О платных парковках в Краснодаре: власти считают, что результат есть

О платных парковках в Краснодаре: власти считают, что результат есть
Работа платных парковок улучшила дорожную ситуацию, особенно в центре Краснодара, но выявила ряд проблем, которые еще предстоит решить, считается официально.

Второго февраля в городской Думе Краснодара провели очередное планерное совещание. Народные избранники обсудили ситуацию с созданием и использованием в городе платных парковок. Этот вопрос внес на рассмотрение коллег депутат Михаил Самойленко. Ситуацию подробно проанализировал начальник управления по организации дорожного движения администрации Краснодара Михаил Жарков.

С Краснодара берут пример! 

Михаил Жарков рассказал: Краснодар, как и любой крупный город, испытывает трудности в организации дорожного движения. И неудивительно. Количество машин постоянно растет. На сегодняшний день в краевой столице зарегистрировано 430 тысяч транспортных средств (на 1000 человек приходится 495 авто; для сравнения: в Москве — 417! — прим. авт.). 

Ежегодно прирост составляет 15–20 тысяч машин, а в 2014-м их количество и вовсе увеличилось на 60 тысяч штук! 

— При таком количестве транспорта только развития дорожной сети для нормализации движения в краевой столице недостаточно. Именно поэтому в Краснодаре появляются платные парковки. В этом вопросе опираемся на опыт Москвы. Шагаем за столицей по количеству введенных парковочных мест, по количеству подготовленных документов. Однако и с нас начали брать пример. Уже около 30 российских городов, в том числе Красноярск, Ижевск, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Грозный, обратились к нам с просьбой предоставить информацию по организации платных парковок, чтобы перенять опыт, — пояснил докладчик. 

С чего все начиналось? 

В 2014 году администрацией города был проведен инвестиционный конкурс. Из трех фирм, претендующих на роль инвестора, конкурсная комиссия выбрала одну. Она уже поставляла парковочное оборудование для Москвы. Посредством инвестиционного соглашения управление по организации дорожного движения администрации Краснодара обязалось сформировать адресный перечень платных парковок, входящих в состав улично-дорожной сети города, а инвестор — за счет собственных средств закупить и установить оборудование, а также обеспечить его содержание в течение всего срока действия соглашения. Соглашение заключили сроком на семь лет. Именно через такой период времени, по подсчетам специалистов, окупится установленное оборудование. По истечении названного срока все оборудование будет принадлежать городу. 

— В настоящее время в Краснодаре работает 69 платных парковок. Они рассчитаны более чем на три тысячи мест. Согласно документу в 2015 году появится еще две тысячи мест, а в 2016–2017 годах — еще три тысячи. Итого восемь тысяч мест! Парковки, как и земельные участки, на которых они расположены, являются муниципальными. По договору 10 процентов от общей суммы сборов за оплату парковки поступает в городской бюджет, 90 процентов, в счет возмещения затрат за поставленное оборудование и его содержание, — инвестору. В прошлом году в бюджет города поступило около трех миллионов рублей, — уточнил Михаил Жарков. 

За прошедший год инвестор вложил в создание платного парковочного пространства на территории города 109 миллионов рублей. Выручка от оплаты существующих платных парковок составила 28 миллионов. Всего же за период соглашения инвестор предполагает вложить в развитие городских платных парковок порядка 350 миллионов рублей.

Недорого и просто 

Руководитель городского управления по организации дорожного движения объяснил и систему платы за пользование парковками. Так, цена одного часа на Привокзальной площади составляет 100 рублей, в остальных местах — всего 30. Тариф рассчитан управлением цен и тарифов администрации города и утвержден соответствующим постановлением городской администрации. Человек может заплатить за парковку наличными деньгами, банковской или парковочной картой, эсэмэской с мобильного телефона, через личный кабинет на специальном сайте «Городские парковки» и мобильное приложение «Городские парковки Краснодара». Уточним: паркоматы сдачи не дают. Однако это не страшно. Если человек внесет, к примеру, 50 рублей, то у него есть возможность зачислить 20 рублей на парковочную карту, а воспользоваться ими можно будет в следующий раз. 

Поминутная тарификация существует при оплате посредство СМС, через сайт и мобильное приложение, остальные способы расчета предусматривают оплату часа стоянки. Помимо этого на сайте имеется информация обо всех платных и бесплатных муниципальных парковках, платных автомобильных парковках, принадлежащих иным хозяйствующим субъектам, и о тех, что расположены около крупных торговых центров, мест массового притяжения. Примечательно, что автомобилист сможет даже проложить маршрут от места, где находится, до необходимой парковки. 

— На всех парковках первые 15 минут стоянки бесплатные. Это дает возможность людям высадить пассажира, зайти в магазин или отнести важные документы без ущерба для собственного кошелька. Кроме того, на каждую парковку сейчас разрабатывается специальный паспорт. Все парковки свяжут с диспетчерским центром, который будет дистанционно управлять парковочным пространством. 

Например, если у водителя возникнут проблемы с оплатой, он сможет связаться с диспетчером, который поможет во всем разобраться. Михаил Жарков уточнил также: развитие парковочного пространства в городе сказывается на дорожной ситуации. Она действительно улучшилась, особенно в центре. Здесь платные парковки всегда заполнены. Необходимо отметить, что 60 процентов трафика в центральной части города составляют автомобили в поисках места для парковки. В связи с внедрением платных парковок увеличилась оборачиваемость парковочных мест. Если раньше автомобиль занимал место по шесть-восемь часов, то теперь в среднем только два с половиной часа. 

Это значит, люди рассчитывают свое время. Увеличилась и средняя скорость движения транспорта, зато количество пробок уменьшилось!

Проблемы: решения имеются! 

