце, а язык, на котором говоришь, — как же их сделать полноценными, если не читать? И это останется гласом вопиющего в пустыне «безграмотности и примитивизма», как определил президент.

Где же оазис, за каким песчаным барханом скрыт источник пожизненной любви к Чехову или Пушкину, вообще к русскому слову, источник счастливого открытия удивительной фразы или рифмы, умения мыслить и излагать в речи или на письме сокровенное? 

Можно молча кивнуть на действительность с ее приоритетами и этим упокоиться: не до того, мол. И потому мы назовем два обязательных пункта, через которые прокладывает путь караван жизни. Это, как ни привычно звучит, семья и школа. Но если ставится политическая задача вернуть литературе и языку статус носителей духа нации, то семье можно лишь что-то рекомендовать, советовать, уговаривать, доказывать очевидное.

А вот школу стоит и обязать. Между тем многочисленные эксперименты в системе школьного образования выставили преподавание литературы и языка из разряда главных дисциплин в разряд «ладно, пусть будет». Вот мы в крае так гордимся тем, что сумели в школьные программы втиснуть третий урок физкультуры в неделю при министерско-стандартных двух. И это хорошо, пусть растут дети физически здоровыми. Но кто из вас слышал хотя бы намек на то, что к родному русскому языку или литературе проявлено то же внимание?

Между тем именно литература учит читать, понимать, анализировать, побуждает думать, переживать глубокие чувства. Это тот предмет, который может ненавязчиво объяснить, что такое хорошо и что такое плохо, то есть не только обучать, но и воспитывать, растить человека в человеке. 

Но число уроков литературы в школе сокращается, нынешняя министерская стандартизация ставит учителя в жесткие рамки перечня для обязательного изучения. Кто спорит, должна быть единая программа по литературе, она обеспечит единство культурного пространства.

Но и предел должен быть, иначе личность преподавателя просто угаснет. И без того школьного учителя превратили в репетитора, главной целью которого является подготовка учеников к ЕГЭ, то есть задача сужается к наполнению мозгов сведениями, которые могут пригодиться для заполнения «бланка ответов». Заполнил — сдал.

А что с собой? Из того, что дает возможность осознавать себя частью своего народа, своей культуры и истории? Но ведь свято место пусто не бывает. И там, где органично должно быть вплетено в сознание великое из Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Тургенева, Достоевского, Булгакова — далее до бесконечности, укореняются правила далеко не хорошего тона. 

Страдает культура общения, культура поведения и — заметьте! — культура бизнеса вместе с культурой власти.

Впрочем, читайте Александра Сергеевича Пушкина. У него об этом все написано!

Фото: paragon.su
comments powered by HyperComments