Сессия ЗСК. Место для работы и многие другие заботы

Сессия ЗСК. Место для работы и многие другие заботы
Как мы уже сообщали, состоялась очередная тридцать шестая сессия Законодательного собрания края. Вел заседание председатель ЗСК Владимир Бекетов. В работе сессии приняли участие врио губернатора Кубани Вениамин Кондратьев, его заместители, главы краевых министерств и департаментов, руководители ведомств.
В повестку дня было включено более пятидесяти вопросов. 

Первым же было рассмотрено постановление о назначении выборов главы администрации края. Они пройдут 13 сентября 2015 года, то есть в единый день голосования. Надо сказать, что нагрузка на избирателей ожидается серьезная. Кроме губернатора жители Кубани будут избирать глав городских и сельских поселений, депутатов городских округов и 32 районов. 

Депутаты приняли также изменения в структуре администрации края: свою деятельность прекратят два департамента — недропользования и лесного хозяйства.

Их функции перейдут в ведение министерства природных ресурсов края.

Рубль бюджет бережет


Участие врио губернатора Вениамина Кондратьева в работе сессии, похоже, становится традицией. Наверное, этот приход на сессию можно объяснить формальной причиной: в повестке дня был бюджетный вопрос. Однако во взаимодействии Кондратьева с депутатами краевого парламента видится более расширенный смысл. В практике врио главы края наблюдается стремление оценить былые «достижения и успехи», несколько развернуть направления усилий власти. И, конечно же, первыми его сторонниками могут стать депутаты ЗСК.


Ну, а на этой сессии, как мы уже говорили, вносились поправки в бюджет. Сразу скажем, с чем связана правка. Доходная часть краевой казны увеличивается на 1625 миллионов рублей. Эти средства получены из федерального бюджета на финансирование различных программ. Докладчик — министр финансов Иван Перонко обратил внимание на формирование доходов краевой казны. За пять месяцев в нее поступило 73,4 миллиарда рублей. Это больше, чем на эту дату прошлого года, на 2,3 процента. Однако край отстает от плановых бюджетных назначений, которые были заложены на текущий год.


Что в таком случае надо делать, известно всем: искать источники пополнения, усиливать администрирование там, где предусмотрены обязательные платежи, и, конечно же, экономно расходовать деньги. Вот и сейчас ни у кого не вызвало возражений то, что за счет дополнительных средств будет усилено финансирование системы дошкольного и профессионального образования, малого и среднего предпринимательства, сельского хозяйства жилищной сферы на селе и так далее. Но значительные средства будут направлены также на программу «Развитие жилищно-коммунального хозяйства». Из них 350 миллионов предназначено для рекультивации полигона твердых бытовых отходов в Лазаревском районе Сочи. ЖКХ у нас, уж извините, бочка без дна, сколько ни дай — все протечет.

Видимо, это и побудило главу края вступить в дискуссию:

— Социальные программы — это одно. На детских садах и школах экономить мы не можем. Но там, где явно есть прибыль и она заложена, в перспективе отдача в бюджет должна быть.

Намек понятен и прозрачен. Как-то они там, в Европе, умудряются и от переработки отходов получать прибыль. У нас, как в этом конкретном случае, бюджетные траты. Оно понятно, чтобы дело завертелось, вложиться надо. Но надо и считать деньги. Что депутаты, принимая законопроекты, и не только бюджетного плана, и делают.

Это подтвердило рассмотрение и другого вопроса повестки дня. Председатель комитета по финансово-бюджетной и налоговой политике Иван Артеменко доложил об исполнении бюджетов муниципальных образований. Этот вопрос относится к разряду контрольных, каковых на этой сессии была добрая половина. Деталей много. Мы же обратим внимание на общий вывод: итоги исполнения бюджетов муниципальных образований за истекший финансовый год в целом характеризуются отрицательной динамикой по налоговым и неналоговым доходам, а также по безвозмездным поступлениям. Это было сказано на сессии. А до нее депутаты детально исследовали проблему на местах, и, похоже, там есть над чем работать. Председатель ЗСК Владимир Бекетов ставит задачу:


— Нужно сделать так, чтобы творчество появлялось внизу, в муниципальных образованиях, шло от людей. Чтобы там рождались инициативы, которые мы готовы поддержать, если они направлены на развитие экономики и рост доходов.

Пилюля для медицины


Нет важнее социального вопроса, чем здравоохранение. Наверное, потому на каждой сессии непременно рассматривается эта проблема в том или ином аспекте. Как правило, депутаты рассматривают проблему шире, чем она обозначена в повестке дня. Так случилось и на этот раз. Казалось бы, стандартные вопросы — бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования края на этот год и исполнение бюджета за прошлый, а также исполнение Территориальной программы государственных гарантий бесплатной медпомощи. Цифры, цифры — и все вроде в порядке. Но за ними депутаты стремились рассмотреть человека. А его порой и не видно за массой проблем. Скажем, процесс преобразований в краевой медицине, названный оптимизацией, обозначил процесс отдаления медпомощи от людей. Что-то закрылось, что-то ужалось, и с больным зубом селянину приходится ехать в райцентр, не говоря уже о более серьезных недугах.


Вопросов у депутатов к докладчику было много. Основные — это доступность медпомощи, кадры медиков, питание в стационарах. Вот кадры. И за государственный счет учат на врачей в медуниверситете, чтобы целевым потоком шли на село, и подъемные по миллиону дают, в некоторых районах жильем обеспечивают. А специалистов не хватает. В чем же дело?


