Послание оценили. Недорого

Послание оценили. Недорого
Прошло чуть больше недели со времени Послания президента Федеральному Собранию. Но складывается впечатление, что, как часто у нас бывает, начинается очередная кампанейщина по его ударному выполнению. Многие чиновники быстренько прокомментировали основные тезисы на волне интереса СМИ к событию, оперативно дали соответствующие поручения регионам и занялись привычным делом. Освоением бюджета.

Не успели еще разойтись из Гостиного Двора в Москве все приглашенные, как министр финансов уже подсчитал и озвучил, сколько денег дополнительно понадобится на выполнение новых предложений главы государства, а по сути — конкретных и четких поручений. Всего лишь 120 миллиардов рублей в год. Максимум! 

Особого энтузиазма чиновников не наблюдается. Может быть, потому, что это крохи по сравнению со все увеличивающимся количеством триллионов, необходимых на выполнение майского указа президента от 2018 года. Вот где есть возможность разгуляться!!! 

Державное рвение могло отсутствовать также по той простой причине, что в Послании указаны совершенно конкретные и такие необходимые сейчас людям вещи: перерасчет пенсий, увеличение детских пособий, снижение налоговой нагрузки на семьи с детьми и помощь им в выплате ипотеки, социальный контракт для граждан, оказавшихся в сложной ситуации, распространение действия программы «Земский доктор» на врачей старшего поколения и запуск аналогичной программы «Земский учитель» для желающих работать в селах и малых городах.
А это значит, что большая часть средств уйдет в регионы. Какой уж тут энтузиазм…

Кстати, в стане оппозиции, в той же КПРФ, считают, что и на выполнение Послания нужны триллионы. Но разве финансово-экономический блок позволит выделять такие средства на конкретные и адресные мероприятия? 100, 120 миллиардов дадим — и точка! Но это я так, к слову.

Основная же нагрузка ляжет не только на регионы и местные законодательные органы, но и на Госдуму.
Уже 12 марта межфракционная группа должна рассмотреть и утвердить список тех законопроектов (а их, наверное, не один десяток), которые очень оперативно будут приняты для решения задач, поставленных главой государства. А в апреле реализация Послания будет рассматриваться на Совете законодателей.
Впрочем, подобная работа сейчас нужна и самой Госдуме, чей имидж в последнее время был основательно подпорчен и послушным принятием правительственного проекта пенсионной реформы, и законом о самозанятых, и запретом на критику власти…

Список очень спорных инициатив и законопроектов можно продолжать долго, но сейчас думцам, может быть впервые за долгое время, придется принимать популярные и давно востребованные населением изменения в действующее законодательство. А это в конечном итоге может остановить общее падение уровня доверия к власти в обществе. Понятен и энтузиазм на местах. Сейчас ни одно совещание в региональных и муниципальных структурах не обходится без упоминания о том, что все делается во исполнение или майского указа президента, или его Послания.
Процесс приобрел настолько повальный характер, что складывается впечатление, будто скоро в госсекторе даже в труде уборщиц или водителей будет выделена составляющая их участия в реализации нацпроектов.
Например, они ежедневно создают комфортные условия для жизни. Чем не аргумент? Тем более у самых активных регионов есть реальная возможность первыми получить средства на то, что (если бы не это поручение президента) на местах пришлось бы делать фактически за свой счет.

И все же думается, что главное в Послании главы государства даже не то, что он по сути остановил падение рейтинга власти и предотвратил сползание страны в системный кризис. И даже не то, что практически конкретизировал некоторые положения своего майского указа в части борьбы с бедностью и повышения благосостояния населения.
Ведь он, что называется, на пальцах показал, как надо выполнять его указы. Как надо было их выполнять еще вчера или хотя бы сразу после ЧМ-2018
Ведь не случайно он напомнил, что вопрос с мусорными свалками ему пришлось решать лично, однако проблема осталась. Мол, ребята, это не я, а вы должны предлагать эти вещи. Может быть, и в этом еще один смысл Послания?Вот только поймут ли его те, кому оно на самом деле адресовано?