Однако у системы «Платное парковочное пространство Краснодара» есть как свои плюсы, так и минусы. По крайней мере пока. 

Председатель городской Думы Вера Галушко обратила внимание депутатов на то, что не все платные парковки по максимуму используются горожанами. 

— Есть более трех тысяч мест, а некоторые стоянки полупустые. Люди предпочитают оставлять автомобили, в нарушение Правил дорожного движения, не на парковках, а рядом с ними, под запрещающими стоянку знаками. 

А депутат Игорь Коломийцев удивился, почему в бюджет города поступает только 10 процентов средств от парковок, а 90 уходят инвестору. 

— Мне всегда казалось, что платные парковки должны не только нормализовывать дорожное движение, но и пополнять городскую казну. А что получается: мы со своего населения деньги собираем, но до казны они не доходят! Считаю, договор нужно пересмотреть. К слову, подобное мнение высказали еще несколько депутатов. 

Также они отметили: справедливо средства распределять следующим образом: 40 и 60 процентов, а то и вовсе пополам. Однако Михаил Жарков, подчеркнув, что главная цель платных парковок состоит не столько в пополнении бюджета, сколько в улучшении дорожно-транспортной ситуации и в увеличении привлекательности общественного транспорта для горожан, пояснил: 

— Инвестиционное соглашение заключено сроком на семь лет, поскольку предположительно через такой период окупится установленное оборудование. Но если поступления от оплаты парковки пойдут быстрее, документ прекратит существовать гораздо раньше, допустим через три-четыре года. После этого все оборудование передадут городу, можно будет создать бюджетное учреждение, которое будет эксплуатировать платные парковки. Все средства пойдут в городскую казну. 

По такому принципу, кстати, работают в Москве. Там все оборудование закуплено за счет бюджетных средств, эксплуатацией и содержанием парковок занимается бюджетное учреждение. Однако возможности бюджета Краснодара не позволяют нам идти по такому пути, поэтому и воспользовались услугами инвестора. Заинтересовал депутатов и вопрос штрафов за неоплату парковки. Михаил Жарков пояснил: сегодня он составляет тысячу рублей. Три автомобиля и переносной мобильный комплекс, купленные на средства инвесторов и оборудованные видеокамерами, фиксируют нарушителей, а разбираются с ними, по решению Законодательного собрания края, мировые судьи. 

— Уже 250 исков по горожанам, которые парковкой пользовались, но не платили, направлено в суд. А всего материалов по нарушителям — более трех с половиной тысяч. — Кажется, целесообразнее в таком случае использовать не только автомобили с видеофиксаторами, но и штрафы «под стекло», — высказал свое мнение депутат Игорь Коломийцев. 

А инициатор обсуждения проблемы депутат Михаил Самойленко уточнил у докладчика: — А каким образом управление по организации дорожного движения в дальнейшем планирует получать сведения о должниках? Вы как-то сотрудничаете с ГИБДД? 

— Мы подготовили письмо в краевое ГУ МВД, но нам ответили, что по закону муниципалитету не могут быть предоставлены сведения о владельцах авто. Такую базу, в соответствии с решением Законодательного собрания Краснодарского края, будут предоставлять мировым судьям. Для сравнения: в Москве иная система. Московская мэрия как субъект Федерации заключила соглашение с МВД РФ. Бюджетная организация, о которой я уже упоминал, рассылает специальные письма должникам, — ответил Михаил Жарков.

Острая тема Самым же дискуссионным стал вопрос по поводу платных парковочных мест на Привокзальной площади и в районе разворотного кольца госпиталя МВД. 

Депутат Михаил Самойленко подчеркнул: паркомат на вокзале находится в 60 метрах от выезда. Чтобы заплатить за парковку, человек вынужден идти к нему, то есть оставлять машину, создавать затор да и вообще платить за то, что не успел уложиться в «бесплатные» минуты. 

В районе госпиталя МВД — своя проблема. Парковка заняла разворотное кольцо.

 — Что касается проблем в организации подъезда к госпиталю МВД, обращений в наш адрес по этому вопросу не поступало. Платные парковки разработаны в соответствии с ГОСТом, схема организации дорожного движения в районе каждой платной парковки согласована с ГИБДД города. Вместе с тем мы готовы совместно с депутатом выехать еще раз на место и разобраться в ситуации. Что касается вокзала, человеку дается 15 бесплатных минут на то, чтобы встретил-проводил родственников, а после оплаты — 20 минут на выезд. Затор, видимо, возникает в тех случаях, когда жители и гости города делают что-то неправильно на парковке, например подъезжают к шлагбауму на выезд, а затем идут оплачивать парковку. А надо сначала оплатить, а затем выезжать, — прокомментировал Михаил Жарков.

 Председатель городской Думы Вера Галушко, внимательно выслушав все мнения, поручила Михаилу Жаркову принять замечания к сведению, разобраться с ситуацией на Привокзальной площади и в районе госпиталя МВД, а также подумать над предложением о перехватывающих парковках. 

Его озвучил депутат Николай Юрин. Он объяснил: в Краснодар въезжает много полупустых машин: внутри один-два человека и только. Перехватывающие парковки же рассчитаны на то, что люди будут оставлять автомобили на стоянке, а в центр города отправляться общественным транспортом. Однако и здесь есть свои сложности: нужны большие площади под парковки, большое количество общественного транспорта, курсирующего с 7.00 до 9.00 к таким стоянкам утром и с 17.00 до 19.00 вечером. 

Словом, для полного обеспечения бесперебойной, эффективной работы системы под названием «Платное парковочное пространство» народным избранникам предстоит решить еще не одну задачу. 

Анна ВЕРЕСОВА

Фото: Савва Юдин

Радио «Краснодар»