Может, изменить подходы к выплате денежных средств, чтобы привлечь к работе на селе, задает вопрос Владимир Бекетов. Ведь что иной раз получается: деньги-то, этот самый миллион, как бы на жилье даются, но тратятся на усмотрение самого доктора. Но если не деньгами — квартирой, то есть миллион вложить не в карман, а в жилье?

 Председатель ЗСК развивает мысль по поводу краевой программы «Земский доктор»:


— Строили бы квартиры и давали бы жилье. Оно было бы служебным. А через пять лет поступало бы жильцу в собственность. Но за пять лет кто-то прирос и остался здесь. А если даже уедет, то продаст квартиру здесь. Кто-то купит и будет работать в здравоохранении или другой отрасли, но это будет польза для территории.


Понятно, что на этой конкретной сессии проблему не решить. Но идет поиск решения, который потом может реализоваться в конкретном рецепте. Вот как с питанием. Летом, когда есть кубанские фрукты, в меню стационаров непременно включены бананы. Вряд ли они более подходят для исцеления, скорее выбор двигают какие-то другие пружины. Или наш Армавирский завод выпускает медицинские перчатки, а закупают их для нашего здравоохранения в Китае. Или меняется место дислокации машин «скорой помощи»: был гараж на государственной территории, а потом перенесли его на частную, естественно — с увеличением арендной платы за стоянку.


Это к разговору и о бюджетных деньгах, и к ответу на вопросы, почему наша медицина такая дорогая, и почему модернизация не дала нужного эффекта. А еще как бы приглашение спуститься с небес на землю: что есть у нас, то есть, а чего нет, того, извините, нет. Депутаты посмотрели правде в глаза и высказали эту правду министру здравоохранения. Вопрос — контрольный, а это значит, что депутаты проверят, как выполняется и это постановление, в котором они изложили свои выводы.

Маломобильные заботы


В крае семнадцать тысяч детей с ограничениями здоровья, попросту инвалидов. Будет общей фразой, если мы скажем, что всем им государство обязано обеспечивать переход через грань возможного, то есть адаптировать в обычной жизни. Именно контроль за тем, как это устроено на Кубани, и был целью депутатов. Слушали доклад главы министерства образования Наталии Наумовой. Она доложила, что и почти две сотни зданий образовательных учреждений приспособлены для маломобильных детей, и в детских садах работают группы для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.


На самом заседании депутаты стремились вникнуть в конкретику. То, что на общем фоне кажется несущественным, для людей более чем значимо. Например, какими издержками оборачивается, скажем, закрытие специализированного учреждения для детей с пониженным слухом. Если детей можно перевести в другое учреждение, то что делать с коллективом, в котором работали уникальные специалисты-сурдопереводчики — для них в этом конкретном населенном пункте работы не стало.


По большому счету, в целом по краю для социализации таких детишек сделано много. Это зафиксировано в постановлении «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья». Но в то же время указано, что направление требует совершенствования: это материально-техническая база учреждений для обучения таких детей, создание возможностей для включения нездоровых ребят в обычные группы, развитие специальных групп в детских садах и коррекционных классов в школах.


Разговор об инвалидах, и не только о них, был продолжен при рассмотрении другого вопроса. В крае действует система квотирования рабочих мест. На Кубани сегодня проживает более 400 тысяч инвалидов. Десятая часть из них трудиться может. Но ушли те времена, когда действовали предприятия системы ВОИ. Значит, надо, чтобы на обычных производствах были гарантированные места для работы.

Это требование выставлено работодателям. В зависимости от числа работников определяется число мест для инвалидов. Но часть нагрузки берет на себя и бюджет, власть возмещает долю затрат на оборудование рабочих мест для инвалидов. Все это прописано в законе «О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае». Но вы заметили, что в названии закона нет слова «инвалиды»? Это потому, что краевые депутаты расширили категорию граждан, кому надо помочь с трудоустройством. Туда вошли несовершеннолетние, выпускники колледжей и вузов, освободившиеся заключенные и даже те, кто прошел курс реабилитации от наркотической и алкогольной зависимости.


В комментарии председатель комитета ЗСК по вопросам культуры Татьяна Хлопова отметила, что кубанские работодатели, практически во всех муниципалитетах, ответственно относятся к исполнению этого закона. Однако контроль за исполнением закона необходим. И потому в постановлении зафиксировано, что эту систему трудоустройства надо развивать.

Это тоже важно


Понятно, что в нашем обзоре сложно не то что проанализировать, но даже перечислить все принятые документы. Поэтому в назывном порядке просто перечисляем темы, которые, на наш взгляд, могут вызвать интерес. Принят закон «Об основных направлениях промышленной политики в Краснодарском крае». Также проанализировано, как исполняется краевой закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае». Принято постановление о согласовании нескольких проектов государственных программ: «Содействие занятости населения на 2016 — 2021 годы», «Социальная поддержка граждан», «Противодействие незаконному обороту наркотиков». Напоминаем, что всего рассмотрено более пятидесяти вопросов повестки дня. Подробно с законодательными актами вы можете познакомиться на сайте ЗСК.


И в заключение не можем не сказать о событии, которое произошло в перерыве пленарного заседания. Картинная галерея Законодательного собрания пополнилась еще одним монументальным произведением. Торжественно представлено полотно «Кубанские казаки встречают олимпийский огонь». Его подарил кубанскому парламенту депутат ЗСК Александр Поголов. И это — депутатский дар — тоже стало традицией. Картину написали кубанские художники Сергей Морозов и Александр Левченков. А изобразили на ней торжественную церемонию встречи факела с олимпийским огнем, которая прошла 4 февраля 2014 года на Соборной площади в Краснодаре.


Александр САХНОВСКИЙ.
Фото Петра ЯНЕЛЯ.

Радио «Краснодар»