" />

То ли одна школа, то ли все общество: Под знаком беды

То ли одна школа, то ли все общество: Под знаком беды
То, что случилось в московской школе, пока что для нашего общества нетипично. Пока. Да, бандиты захватывали школу в Беслане, но они же изуверы, нелюди, какими мерками их ни меряй.
Смотрим на себя в зеркало — вроде бы и ничего, отражается вполне приличный образ. Но раздается выстрел, взрыв, катаклизм иного рода, по зеркалу идут трещины, а мы снова всматриваемся в свое отражение и не можем понять: мы были истинными в целом зеркале? Или вот это — в треснутом полотне — наше настоящее общественное лицо, искривленное и размытое? 

То, что случилось в московской школе, пока что для нашего общества нетипично. Пока. Да, бандиты захватывали школу в Беслане, но они же изуверы, нелюди, какими мерками их ни меряй. Но чтобы ученик взял в руки оружие, ранил учителя прямо в классе при детях, а потом добил вторым выстрелом, чтобы застрелил полицейского, ранил второго — такого еще не было. Теперь есть.

Но и до этих роковых выстрелов мы знали, что такое может случиться, что это возможно. Вот это и есть самое ужасное. Сегодня происшествие широко обсуждается. Дискуссия засыпается сочетанием очень умных слов: девиантное поведение учащихся и преподавателей, многоуровневый мониторинг по предупреждению угроз, школа как территория безопасности, общественные тренды. Вполне здравые люди ищут способы защиты учебных заведений от этого. Защиты силовой. То есть говорят о необходимости усовершенствования систем безопасности. Мол, те зачастую безоружные пенсионеры, сидящие у входа в школу, не в силах предотвратить... Слышал предложения вооружить учителей, но так, чтобы никто не знал, у кого из них есть пистолет. Ну это вообще из области психиатрии

Вот кому надо сегодня посочувствовать, так это директорам школ: непременно начнется, как это у нас водится, тотальная проверка систем безопасности, кто-то да попадет под раздачу. И никто не поинтересуется у директора: почему в государственном учреждении, каковым является школа или колледж, охрану оплачивают родители учащихся и студентов? Но это будет самый легкий вопрос

Посложнее другие. Как так случилось, что общественное сознание криминализовано, что с экранов хоть кинотеатров, хоть телевизоров в нас десятилетиями настойчиво вбивается героизация преступников? Как переварить то, что стрельба по людям, убийства, море крови — как бы игра, что-то несерьезное? Ну а высшим торжеством справедливости подается стремление как можно больше поубивать обидчиков. Пощелкайте пультом: есть целые каналы, по которым круглосуточно идет то «Война ментов», то «Бандитский Петербург» вперемежку с поцелуем в диафрагму на фоне горы трупов. 

А еще есть доступный Интернет с кровавыми и убийственными играми. И что с этим теперь делать? Взять да закрыть телевидение с Интернетом? Придумать такие законы, чтобы все по струночке и строем? Поставить по периметру учебных заведений автоматчиков? Расширить в школах штат психологов? Ограничить количество оружия у населения? Ужесточить разрешительную систему на продажу оружия? Снизить возрастной порог уголовной ответственности для несовершеннолетних? 

Какие-то государственные действия нужны и в этих направлениях. Но только ужесточением законов ситуацию не изменить. Закон — это в данном случае пугало, для одних он страшен, другие его могут презреть. Вот вопрос вопросов: по данным института психологии РАН, за 30 лет уровень агрессии в России вырос в три раза. Чем лечить это общественное нездоровье? Но ведь было же, было у нас по-другому! 

Не грех посмотреть, как оно устраивалось, что школы обходились без охраны, что дети с первого класса ходили в школу самостоятельно. Что законы общежития прописывались не только на бумаге в Думе, но и в головах граждан. 

Берегите себя!
comments powered by HyperComments