" />

Рынок СМИ: нет фельетона - читать, увы, нечего...

Рынок СМИ: нет фельетона - читать, увы, нечего...
Так говорили читатели газет в разгар эпохи застоя, когда представитель цензурного ведомства был негласным соавтором журналиста. Но как-то продирались их авторы сквозь запреты, добиваясь справедливости, и летели головы зарвавшихся бюрократов. А в каждой семье тогда выписывали сразу несколько изданий…

Сейчас этот жанр подзабыт, не очень нужен он во времена, когда все можно выкладывать в тот же Интернет. Но, уверен, сатирические формы в журналистике скоро снова станут востребованными! В том числе и из-за непрекращающихся попыток властей законодательно ужесточать требования к контенту. 

Это противостояние, как ни парадоксально, теоретически может служить косвенным свидетельством стабильности и государства, и системы СМИ, во всяком случае до тех пор, пока его результат будет ничейным. На этой неделе в Москве проходили встречи журналистов из 83 регионов страны в рамках празднования столетия Союза журналистов России. 

Конечно, можно сказать, что прошли торжества, тем более что в Театре Российской Армии собравшихся поздравил президент державы (устами Сергея Кириенко), передали приветствия от спикера Госдумы и святейшего патриарха; благодарили журналистов за сотрудничество недавно выигравший выборы мэр Москвы, другие знаковые представители российского истеблишмента; приехали зарубежные гости.  

Но, уверен, для большинства пишущих и снимающих эти дни стали возможностью профессионально пообщаться здесь с коллегами по цеху из других регионов, установить новые контакты. Этот, пожалуй, самый важный для профессионального сообщества момент невозможно заменить перепиской в соцсетях. Сейчас СЖР считается крупнейшей в мире творческой организацией, он насчитывает около 100 тысяч человек. И его ряды растут… 

Сколько же в стране всего журналистов, не скажет, наверное, никто. Более того, в этой роли сейчас может выступить любой человек, имеющий мобильный телефон, а его изданием служат социальные сети. По результатам опубликованных накануне юбилея СЖР данных соцопроса «Образ журналиста в массовом сознании россиян», проведенного фондом «Медиастандарт», соцсети вплотную приблизились к основным каналам распространения информации — телевидению, радио, газетам. 

Прессу часто называют четвертой властью, но сейчас это полусерьезное определение обретает новый смысл: появляющаяся в сети информация, подхваченная так называемыми институциональными СМИ, зачастую заставляет власти не просто реагировать на обозначенную проблему, а решать ее. Этого трудно добиться на местах отдельному изданию из-за жестко выстроенной системы отношений чиновников с журналистами, всевозможных регламентов, аккредитаций, а общение руководителя какого-нибудь ведомства напрямую с журналистами сейчас большая редкость. Но, как говорится, гуртом легче…

Журналистика, пожалуй, один из немногих реально действующих институтов гражданского общества, который постоянно находится в движении и так же, как общество в целом, переживает все кризисы. Один из них, как ни странно, — переизбыток информации в эпоху цифры. И многие эксперты, в том числе и на мероприятиях СЖР, постоянно задаются вопросом о будущем традиционных СМИ — мол, нужны они или нет читателю, как будут выживать и так далее. Не претендуя на истину, все же замечу: основным стержнем работы журналиста всегда остается ответственность перед обществом, в каком бы издании он ни трудился. Реализация этого очевидного принципа на практике приводит к очень показательному эффекту: читатели начинают поддерживать конкретное СМИ как социально значимую функцию. Проявляют таким образом гражданскую солидарность с позицией редакции. Многочисленные письма, звонки, обращения читателей «Вольной Кубани» по различным проблемам подтверждают это. Значит, надо и дальше быть вместе. Согласны?