Наивно полагать, что это было обращение только к парламентариям: они формально не значатся в списке исполнителей поручений президента, они не исполнительная власть.
Да и прошедший незадолго до этого громкий и показательный арест сенатора Арашукова в стенах Совета Федерации только добавил интриги перед оглашением Послания. 
Ведь многие были уверены, что это только начало чисток в органах власти, президент в Послании обозначит сектор следующих посадок. Но их ожидания не оправдались, упор был сделан на внутреннюю политику.

Другие увидели в этом символичном задержании намек на то, что президент как бы показал, кто будет у власти, если в России может быть установлена парламентская форма правления, ведь разговоры об этом идут постоянно.
Вот и спикер Госдумы недавно говорил о существующем перекосе в сторону исполнительной власти: мол, это можно поправить с помощью «точечных» изменений в Конституции. Существуют и другие версии.
Хотелось бы думать, что все же Послание президента было адресовано народу страны. Потому что все понимают: правительство не сможет выполнить новый майский указ президента, как не выполнило его аналогичные указы 2012 года. И, похоже, не сильно переживает по этому поводу, ведь оно с 2018 года считается новым. Но действует, судя по всему, старыми, проверенными методами.
Поэтому не исключено, что году так в 2024-м будет с песнями лететь в бизнес-джете очередная группа бывших членов правительства на какой-нибудь форум, чтобы поделиться опытом, как надо правильно выполнять новые поручения о старом.
 Вот в 2018 году перед правительством была поставлена конкретная задача в майском указе президента: снизить уровень бедности в два раза до 2024 года. На Гайдаровском форуме экспертами РАНХиГС была предложена схема решения этой проблемы, которую правительство с восторгом тут же и одобрило.
Сейчас уровень бедности в России составляет, по разным оценкам, 13–14 процентов, и тревожит этих экспертов то, что соцподдержка ориентирована в стране в основном на пожилых людей, а не на бедные «домохозяйства» с детьми, не получающие соцподдержки. 
Опуская пространные рассуждения, скажу: суть предложения свелась к тому, чтобы оказывать всем нуждающимся только адресную соцпомощь, предварительно выяснив их уровень расходов. Не повысить уровень доходов населения, не ввести контроль за уровнем расходов госслужащих, а банально отказывать тем, кто пришел за помощью.
И если вдруг у просителя окажется, скажем, телефон дороже минимально допустимого или автомобиль — вычеркнуть такого из списка. Согласитесь, подобным образом можно резко и без особых затрат снизить показатель бедности в стране. 
А для того чтобы отказ был мотивированным, предлагается объединить информационные базы десятка ведомств в одну. Якобы чтобы «уточнить круг получателей» соцпомощи, а на самом деле — контролировать расходы бедных (не богатых!), тех, кто осмеливается что-то просить у нового государства, которое, как мы слышали, никому ничего не должно.

Оценивается же пусть даже такая «адресная» помощь в борьбе с бедностью в нефтедобывающией стране всего в 600 миллиардов рублей в год, но, видно, кому-то и этих денег показалось мало. Наверное, надо продолжать «спасать» разоряющиеся банки за гораздо большие деньги.

  Очень вероятно, что именно с помощью подобных методик подсчета и будет выполняться это поручение Владимира Путина по снижению позорного уровня бедности в одном из самых богатых ресурсами государстве. Во всяком случае, статистика зафиксирует нужный результат для отчета.

 С другими пунктами указа, думаю, будет применяться похожая методика. Росстат нас после смены руководства и переподчинения Минэкономики уже успел с начала года порадовать рекордным ростом ВВП в России. Не сомневаюсь, при таких подходах даже досрочное выполнение всех поручений президента этим ведомством гарантировано.
А значит, жить мы станем долго, комфортно и в достатке! Но жаль, что, видимо, лишь в отчетах правительства. 
 Если только за дело не возьмется сам президент — ведь он четко дал понять, как надо выполнять его поручения. Но услышали ли его правильно те, кто обязан это делать? Большой вопрос! Поймут ли они, что весь этот небогато живущий народ, постоянно портящий радужную статистику, — сама основа их существования, что народ надо не просто беречь, а уже сберегать, о чем, собственно, и сказал президент в своем Послании. Что стране нужны структурные изменения, в первую очередь в социальной политике, и предлагать их должен не президент. Ну не должен он работать за своих подчиненных…

  А вы как считаете?

Аня Шпилова
Вольная Кубань