Рознь и вражда — дорога в никуда.

Рознь и вражда — дорога в никуда.
В одной из ставропольских школ директор, руководствуясь нормами школьного устава, запретила приходить девочкам-мусульманкам на занятия в хиджабах. Масштаб происшествия, в принципе, достоин того, чтобы остаться в рамках школы, ну разве что расшириться привлечением родительской общественности.
В одной из ставропольских школ директор, руководствуясь нормами школьного устава, запретила приходить девочкам-мусульманкам на занятия в хиджабах. Масштаб происшествия, в принципе, достоин того, чтобы остаться в рамках школы, ну разве что расшириться привлечением родительской общественности.
И это было бы так, если бы предметом дискуссии стали, допустим, кольца-сережки, джинсы-макияж или субкультурный ирокез. Хиджаб же — атрибут одежды мусульманок, установленный одним из канонов ислама. И потому страсти разгорелись не на пустом месте. Дискуссия пошла по восходящей: директор школы, краевой министр образования, губернатор Ставрополья, министр образования федеральный, всероссийский уполномоченный по делам ребенка, политики высокого уровня. Даже Президента России к ней подключили.  
Одни отстаивают право школьниц-мусульманок ходить в хиджабе на занятия, другие напирают на то, что государство у нас светское, где не должно быть нарочитого подчеркивания конфессиональных признаков, третьи предлагают компромиссное решение в виде школьной формы, что, кстати, является и позицией Владимира Путина. И если бы результатом спокойной общественной дискуссии стало только приведение этой ситуации к норме, которая установила бы единое требование к одежде во всех российских школах, то я только за. Но есть опасения, что частный случай грозит стать катализатором более острых событий.
Тому есть несколько причин. Первая и главная —фон, на котором развернулось обсуждение частной проблемы, где сам хиджаб находится на тридцать первом месте. Достаточно заменить его обычным платком, как предлагала директор той же школы, — и компромисс найден. Но сложность как раз в том и состоит, что главное в действиях многих сил — не решение проблемы найти, а взбудоражить и без того неспокойную, а потому опасную межнациональную российскую ситуацию. То, что она такова, лично у меня не вызывает сомнений. Смотрите, даже у священнослужителей нет единого мнения. Муфтий Ставрополья считает, что девочкам следует подчиняться светским правилам и носить обычные косынки, но в то же время Совет муфтиев России выступил с заявлением, в котором выражает категорический протест против дискриминации учениц-мусульманок.  
Заметьте: «дискриминации» — действия директора школы, по мнению Совета муфтиев, нарушают Конституцию страны, ущемляют права верующих. Звучные и политизированные заявления разных участников дискуссии переводят ситуацию уже в опасную политическую плоскость. Стараются все стороны. В том же обращении муфтии отмечают, что «впервые ислам был принят в России в Волжской Булгарии еще в 922 году, что на 66 лет раньше крещения Руси». К чему это, как вы думаете? Это ли главное в споре о платках, имеет ли утверждение целью привести ситуацию к норме? Увы, это не так.  
С другой стороны, Конгресс русских общих решил послать на защиту директора школы казачьи дружины, чтобы «предотвратить возможные провокации». Но беда в том, что провокационными являются как заявления о первенствовании ислама на российской земле, так и всякие попытки силовой защиты чего бы и кого бы то ни было. Мы прекрасно знаем, чем это заканчивается. Так и просится заключение о стремлении некоторых сил искусственно подогреть ситуацию, которая неспокойна даже на бытовом уровне: хамско-пренебрежительное «кавказцы» и стрельба свадебных джигитов на улицах российских городов — явления одного порядка.  
Актуальными остаются призывы быть терпимыми, уважительными друг к другу и на человеческом уровне, и на межконфессиональном, внимательными к проявлениям, в том числе внешним, другой религии. Давайте учиться спокойно обсуждать проблемы, находить компромиссы, выделять главное, отметать второстепенное, малозначимое, искать и находить объединительные мотивы. Так все просто, казалось бы. И так все сложно, если учесть запущенность межнациональной проблемы, накопившиеся обиды и выстроенные в лихие перестроечные годы преграды, да и нынешние провокации хаоса.  
И если на самом высоком государственном уровне отмечается, что наше межнациональное поле, мягко говоря, заросло сорняком, то и прополкой прежде всего должно заняться государство. Оно призвано определить, чему расти здесь, а что следует безжалостно уничтожать. Иными словами, в основу идеологии должен быть положен некий свод правил — назовем их хоть законами, хоть стратегией национальной политики.  
Есть все предпосылки к тому, что страна к декабрю обретет такую стратегию. Главное здесь — не подавляя самоощущения каждым народом России своей национальной принадлежности, найти объединяющие смыслы, общие ценности. Легко сказать: «У нас одна Родина — Россия, одна страна», но страшно трудно сегодня даже терминологически определить общенациональную общность всех российских народов.  
Помните «советский народ» былых времен или «дорогих россиян» уже новой России? Одно кануло в Лету вместе со строем, другое не прижилось. Вот и сейчас надо пройти разработчикам по лезвию бритвы, чтобы соединить, увы, разрозненное, искусственно раздираемое и чтобы понятия «российский народ», «многонародная российская нация» стали родными и понятными каждому. И произойдет это только тогда, когда мы все — русские, татары, чеченцы, да все-все — научимся, не роняя себя, ровно на шаг отступать от своего, национального, ради общего. Если уж совсем примитивно, то, скажем, поменять девочкам-мусульманкам хиджабы на платки. От этого они мусульманками, дагестанками, чеченками, ингушками быть не перестанут.  
Не внешние признаки, пусть и яркие, не крик о своей исключительности служат этнической идентичности, национальной мобилизации, а дух народа, его культура, истинная вера, традиции, мудрость, историческая память и… учет реалий современной жизни. Иначе снова полезут изо всех щелей проявления дикого этнотерриториального сепаратизма, религиозно-политического экстремизма, которые делят, разводят народы, ведут к дезинтеграции государства и, кстати, пагубны и для самой нации. Что мы уже проходили, но не ушли от этого до сих пор.  
В заключение расскажу о Герое Советского Союза пулеметчике чеченце Хампаши Нурадилове. Он погиб при обороне Сталинграда. Отстреливался до последнего, и когда фашисты подошли и уже кричали «Сдавайся!», он, чеченец, крикнул в ответ: «Русские не сдаются!». Об этом мне рассказывали в селе Ножай-Юрт Чечено-Ингушской АССР, когда я там работал учителем и девочки-чеченки на моих уроках литературы сидели в платочках, но читали пушкинское наизусть: «Вы ко мне писали…».  
Будем рады услышать ваше мнение.
comments powered by HyperComments


День рождения IMAX: земля будущего
День рождения IMAX: земля будущего

20 мая в честь четвёртой годовщины IMAX СБС Мегамолл сеть кинотеатров "Монитор" представит премьерный показ нового блокбастера «Земля будущего».

Все премьеры

 Caliban: лучшее из тяжелого
Caliban: лучшее из тяжелого
Группа «CALIBAN» на сегодняшний день является одним из самых известных коллективов, работающих в стиле металкор (правда, сами члены коллектива утверждают, что они изначально планировали быть хардкоровой группой).

Все концерты

Все премьеры

Все вечеринки