" />

Как решить проблему наставников в казачьих классах на Кубани

Как решить проблему наставников в казачьих классах на Кубани
На отчетном сборе Екатеринодарского отдела атаман Виктор Светличный привел такие данные: на 424 казачьих класса приходится всего 158 наставников. В других отделах ситуация похожая.

Кубанское казачье войско и краевое министерство образования и науки предпримут определенные меры. В этом году во всех отделах войска были организованы обучающие семинары для наставников, однако это не решает проблему нехватки кадров. Особенно остро ощущается их дефицит в начальной школе.

Во-первых, чтобы работать с малышами, нужно обладать серьезным педагогическим багажом.

Во-вторых, с первоклассниками и взрослым не так-то просто наладить контакт. Детворе не прочтешь лекцию, не расскажешь об истории казачества. Здесь нужны особые формы и методы работы.

Если со средними и старшими классами обучение более или менее поставлено, то с младшими — если не провал, то серьезнейшая проблема. Получается, выходя из начальной школы, дети мало что знают о казачестве, и педагогам среднего звена приходится наверстывать упущенное, что сказывается на качестве образования.

Тупик? Отнюдь. Выход есть. Пока взрослые думают, как решить эту проблему, выход нашли сами школьники из казачьей школы № 18 поселка Юровка.

Члены Союза казачьей молодежи сестры Алина и Мелита Шевченко разработали и защитили проект «Юный наставник». В этой школе, как и в других, наставников не хватает, поэтому старшеклассники решили их заменить. В прошлом учебном году 15 человек из десятого класса проводили занятия с младшими классами. Старшеклассники рассказывали об истории казачества не заумными фразами, а на понятном малышам языке, широко использовали игровые формы. По словам сестер Шевченко, дети отвечали на вопросы лучше, чем когда их спрашивали взрослые, так как они видели перед собой не учителя или казака-наставника, а таких же учеников, только постарше, которые учатся с ними в одной школе.

Перед уроком старшеклассники, которые выразили желание стать наставниками, рассказывали, что они подготовили к уроку, в какой форме они намерены его проводить. Юные наставники делятся опытом, вместе разрабатывают вопросы для викторин. После занятий они рассказывали инициаторам проекта, как прошел урок. Старшеклассники, чувствуя ответственность, более углубленно изучают историю казачества, что идет им на пользу. Как такового общего плана занятий у них нет, сейчас он только разрабатывается, причем с учетом пожеланий младших школьников. В прошлом учебном году юные наставники старались больше проводить тематических уроков. Например, во время Масленицы рассказывали об этом празднике. Рассказывали о Липкинских и Тиховских поминовениях, подготовили выставку ко Дню Победы, занимались с малышами строевой подготовкой.

Проект сестры Шевченко защитили перед комиссией и получили одобрение взрослых. Поддержал его и директор школы. Со своим проектом они приняли участие в конкурсе, который проходил в Крыму, заняв третье место в Южном федеральном округе. В этом учебном году число юных наставников вырастет.

На мой взгляд, инициатива казачьей школы поселка Юровка заслуживает серьезного внимания.

Во-первых, старшеклассники, которые занимаются с малышами, углубленно изучают историю, обычаи, традиции и культуру казачества, что позитивно сказывается на их знаниях предмета.

Во-вторых, они разрабатывают новые формы работы с учениками младших классов, которые взрослые в силу своего возраста придумать не могут.

В-третьих, чем глубже старшеклассники погружаются в изучение истории служивого народа, тем больше вероятность того, что они вступят в казачьи общества.

В-четвертых, казаки-наставники могут сосредоточиться на работе со средними и старшими классами. Таким образом, можно отчасти решить проблему дефицита кадров.

Что мешает использовать опыт казачьей школы поселка Юровка другим? Нужно поддержать его и распространить в школах, где есть казачьи классы. На первом этапе можно сосредоточиться только на казачьих школах, наработать опыт, методические материалы, а затем распространить и на другие школы, в которых созданы казачьи классы.

Далее. В казачьих кадетских корпусах обучается около тысячи ребят. Можно задействовать и их. Тем более что в качестве своего рода ресурса можно использовать Союз казачьей молодежи. Войсковой атаман Николай Долуда постоянно говорит о том, что члены молодежной организации должны заниматься общественно-полезными делами. Работа юных наставников и станет одним из таких дел.