" />

Современное российское образование и опыт, сын ошибок трудных

Современное российское образование и опыт, сын ошибок трудных
То, чего так долго ждали, наконец случилось: Ливанов ушел с поста министра образования. То, что Президент России тут же назначил его спецпредставителем главы государства по торгово-экономическим связям с Украиной, тоже о многом говорит. Где образование, а где торговля с экономикой? Хотя торгашеский подход к образованию Ливанову, может, и пригодится на новом поприще.
Исходим из того, что образование в нашей стране назвали «услугами». Пусть и со словом «государственные», но услуги. Это же надо придумать. Хотя если внимательно посмотреть на эту сферу, на такую, какой ее сделали за несколько реформ и модернизаций, то и вправду она сродни кройке и шитью, стрижке и бритью: за ваши деньги — любой каприз. Казалось бы, люди образованные и могли придумать достойные синонимы для определения образовательных целей, скажем, «становление личности», «взращивание гражданина», да просто «образование». Нет — «услуга».

Назначен на пост министра новый человек — Ольга Васильева. Она в последнее время работала в администрации президента, но вся ее жизнь связана с наукой и образованием. Сегодня еще рано говорить о том, на какие рельсы она поставит основу основ любого общества, но если она прекратит дальнейшую фурсенизацию и ливанизацию науки и образования, а по сути соросизацию, то честь ей и хвала. В деталях нам предстоит разобраться чуть позже, когда новый министр начнет действовать, а пока лишь обозначим то, что она видит в приоритетах.

Первый — это забота об учителях. Видение учителя не как поставщика образовательных услуг, а как миссии, как «нашего будущего» не просто похвально, оно основополагающее. Я это даже комментировать не буду, мне, как и вам, достаточно вспомнить своих учителей из той, тысячу раз за последние десятилетия подвергнутой издевательским оценкам советской школы. Мне кажется, что это делалось злонамеренно, чтоб духу не было только потому, что та система образования была советской, кстати общепризнанной по качеству и миссии.

Второй приоритетной задачей Васильева видит переосмысление всего опыта, включая последние десять лет. Вот это как раз о том, о чем сказано в предыдущем абзаце. Надо быть просто неумным человеком, чтобы ратовать за полное возвращение советской системы, — жизнь ушла вперед. Но колоссальный положительный опыт должен быть востребованным. Заметьте: в наше время то и дело возвращаются еще те, советские формы школьного воспитания: нет пионеров, зато появляется движение школьников, нет «Зарницы», зато возрождаются военно-патриотические организации. Если пристально посмотреть и на систему обучения, там тоже найдется много достойного.

Пристально придется посмотреть и на науку, говорят, что могут даже ведомственно разделить науку и образование. Но наше министерство после реформ научного направления, после того, что оно в результате сделало с наукой, обязано на ней жениться. Совсем недавно, в июне, более 100 академиков, членкоров и профессоров РАН написали открытое письмо Путину. В нем есть такие строки: «Мы стоим на грани окончательной ликвидации конкурентоспособной научной отрасли — одной из традиционных опор российской государственности». Эти люди знают, о чем говорят, это цвет нашей науки. А о школе нашей вы сами все знаете — дети и внуки ваши там учатся.

Мы не ставим сейчас целью анализировать ливановские потери в науке и образовании. Тут роман надо писать, а не обзор, да и тот будет без окончания, потому что плохое образование и задавленная наука будут аукаться и через десятки лет. Мы только обозначаем факт. Важный, как представляется.

Всего вам доброго!

Фото: deti.jofo.ru
comments powered by HyperComments