Чемпионат дороже денег

Чемпионат дороже денег
Себастьян Бакман, журналист финского издания HBL, резюмируя свои впечатления от поездки в Россию на ЧМ-18, по-моему, очень точно выразил мнение многих западных коллег: «Так зачем же, спрашивается, мне, простому репортеру, думать об угнетенных меньшинствах, сбитых пассажирских самолетах или аннексированных полуостровах, если пиво ледяное, транспорт бесплатный, а футбол завораживает?». То есть была установка думать и писать не только о спорте. Первые публикации западных журналистов были весьма тенденциозны. Помните очень нелестную статью на испанском портале EL Confidencial, в которой его авторы делились «ужасными» впечатлениями от Краснодара? Примерно в такой же тональности сообщалось и о других российских городах, принимающих участников чемпионата.

Россия глазами иностранных болельщиков

Среди самых первых впечатлений футбольных болельщиков от России — великолепная организация процесса, атмосфера дружелюбия, цивилизованности, готовности помочь болельщикам, как со стороны многочисленных волонтеров, организаторов, так и простых жителей.

Немецкий обозреватель Кай Шиллер из Гамбурга, видимо, тоже перед поездкой получил соответствующие установки, но аура праздника чемпионата так подействовала на него, что единственная проблема, которую он смог обозначить в своем материале, звучала так: в России все говорят по-русски, более того, пишут по-русски и почти не говорят по-английски. И еще одну страшную беду России нашли его австралийские коллеги: мол, случайная улыбка незнакомым людям на публике в этой стране часто рассматривается как признак психического заболевания или низкого интеллекта. А те, кому по долгу службы положено радоваться гостям, делают это через силу. Ну, может быть, еще жадные таксисты портят атмосферу праздника.


За чей счет банкет?

Затраты России на подготовку ЧМ-2018, по официальным данным, составили около 680 миллиардов рублей, в том числе 390 из федерального бюджета. Недавно Правительство РФ дало еще 800 миллионов федеральному министерству спорта на эксплуатацию стадионов и тренировочных площадок, содержание временной инфраструктуры, всевозможные локальные мероприятия. За все это время, что шла подготовка к чемпионату, суммарное его влияние на ВВП России с 2013 года оценивается в 867 миллиардов. Это примерно один процент от всего внутреннего продукта страны. Примерно на столько же организаторы рассчитывают получить «положительных последствий для экономики» в 2018-м.

Здесь мнения экспертов разделяются. Одни, как в международном рейтинговом агентстве Moodys, считают, что чемпионат мира не окажет значительного влияния на экономику страны. Эффект будет кратковременным, в основном за счет туризма, болельщиков из других стран, полагают там. В правительстве, напротив, рассчитывают на годовой прирост от инвестиций в строительство и реконструкцию на тот же один процент ВВП. Сообщалось, что за время подготовки к соревнованиям в России было создано 220 тысяч рабочих мест, в бюджет поступило 150 миллиардов отчислений с зарплат. В 2018 году 114 миллиардов рублей составили инвестиции в инфраструктуру чемпионата, 121 миллиард — вклад туристов.


Ни ФИФА себе!

Впрочем, после ЧМ-2018, когда будет приблизительно подсчитана общая выгода от этого грандиозного футбольного праздника, включая выручку гостиниц, ресторанов, доходы продавцов напитков и сувениров, она, уверен не покроет всех затрат на проведение чемпионата. Но так было и в Бразилии, и в ЮАР после предыдущих чемпионатов мира. В выигрыше, как всегда, остается только ФИФА. В Бразилии оборот этой международной федерации футбольных ассоциаций на прошлом мундиале составил 3,3 миллиарда долларов, из них чистая прибыль — 1,6 миллиарда. Думается, если в России будет меньше, то ненамного. ФИФА зарабатывает на продаже телевизионных и всяких коммерческих прав, перекладывая все издержки на страну-организатора. Кроме того, у футбольного регулятора есть ряд партнеров и спонсоров, число которых существенно сократилось после известного коррупционного скандала в ФИФА в 2015 году. На нынешнем чемпионате из отечественных компаний среди партнеров ФИФА числится только Газпром, а в недавно появившейся группе региональных спонсоров — наши банки, телекоммуникационные и транспортные компании. К слову, партнеры платят по 30–50 миллионов долларов в год, спонсоры — от 10 до 25.

