Об отношении к русскому языку: Какие наследники у Кирилла и Мефодия?

Об отношении к русскому языку: Какие наследники у Кирилла и Мефодия?
В воскресенье страна отметит День славянской письменности и культуры. Наши читатели — просвещенные люди, поэтому лишь напомню, что приурочен светский праздник ко дню памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, славянских просветителей, оставивших нам в наследство в том числе и азбуку.
Конечно, есть о чем поговорить в связи с этим праздником, если задаться целью проанализировать, как мы распоряжаемся великим наследием — письменностью и культурой, чем обогащаем отечественную сокровищницу, из которой черпаем признаки нашей национальной идентичности. Это чрезвычайно важный и нужный разговор, который не должен стихать ни на день, если мы хотим сохранить себя как народ. И хотя в преддверии праздника глава государства провел заседание сразу двух советов — по межнациональным отношениям и русскому языку, где высказал обеспокоенность этими проблемами, я процитирую чужого политического персонажа. Когда Уинстону Черчиллю предложили сократить расходы на культуру и искусство для увеличения военных ассигнований, он ответил: «А ради чего мы тогда собираемся воевать?».

Вы понимаете, о чем речь и насколько просто, но мудро поставлено все на свои места? Можно чем угодно утвердить страну на передовых мировых позициях, но если мы не сохраним свою культуру, свой язык, что останется от нас самих? Примеряя себя к этому положению, признаем, что мы в этом далеко не преуспели. Это не я утверждаю, это сказал президент страны Владимир Путин. И начал-то с чего — с преподавания русского языка и русской литературы, прежде всего в школе.

Да, в школе есть такие предметы. Но они новыми стандартами включены в область филологии, то есть являются частью этого образовательного направления. Отсюда и сокращение часов на русский язык и литературу, другое отношение к предмету. Ранее же русский язык и литература были самостоятельной предметной областью в системе общего образования. Многие словесники обеспокоены этим. Вот они и предложили систему изменить. И президент согласился с тем, что в области филологии должны остаться только национальные языки, иностранные и иностранная литература. Если так произойдет, то даже почасовой ресурс русского языка и русской литературы будет увеличен, и урезать его, как сейчас, никто не сможет.

В стране много делается для изучения национальных языков — и это правильно. Но при этом не следует забывать, что русский — язык государственный, то есть обязательный для всех. А образовательные стандарты в национальных регионах грешат тем, что смещают приоритеты. Определение русского языка в самостоятельную и обязательную для всех предметную область как раз и исправит ситуацию в национальных школах.

В целом же вопрос языковой культуры уже давно стоит в России в полный рост. Никак не уйти от негативного влияния на русский язык СМИ, Интернета, телевидения, других средств коммуникации. Они размывают языковые нормы, грамотность, засоряют устную речь да и письмо необоснованными, порой избыточными иностранными заимствованиями, сленгом. Как-то выправлять ситуацию или хотя бы показывать норму может школьная образовательная система, где к государственному русскому языку будет и отношение государственным. И когда о великом цивилизационном прорыве и подвиге Кирилла и Мефодия мы будем вспоминать не только в день праздника.
Всего вам доброго!

Фото: http://fond-sblizhenie.ru

Радио «Краснодар»