" />

О тех, кто «валит» отсюда, и тех, кто остается: Ты какого роду-племени?

О тех, кто «валит» отсюда, и тех, кто остается: Ты какого роду-племени?
Одни желающие уедут, другие, сколько бы их ни было, «свалят», а страна останется с вопросом: почему так случилось... Стоит задуматься, как так получилось, что выросла поросль, оторванная от корней.
«Валить надо из этой страны! Мы уже давно с женой решили», — восклицает собеседник радиоведущих. Эту фразу слышал много раз по самым разным поводам. Валить из этой страны. Даже не уезжать, не эмигрировать, а валить. Не из России, а из этой страны. Уж простите за эмоциональную реакцию, но чем больше именно таких свалит, тем лучше будет этой стране — нашей России. 

Меньше всего хотелось бы мне упрекнуть кого-то в отсутствии патриотизма только по этой причине. В конце концов, дело каждого — выбирать себе место жительства. Земля большая, стран много, может, где-то будет человеку комфортнее. Выбор у каждого должен быть. Но одни желающие уедут, другие, сколько бы их ни было, «свалят», а страна останется с вопросом: почему так случилось, что для некоторой части общества, в основном молодой, оказались второстепенными исконно российские понятия — Родина, Отечество, наше, свое? Это ведь не просто следование дурной моде употреблять свою страну без названия, определять ее как «эту». 

Скажу больше: даже не они, «валящие» и просто уезжающие по своим мотивам, должны на него отвечать, а наше государство. Так что стоит задуматься, как так получилось, что выросла поросль, оторванная от корней. Очень часто встречается такой ответ на этот вопрос: «А мне это государство ч-т-о дает? За ч-т-о я должен его любить, быть его патриотом?». Утилитарный подход: ты — мне, я — тебе. Рынок уже не только для товара и товарно-денежных отношений. Что применимо, может быть, и допустимо в бытовом смысле, к патриотизму не имеет никакого отношения. И потому полезно было бы разобраться в его природе.

Давайте ничего не придумывать, просто прочитаем несколько строк из великого Пушкина:

Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его…

Все сказано, лучше и не может быть: родное пепелище у Пушкина — это не остатки пожарища, а отчий дом. Вот она, одна основа, платформа, один камень в фундамент, если хотите, для взращивания патриотизма. Далее поэт и философ Пушкин выделяет любовь к отеческим гробам. И это у него не погосты, как может показаться, а родное прошлое, история Отечества. Их Александр Сергеевич далее в своих поэтических набросках называет «животворящей святыней». Вот мы и вторую основу для патриотизма с помощью классика нашли. Заметьте: мыслитель совсем ничего не говорит о том, что гражданину кто-то и что-то должен, хотя бы та самая Родина, для него все просто: «Земля была б без них мертва, / Без них наш тесный мир — пустыня, / Душа — алтарь без божества». 

Ну хватит выезжать на великих, давайте и сами чуть напряжемся: ценностных патриотических кодов не так много. К уже названным гением русской литературы и русской мысли добавим родной язык, отечественную культуру, семейный уклад и национальные традиции. Если все это дорого, значимо для человека, если это определяет его мировоззренческую основу, диктует поведение и определяет смысл жизни, перед вами — патриот. Мы с вами нашли всего лишь пять основ, можно назвать много больше, если детализировать, расширять, накладывать на потребности нации. Но и этого достаточно, чтобы общество твердо стояло на ногах, а не болталось в мути безвременья или нравственной смуты.

Хорошо Пушкину, он гений — что подумать, что сформулировать. Казалось бы, читай, впитывай, проникайся, утверждай внутри себя и вокруг систему истинных ценностей. Но не все так просто. Сегодня мы констатируем, что в стране проблема патриотизма и патриотического воспитания не просто назрела, она давно перезрела. Не спасает ни Пушкин, ни призывы власти плотно заняться патриотическим воспитанием. Наоборот, с горечью надо признать, что Россия подрастеряла эту государственно ощутимую основу, размыло ее мутными потоками переустройства, развеяло ветрами перемен. Веками жила страна и выживала в самую тяжелую годину благодаря именно этому патриотическому иммунитету, он собирал и крепил силы, выводил на верный путь. 

