Ударим ли нефтерублем по нефтедоллару?

Ударим ли нефтерублем  по нефтедоллару?
«Просим вас, уважаемый Дмитрий Анатольевич, дать поручение принять меры для справедливого ценообразования на оптовом и розничном рынке моторного топлива, обеспечивающего работу всем субъектам в равных конкурентных условиях» — это выдержка из письма Российского топливного союза премьер-министру РФ. Не будем комментировать стиль и логику авторов, но, кажется, ответ на это обращение может быть примерно следующий: держитесь!

Тревогу эксперты рынка нефтепродуктов забили еще в апреле, когда неожиданно резко выросли оптовые цены на топливо. Сейчас мы с вами видим, как изменились ценники.

До этого РТС обращался к президенту страны, после этого в апреле представители профильных ведомств — Федеральной антимонопольной службы, Минэнерго — поспешили выступить с успокаивающими заявлениями: мол, все под контролем, предпосылок к росту цен нет, а если кто повысит, будет оштрафован.

Рост произошел. Наверняка оштрафовали какую-нибудь розничную заправку. Теперь звучат прогнозы, что рост будет продолжаться, и причина этому одна. По мнению экспертов, с ростом цен на нефть и ослаблением доллара топливо выгоднее гнать за рубеж, потому что и рубль не укрепился?! Я не понимаю, хоть убей, объективных причин ослабления рубля в такой выгодной для страны ситуации, но наверняка они есть, раз это выгодно экспортерам.

Давайте зададимся вопросом: а куда деваются деньги от продажи нашей нефти и топлива за рубежом? Часть, понятно, идет в бюджет страны в виде налогов, акцизов и т. д. И эти поступления увеличатся. Государственные в основном компании продают за рубеж нефть за доллары, их надо куда-то пристраивать, тем более что объем растет. Никаких подвалов Центробанка не хватит для хранения такого количества валюты. Политика ЦБ, которую, по некоторым данным, настоятельно не рекомендуют крупным бизнесменам обсуждать на встречах с первыми лицами государства, такова, что рублей он может пустить в оборот столько, сколько у него есть долларов. Это, если упрощенно, и есть та привязка к американской валюте, от которой наш президент призывает правительство освободиться.

Ведь если бы торговля черным золотом велась в рублях, не нужно было бы вкладывать огромные валютные средства в госдолг США. Так, кстати, делают все страны, торгующие нефтью, не только Россия. Таковы правила игры на этом рынке, установленные американским правительством. Гениальности владельцев федеральной резервной системы США — главного бенефициара мировой торговли нефтью за доллары — можно позавидовать. Все страны, торгующие сырьем в американской валюте, вынуждены скупать долговые обязательства бюджета США за доллары, которые печатает сама ФРС! Для наглядности представьте себе, что весь мир — это Россия и в Москве есть своя валюта, свои банки по всей стране. В Туле тоже все свое, но у них избыток пряников и самоваров, а хочется джинсов и виски из Москвы. Примерно как-то так.

Кроме того, национальные центробанки становятся как бы частью этой системы и вынуждены подчиняться установленным правилам. Иначе США не дадут торговать или войну развяжут. И до недавнего времени правил такого международного сотрудничества все придерживались. Но из-за заигравшегося в санкции Трампа этот порядок может быть разрушен, так как США имеют право без ООН в одностороннем порядке вводить санкции против стран, осуществляющих международные расчеты в долларах. Против Монголии, наверное, не могут — там в тугриках рассчитываются.

Евросоюз уже реанимирует законы, позволяющие европейским компаниям и банкам торговать нефтью за евро. Китай давно пытается избавиться от этой системы, недаром американский госдеп бесится и устраивает ему торговые войны.

Как же все это сказывается на цене бензина? Очень просто. Пока выгоднее продавать растущее в цене моторное топливо за рубеж, где оно тоже дорожает, причем в валюте, бизнесмены будут его качать за границу. Вот и трубопровод Волгоград-Новороссийск, как сообщали «Вести», предназначенный для экспорта дизтоплива в Европу, был запущен как раз в апреле. Связано это с ростом цен на внутреннем рынке или нет, сказать трудно, но на цены может влиять дефицит топлива внутри страны.

Ну, а мы с вами понимаем, что привыкать жить с новыми ценами нам все равно придется.

Олег Бессмертный.

Фото: pixabay.com.

Радио «Краснодар»