Оставим гадания и попытки объяснить, почему так, а не иначе, по той причине, что есть вполне определенная практика вступления популярных политиков в президентскую гонку. Закономерность специалистами в этой области уже давно выведена: если у тебя высокий рейтинг, можно помолчать и «сжать» кампанию, если низкий, то надо пораньше начинать, чтобы раскрутиться. Поставьте рядом с Владимиром Путиным уже заявивших о себе телеведущую Ксению Собчак, журналиста Екатерину Гордон, председателя Национального родительского комитета Ирину Волынец, предпринимателя Сергея Полонского и задайте всего один вопрос: кто из этих людей пользуется самым высоким доверием граждан?
Тот, кто дочитает этот обзор до конца, может задать вопрос: а при чем здесь президентские выборы, с которых автор начал? Да у нас все имеет отношение к выборам, если они начинаются, а уж к президентским — так и тем более. Так что говорим о них мы не только по желанию, но и по необходимости. А тема сегодня нам очень близкая, потому что речь пойдет о Белоруссии. Не так уж редки встречи Владимира Путина и Александра Лукашенко, да и на
Но что меня лично удивляет порой, так это отличная от российской позиция белорусского руководства по некоторым внешнеполитическим вопросам. Причем по весьма важным для России. Скажем, по российской «работе» против террористов в Сирии белорусы высказываются вяло. Когда обострились отношения нашей страны с Турцией, наши союзники в лице своего президента поспешили рассыпаться в любезностях перед турецким президентом. А по поводу Украины я бы вообще назвал позицию Лукашенко шокирующей.
Но вот состоялся визит в Москву министра иностранных дел Белоруссии Владимира Макея. Деталей нет пока: когда готовился этот обзор, Макей у нас еще пребывал. Но заранее было объявлено, что приехал он для того, чтобы согласовать со своим коллегой Сергеем Лавровым многие нюансы единой международной политики. А это как раз то, что так необходимо Союзному государству. Иначе что же это за Союз, если кто в лес, кто по дрова? Украина сделала Россию врагом, а Лукашенко не только рассыпается в комплиментах Порошенко, но и договаривается о сотрудничестве. Россия поставляет на Донбасс гуманитарную помощь, а Белоруссия продает машины и ГСМ. Да и в Совбезе ООН не всегда получается союзникам продемонстрировать единую позицию.
И вот теперь, как утверждало Утро.ru, стороны должны подписать программу согласованных действий в области внешней политики Союзного государства на 2018–2019 годы. Какие «позиции по актуальным международным и региональным проблемам» сверят министры, мы непременно узнаем и обязательно обсудим их. Потому что единое продвижение по актуальным международным проблемам в нынешней ситуации для России очень важно. Тем более что накануне было заявлено, что стороной не будут обойдены проблемы взаимодействия в международных организациях, в том числе в ООН и ОБСЕ. Совсем недавно Александр Лукашенко заявил в Калининграде, что не делит территорию России и Белоруссии, считая ее единой. «Вы всегда можете рассчитывать на Беларусь. В трудную минуту мы всегда подставим плечо», — отметил он. Вот и посмотрим.
И не только посмотрим, но и отреагируем. Тем более есть на что. Например, Евросоюз с некоторых пор воспылал любовью к Белоруссии. Уже и Лукашенко «последним диктатором Европы» не называет, и некоторую часть антибелорусских санкций снял, и активно благоволит к участию Белоруссии в «Восточном партнерстве». Природа таких перемен ясна как божий день: оторвать от нас нашего друга. Но эти «печеньки» могут обернуться для братьев дорогой ценой.
Чтобы это утверждение не было похоже на навет, рассмотрим всего лишь одну ситуацию. Европейцы заявили о готовности спонсировать административные и экономические реформы в Белоруссии, для чего машут перед белорусами чеком на 136 миллионов евро. Финансовая помощь предусмотрена в рамках того самого «Восточного партнерства». И
Но вот где собака зарыта. Двадцать миллионов европейцы готовы потратить на «укрепление властных институтов». Если учесть, что в Белоруссии власть, как нигде, крепка дальше некуда и держится сами знаете на ком, то что же ее еще реформировать? Чтобы еще больше укрепить? Ну это сказка и по сути, и по тому, что ее рассказывают в Европе. Хотят проплатить, например, налаживание контактов между белорусами и гражданами ЕС. А еще развитие гражданского общества и продвижение социально значимых инициатив. Есть у меня предположение, что Александру Григорьевичу не все инициативы могут понравиться, у него в республике и так достаточно оппозиционных сил, с которыми он жестко воюет.
Да и к экономике Белоруссии европейцы ищут подходцы. Миллионов пятьдесят собираются потратить на внедрение рыночных механизмов, а главное — на работу белорусских статистических служб, чтобы «сбор информации был качественным». Качественным для кого — для Белоруссии? Вы меня не смешите, вы же прекрасно знаете, что сегодня достаточно одной программки и даже одного клика компьютера в статоргане, чтобы все данные поплыли туда, куда надо.
Здесь мы вынуждены снова говорить о политической составляющей этого европейского начинания. Понятно, что Европа если уж не способна пока подгрести Александра Григорьевича под себя и придушить в объятиях, то пытается хотя бы приблизить, оторвав республику от России, влияя на общественное мнение, пытаясь влезть в экономику и даже статистику. Но Лукашенко, к счастью, не так прост. Он прекрасно знает, кто друг, а кто так себе. Вот недавно МВФ предложил Белоруссии трехмиллиардный кредит на десять лет, но
Да и выбор есть. И примеров достаточно. Посмотрим на Сербию. Эта страна стараниями своего президента Вучича стремится в Евросоюз. Но при этом тот же Вучич хочет сохранить хорошие отношения с Российской Федерацией, а глава министерства иностранных дел Сербии Дачич заявил, что страна не заинтересована в присоединении к НАТО. И что мы слышим от организатора нового миропорядка? Он говорит, что так не бывает. Заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Хойт Брайан Йи на Сербском экономическом форуме пояснил сербам: страна, стремящаяся в ЕС, «должна ясно показать свое решение. Вы не можете сидеть на двух стульях, особенно если вы уже так далеко зашли. Нужно выбрать сторону, как бы это ни было тяжело». Вы понимаете, о чем речь: была у зайчика избушка лубяная, а у лисички — ледяная…
Но вернемся к началу нашего разговора. Президент, которого изберет страна в марте будущего года, вынужден будет считаться и с международной обстановкой, и с внутренними вызовами, о которых мы непременно поговорим в дальнейшем. Но и на том, и на другом фронте борьбы за Россию нам нужны друзья и союзники. Потому что сегодня как никогда актуальны строки Булата Окуджавы: «Как вожделенно жаждет век нащупать брешь у нас в цепочке. Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке».
Или мы и сами с усами? Пишите, звоните, заходите.
Всего вам доброго!