" />

Кубанское войско: Школьный атаман

Кубанское войско:  Школьный атаман
Урядник Владимир Козуб сам вызвался быть казаком-наставником в 4-м «В» классе новороссийской средней общеобразовательной школы № 10. Но стал атаманом фактически для всех начальных классов школы. У бывшего водителя проявился незаурядный педагогический талант, а детвора буквально души не чает в казаке. А еще у него знатные имя и отчество — Владимир Владимирович. Легко запомнить.

Смотр строя и песни

Седовласый, но подтянутый, сухопарый и быстрый в движениях мужчина средних лет, одетый в форму Кубанского казачьего войска, проводил в спортзале строевую подготовку четвероклашек. Ребятня четко выполняла его команды. На следующем уроке строевую у школьного атамана проходили третьеклассники. Здесь не все шло так гладко. Иные никак не могли разобраться, где у них «лево», а где «право». Урядник терпеливо объяснял каждому, пока не добился своего.


Перешли в актовый зал, где стал наставлять самую рослую в классе девчушку, назначенную им командиром отряда.


— Почему ты строишь свой отряд спиной к зрителям? — с мягкой суровостью в голосе спрашивает растерявшуюся ученицу.


— Они сами начали здесь строиться, — отвечает.


— А кто командир? Ты или они?


В канун Дня защитника Отечества в школе пройдет смотр строя и песни среди начальных классов. Идея смотра принадлежит Владимиру Козубу. Он в свое время служил в армии, потому знает, что строй, как ничто другое, воспитывает дисциплину и сплачивает коллектив.


        — Детям нравится строевая подготовка, — уверенно говорит он. — Два года назад, когда я числился в казачьем обществе Восточного района города, организовал такой же смотр в 16-й школе, приурочив его ко Дню Победы. Недавно зашел туда по делам, меня ученики облепили: «Давайте еще раз проведем с вами смотр!». А мне всегда нравилось заниматься с детьми.


В планах Владимира Владимировича — поработать со своими питомцами как минимум до 9-го класса и тогда провести с ними еще один смотр строя и песни.


         — Думаю, перемены в самих детях произойдут к тому времени разительные.


Этапы большого пути


Родился он на Украине, в Николаевской области. Когда мама поехала осваивать целину в Казахстан, оказался с ней в Кустанае, где окончил школу, откуда ушел служить. А затем была комсомольская ударная стройка на химкомбинате в Тобольске. С тех пор и до вступления в казачество шоферил. После женитьбы переехал с семьей в 1999 году в Новороссийск, где у жены были родственники. Причем познакомился с ней в пионерском лагере, где они оба были вожатыми. Там впервые он открыл в себе педагогический талант, замеченный, впрочем, и руководством, назначившим Владимира старшим вожатым.


Мы разговаривали с казаком-наставником в опустевшей после переменки школьной столовой. Мимо проходила с кипой тетрадок учительница. Услыхав наш разговор, с улыбкой кинула:


— Только про жену не надо подробностей.

— А это моя супруга, Ольга Владимировна. Она работает в нашей школе учителем русского языка и литературы. Поэтому с выбором школы для работы казаком-наставником у меня проблем не было, — улыбнулся в ответ Владимир Владимирович, продолжив свою краткую биографию.


Возможно, считает он, были у него в роду запорожские казаки, потому как жилка в нем казачья была всегда, хотя в казачество он вступил совсем недавно, в канун Сочинской Олимпиады. Ведь он в молодые годы серьезно занимался спортом, точнее — хоккеем с шайбой. Играл даже за юношескую сборную Казахстана. Так что зимние виды спорта для него не диковинка.


         — Но прежде всего в казачество я пошел по зову сердца. К тому времени уже оба моих сына состояли в казачестве. Старший, Кирилл, сейчас со мной служит в дружине на железнодорожном вокзале, а младший, Андрей, — в казачьей дружине ДПС. Первым загорелся стать казаком Кирилл, который учился в 19-й школе, где охранником работал Александр Николаевич Казаков, состоявший в казачьем обществе, и он занимался с детьми, прививая им любовь к казачеству. За старшим потянулся младший. А затем и я — по стопам сыновей.


Трудный класс


— Классы в начальной школе разные. Вот вы видели, как я занимался с 4-м «А», там тоже хватает баловства, но они достаточно дисциплинированны, знают и потеху и работу. Я с ними могу пол-урока балагурить, чуть ли не анекдоты травить, но знаю, что, как только их построю, они четко начнут выполнять команды. А третьеклашки сложнее, они еще не так приучены к дисциплине.


Как рассказала завуч по воспитательной работе Наталья Капитанская, когда стало известно, что в новом учебном году в школе предстоит открывать казачий класс, выбор пал на нынешний 4-й «В». Он считался сложным, запущенным, потому что у детей за неполные три года учебы сменились уже четыре учительницы.