Но даже если удастся вернуть хотя бы половину затраченного на ЧМ-2018, это можно считать успехом. Ведь у регионов после чемпионата останутся новые и реконструированные аэропорты, вся спортивная инфраструктура, дороги к транспортным узлам, появятся дополнительные условия для развития детского и массового спорта. Все эти стадионы, конечно, не окупятся, их строительство по большому счету не оказывало прямого экономического влияния на города, где они размещены. Вскоре они будут переданы на балансы региональных властей, и встанет вопрос: как их эффективно использовать после чемпионата? Владимир Путин в ходе «прямой линии» в июне сказал, что недопустимо, если стадионы будут использоваться как когда-то Лужники в Москве. В качестве рынков. Значит, было у него такое опасение.


Эффект «сарафанного радио»

Наверное, стоит относиться к ЧМ-18 как к личному проекту Президента РФ, так же как было с зимней Олимпиадой в Сочи в 2014 году, — больше даже политическому, нежели спортивному. Эффект от него — не на один год. Судите сами.

Убыточность ЧМ-18 даже не стоит рассматривать как какую-то проблему. Потому что другая выгода от этого, без преувеличения, футбольного единения народов с лихвой перекрывает все экономические минусы. Провести такой праздник в условиях беспрецедентного санкционного давления — значит по сути прорвать международную изоляцию. И если Россию посетят, как ожидается, два миллиона футбольных туристов, увидевших своими глазами отсутствие медведей на улицах и ощутивших наше гостеприимство, эффект «сарафанного радио» в их странах обязательно сработает на повышение имиджа России.

Кроме того, успешное проведение международных соревнований всегда становится положительным сигналом для инвесторов. Не случайно за право проведения чемпионата всегда идет ожесточенная борьба. А после начала санкционных войн, в 2015 году, тогда еще коллективный Запад неоднократно пытался лишить Россию права проводить чемпионат мира. Особенно усердствовала Великобритания.

Еще одно немаловажное обстоятельство, случившееся благодаря чемпионату, без преувеличения можно назвать ВНУТРЕННИМ ПРОРЫВОМ — это общее укрепление уверенности народа в себе, рост гордости за страну, сумевшей организовать на очень впечатляющем уровне главное мировое спортивное событие.


Под шумок

Но, конечно, как всегда у нас бывает, под шум ЧМ-18 правительство реализует свои самые непопулярные решения — пенсионную реформу, повышение НДС, вступление в силу «закона Яровой», из-за которого подорожает и так недешевая связь. А также введение пошлин на посылки из зарубежных интернет-магазинов (наверное, для защиты отечественных нано-технологов); подорожание жилья в рамках заботы о дольщиках; повышение акцизов на табак; переход предпринимателей на онлайн-кассы (видимо, задумались о развитии торговли в отдаленных населенных пунктах); плановое повышение тарифов ЖКХ; введение обязательной электронной сертификации для производителей продукции животного происхождения (похоже, в рамках заботы о разработчиках этой системы). Нужно ли говорить, что эти и многие другие инициативы ведут к новому повышению цен на продукты, услуги, расширению функций контролирующих и налоговых органов?

На мой взгляд, все эти решения, так как они затрагивают интересы разных групп населения, нуждались хотя бы в предварительном обсуждении, но наш кабмин традиционно уходит от публичных дискуссий. Может, поэтому его рейтинг, по данным ФОМ и других социологических центров, так снизился в последнее время…

Конечно, значимость этих событий меркнет на фоне нашей радости за сборную России, в ожидании ее новых побед. Но эйфория скоро пройдет… И не получится ли, что многие из нас окажутся в роли героев известной повести Василия Шукшина «А поутру они проснулись…».

Как вы считаете?

Радио «Краснодар»