На каком мы пути сейчас? 
Этот вопрос задал президент Владимир Путин больше года назад у нас в Краснодаре, собрав на совет по патриотическому воспитанию политиков, чиновников, ученых, педагогов, деятелей культуры, казаков и других граждан. И потом время от времени снова задавал его, используя разные поводы. Но и ответы вроде есть, и материал — народ — податливый, а проблема остается, о ней говорят снова и снова. Тогда же были сформулированы основные направления этой работы. Мы напомним их сегодня в том числе и для того, чтобы понять, насколько мы продвинулись в этом плане.

Итак, патриот — это прежде всего человек, знающий историю своего государства, то есть образованный. Даже премудростей средней школы для этого вполне достаточно. Но смотрите, что получается: только сейчас, через двадцать лет после разрушения старых мифов, разработана концепция учебника отечественной истории. Все предшествующие годы что преподавали из истории родного государства? А то, что преподавали, то и знают, с трудом обозначая разницу между Отечественной войной 1812 года и первой мировой, не понимая, чем отличается вторая мировая от Великой Отечественной. 

Как же понять все остальное — хотя бы причинно-следственные связи творчества классиков литературы со своим временем и с историей родного Отечества, если в школьных курсах литературы эта самая классика выхолащивается по авторам, скукоживается по часам, выламывается литераторами, к классике не имеющими никакого отношения? 

С каким энтузиазмом освобождалось общество от казенных пут идеологизированного патриотизма советских времен в девяностые! А вспомним послереволюционный слом фундаментальных нравственно-мировоззренческих основ. В запале, «до основанья, а затем…». Как раз «затем» и не случилось. Отчасти и потому президент призывает взять все лучшее из системы патриотического воспитания в дореволюционной России и Советском Союзе. Кстати, в нашем крае, не делая разницы между значимым из опыта самых разных времен, это лучшее применяют — традиции казачества, воспитание на них казачьей молодежи, развитие народной культуры и так далее. Да, кому-то кажется искусственным насаждением кубановедения в школах, уроки православной культуры, расцвечивающая улицы казачья форма, рост числа кадетских классов и учебных заведений, да, противятся. На самом же деле это элементы системы по взращиванию патриотов. 

Для всей этой системы поднятие Государственного флага России и Кубани, другие государственные символы — естественны, понятны, они приняты как обязательное не только для ритуалов, но и в повседневной жизни. Тем временем Владимир Путин предлагает принять закон о более широком использовании государственных символов, хотя бы в учебных заведениях. Вынужден предлагать, потому что даже официальные учреждения путают цвета флага при размещении его на фасадах в праздники. И то верно, что, глядя на Государственный флаг, не каждый сразу станет патриотом. Но вспомните, как молодежь именно этот символ сделала атрибутом при победах российских футболистов, как по-особому звучит Гимн России в честь наших побед, вызывая слезу. Не было равнодушных и к внешнеполитической победе России, когда она совсем недавно отвела войну от Сирии. Да, в конце концов, как притопываем и прихлопываем мы под народные песни Кубанского казачьего хора. Этим я хочу сказать, что открыта душа народа к патриотическим чувствам, несмотря ни на что, она готова и способна впитывать живительные силы, а потом и отдавать.

Продвинемся, укрепим их, и тогда для многих не будет вопросом, в какой стране они живут. Наоборот, интересы личности переплетутся с интересами страны, все тоньше будет становиться полоса отчуждения между понятиями человек, гражданин и нация, государство, история Отечества. 

Что же для этого нужно? 

Да, страна должна быть сильной, могучей, внимательной к человеку. Это возвысит и каждого. А если наоборот: от величия души каждого к великой стране? Разве детей своих мы любим только за то, что они здоровые или умные? Любим потому, что это наши дети, какие есть, — вот и все. Так и с Родиной, которую любить во время побед, конечно же, легче. А такую, какая есть, но со стремлением сделать ее лучше? 

Конечно же, нужна продуманная и внятная политика, если говорить о роли государства в деле патриотического воспитания. 

Нужна идеология — она пока не выверена.
Нужна система — она не отлажена, есть только ее элементы.
Нужно воспитание на всех этапах обучения — об этом только говорят на уровне постановки задачи.
Необходимо органичное врастание с младых ногтей в культуру, в спорт, но бесплатное посещение детьми и юношеством концертов, музеев, выставок, спортивных секций сегодня мечта. И так далее… 

Вот эту роль и должно сыграть государство, если оно хочет иметь патриотически настроенных граждан. Все остальное мы должны сами. 

Или я не прав?

Александр Гикало.
Политический обозреватель 
Фото: www.oboznik.ru
comments powered by HyperComments