Доверие к власти: нужны конкретные дела

Доверие к власти: нужны конкретные дела
Совершенно очевидно, что на фоне падения всевозможных рейтингов власти, озвучиваемых социологами, она не может не озаботиться тем, как остановить эту угрожающую тенденцию. Уверен, в ближайшее время мы с вами станем свидетелями того, как на практике будут пытаться восстановить утраченные пункты. То, что это нужно было делать еще вчера, сейчас понимают все.
Конечно, цены снижать никто не собирается. И условий, и денег, как говорится, для этого нет. Хотя это было бы эффективно. Но не для того растут налоги и тарифы, поэтому, вероятно, будет реализовываться иной сценарий КОНСТРУКТИВНОГО ДИАЛОГА ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА. Что может стать его основой? Идеологической базой?

Еще в мае 2006 года Владимир Путин в своем послании к Федеральному Собранию отмечал низкий уровень доверия граждан к отдельным институтам государственной власти и подчеркивал, что социальная ответственность должна быть основой деятельности чиновников. И если бы тогда услышали президента те, кому это было адресовано, может быть, не появлялись бы сейчас с завидной регулярностью шокирующие безответственностью заявления о пользе макарошек, о том, что государство никому ничего не должно, что беспрецедентно растут у россиян доходы, и тому подобное.

Когда был сломан этот нравственный барьер, когда случился катастрофический и окончательный отрыв определенного слоя слуг государевых от реальности, что дало им право так пренебрежительно относиться к простым людям? Сейчас уже вряд ли кто сможет назвать главную причину такого перекоса. Имеем то, что есть. Но очевидно, что при диаметрально противоположном понимании задач государственного строительства так называемыми элитами и неблагодарными, в их понимании, людьми развернуть векторы общественных настроений в позитивном направлении будет непросто. Огромная страна, очень велико расслоение, нет объединяющих различные слои населения общепризнанных базовых понятий, нравственных норм. Уверен, при желании их можно найти, обозначить, попытаться институализовать, но чтобы они прижились, конечно же, одних деклараций будет недостаточно.

Сейчас неявно, но настойчиво в общественное сознание внедряется тезис о «новой России»: мол, новое государство ведет отсчет только с 1993 года, поэтому и претензии к его «основателям» еще рано предъявлять. Кстати, часто этот тезис звучал из уст представителей нашей страны на недавнем Давосском экономическом форуме. Ну это понятно.

Ведь там обсуждали, как правильно использовать итоги четвертой промышленной революции, к каким результатам приведет цифровая экономика, как осваивать ближний космос и тому подобные вещи. Нет сомнений, представители государства, бизнеса из нашей делегации прекрасно и, может быть, лучше других разбираются в этих вопросах, компетентно полемизируют со своими зарубежными коллегами.

Но вот снова и снова достоянием широкой общественности становятся факты о поистине космических масштабах воровства на строительстве того же космодрома Восточный, об исчезновении гигантских сумм в черной дыре Роскосмоса. И мало кто говорит, что на орбите работающих метеоспутников у старой-новой страны, первой вышедшей в космос, меньше, чем у Франции. Не знаю, что там с четвертой промышленной, но у нас еще первая, судя по всему, толком не началась. А вот с цифровой экономикой, пожалуй, в новой реальности может получиться очень даже неплохо. Как мы не раз уже писали, Центробанк России ну ни в какую не желает инвестировать в реальный сектор экономики, все предпочитает высокодоходные американские ценные бумаги и валютные спекуляции. Но в цифровую экономику, пожалуй, охотно вложится.

Уверен, каждому из нас хочется жить в сильном, успешном и процветающем государстве. Чтобы в нем были в принципе невозможны обвинения народа в неблагодарности по отношению к олигархам или бесполезности старшего поколения для новых экономических условий, о чем мы тоже часто слышим.

И все это возможно при восстановлении такой простой вещи, как доверие к органам государственной власти, к тем, кто определяет направление развития страны. Какую социально-экономическую политику надо для этого проводить? Чтобы люди в конце концов сказали бы даже по отношению к авторам той же пенсионной реформы: может быть, вы поступили и правильно и это принесет в будущем пользу государству, но перестаньте игнорировать мнение людей и думать, что они ничего не смыслят. Разве многие не понимают, что модернизация экономики при такой ориентированности наших финансово-экономических кругов на Запад приведет в конечном итоге к развитию их промышленности? Думаю, даже на бытовом уровне понятно: чтобы успешно конкурировать с кем-то, надо сначала эту отрасль создавать чуть ли не в тепличных условиях, должен быть разумный протекционизм в отношении различных производств как условие их развития. Это мировая практика. Нас же чуть ли не насильно запихнули в ВТО, сковав кабальными правилами. Тем не менее из этой организации страна не выходит, хотя антироссийские санкции грубейшим образом нарушают правила ВТО.

Как ограничить коррупцию и произвол монополий — ответ на эти и другие вопросы и должен, наверное, стать началом нелегкого процесса восстановления ДОВЕРИЯ К ВЛАСТИ. Ведь именно оно является фундаментом, на котором будут держаться и базис, и надстройка социально-экономического развития страны. На котором можно и нужно строить нравственно здоровое общество, проводить эффективную и гуманную политику по отношению к населению.

Не хочется, чтобы кто-то увидел в этом какую-то попытку противопоставления Кубани и других регионов, но пример Краснодарского края подтверждает, что доверие к власти является определяющим фактором успешного социально-экономического развития. Сейчас мы на третьем месте в стране по этому показателю. И вряд ли кто возразит, что уровень доверия у населения к краевым властям сейчас очень высок. Безусловно, логично, что на днях Вениамина Кондратьева включили в состав президиума Госсовета. Нужно признать, что краевые власти действуют весьма слаженно не только в моменты стихийных бедствий. Успехи региона, в который уже стремятся переехать люди со всей страны и охотно вкладываются отечественные и зарубежные инвесторы, вряд ли были бы возможны и без соответствующей нормативно-правовой базы, создаваемой краевым парламентом под руководством Юрия Бурлачко. А нынешняя и предыдущая деятельность таких региональных и муниципальных руководителей, как Владимир Синяговский, Владимир Лыбанев, Евгений Первышов, Александр Герасименко (список можно продолжать), только подтверждает тезис, что ДОВЕРИЕ — КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ ЛЮБОЙ ТЕРРИТОРИИ.

О поиске национальной идеи развития, духовных и нравственных ориентирах, способных сплотить нацию перед лицом всевозможных угроз, говорится давно, чуть ли не со времен появления «новой России». Кто-то предлагал религию, кто-то патриотизм, некоторые верили в объединяющую силу здорового образа жизни. Но почему бы не взять за ее основу вот такую простую вещь, как доверие? К властям, к людям, к бизнесу, друг к другу, наконец? Для начала взять и положить конец «часам ненависти» на федеральных каналах и начать выделять средства на совершенно другие пропагандистские проекты, в основе которых и лежала бы объединяющая всех идея доверия.

Конечно, одной только телекартинкой разрыв в обществе не устранить, нужны конкретные дела. Понятные людям, направленные на защиту их интересов. И, похоже, наверху это начинают понимать: скандальный проект о введении соцнормы на электроэнергию пока отменили.

А вы как думаете?

Богдан
База
Вольная Кубань