— Но во второй половине прошлого учебного года в этот класс пришла Наталья Дурнева, педагог от Бога, влюбленный в свое дело человек, — рассказывает Наталья Сергеевна. — Она пришла с большим багажом навыков, стала заниматься с учениками художественной самодеятельностью, разучивать казачьи песни и танцы. Для своего казачьего класса даже гимн написала, который ребята с удовольствием поют. И нам повезло не только с учителем, но и с казаком-наставником. Владимир Владимирович под стать Наталье Алексеевне — инициативный, активный, умеющий общаться с детьми, преподносить им тонкости казачьей культуры. В нем совмещены и организаторские способности, и психолого-педагогические возможности. Мы довольны им на все сто! Вообще, это замечательная идея — открыть казачьи классы во всех школах края. Особенно если учесть, что в школах так мало педагогов-мужчин!


Создавая казачий класс, учителя провели работу с родителями. В конечном итоге все мамы и папы согласились, что казачьи традиции, казачья дисциплина пойдут их чадам только на пользу. 


Дети здесь многих национальностей. Есть даже девочка из мусульманской семьи, но это не стало помехой. А еще учится в этом классе правнук одного из самых известных и почитаемых в Новороссийске людей — дважды Героя Советского Союза Владимира Коккинаки, летчика-аса, чей бюст установлен в центре города-героя. 


Папа ученика, Алексей Владимирович, тоже состоит в казачестве, он и вручал четвероклашкам казачьи погоны после их торжественной присяги.


Образцово-показательный


— Да, мой класс был тяжелый в плане дисциплины, — согласен Владимир Козуб. — Но как только они погоны надели, изменения появились сразу же.


Приходил как-то урядник в свой класс, что называется, с полной боевой выкладкой: в черкеске, с шашкой и нагайкой. Последний атрибут заинтересовал ребят: что это такое? Казак объяснил, что этой нагайкой в старину стегали за непослушание, причем не только детей, могло перепасть и взрослому.


— Конечно, мы добиваемся дисциплины без рукоприкладства, — продолжает Владимир Владимирович. — Но, честно признаюсь, я благодарен своей маме: если бы она меня в детстве не стегала, неизвестно, кто бы из меня вырос. На днях мой сын Андрей, у которого уже своя семья, ребенок маленький, поблагодарил меня: «Папа, спасибо тебе за то, что хлестал меня, когда я заслуживал. Редко это бывало, но метко. Многому ты меня научил».


Вдвоем с Натальей Дурневой, классной наставницей, казак сделал из своих подопечных практически образцово-показательный класс. Во всех школьных мероприятиях казачий класс в числе первых. Наталья Алексеевна с гордостью показывает в школьном музее стенд своего класса. Здесь собраны поделки, любовно сделанные ребятами и их родителями, на почетном месте — фотоальбом, где зафиксированы все добрые дела класса.


— В предметных олимпиадах мы занимаем первые места, от нашей художественной самодеятельности на каждом празднике родители в восторге, на встречах с ветеранами мы первые, на субботниках на нас равняются другие классы, — перечисляет учительница, подкрепляя свои слова убедительными фоторепортажами. — И каждое доброе дело сплачивает класс. Мы самые дружные!


Младший подопечный


Есть у Владимира Козуба молодой помощник, младший урядник Александр Петрушин. Он занимается прежде всего с отстающими, с теми мальчишками и девчонками, которые еще не заслужили права надеть казачьи погоны. А таких в классе восемь человек из 36 учеников. Они очень хотят тоже стать казаками и стараются соответствовать этому высокому званию. Уже начали зарабатывать почетные грамоты.


Коренной новороссиец, Александр, после школы окончив училище, получил специальность повара-кондитера. В 2011 году после службы в Буденновской казачьей мотопехотной бригаде вступил в кубанское казачество. Отец у Сашки казак, он да его друзья и посоветовали парню вступить в их ряды. Сейчас 25-летний младший урядник служит в казачьей дружине и на общественных началах занимается с детьми в казачьем классе.


— Сегодня заступаю в ночную смену на дежурство по городу, — буднично говорит он. — А весь день работаю в школе, помогаю Владимиру Владимировичу.


Увлекается молодой казак моделированием военной бронетехники всех армий мира. Два шкафа забито у него макетами. Готовит выставку для школьников к 9 Мая.


— Саша набедокурил немножко, и я взял его на поруки, — поясняет наставник. — Мальчишка неплохой, но пока нужно присматривать за ним, воспитывать.


Есть задумка и у Владимира Козуба, и у педколлектива — со следующего учебного года организовать в школе еще один казачий класс — из первоклашек. И казаком-наставником назначить к малышам Александра.


        — Но я буду его курировать, — говорит урядник. — И ему я сказал, что буду присматривать за ним до тех пор, пока он не женится. Тогда у него появится не просто стержень, но и ответственность за свою семью.


Сам же Владимир Козуб продолжит вести свой класс. Уже подобран и классный руководитель для будущих пятиклассников — Олеся Еременко, молодая учительница английского языка. Она кубанская казачка, так что традиции ей известны изнутри.


Евгений РОЖАНСКИЙ.

Собкор «Вольной Кубани».

Новороссийск.

Фото автора.