
Он — не только первый, но и самый обаятельный и привлекательный, самый остроумный (цитаты из его многочисленных интервью мгновенно обрели потрясающую популярность). Он, осчастлививший страну, так ждавшую успеха от своих олимпийцев на этих многотрудных Играх в Рио, — человек незаурядный, уникальный во всем, как и любой самородок…
После Олимпиады слава обрушилась на него лавиной. Приглашают туда, зовут сюда — Трефилов нарасхват. Просьбами об интервью его атакуют даже те, кто прежде о гандболе и самом Трефилове слова доброго не сказал.
…Белая, белее белого прядь (уже вперемешку с сединой) и высокий рост выдают Трефилова издалека, а после олимпийского триумфа главного тренера нашей команды стали узнавать все — от работников Госавтоинспекции до просто прохожих и домохозяек. Это и есть признание народа. Его заслуживают немногие. Трефилов — тренер большого таланта,
— «Вся жизнь — театр», — сказал Шекспир.
— Игра — вся моя жизнь.
— Евгений Васильевич, а что такое слава?
— Есть на эту тему замечательные поэтические строчки:
«Бессмертья нет. А слава только дым, и надыми хоть на сто поколений,
когда-нибудь ты сменишься другим и все равно исчезнешь, бедный гений. Истории ты был необходим всего, быть может, несколько мгновений…».
Расскажу такой эпизод. Заслуженного тренера СССР по прыжкам на батуте Виталия Дубко, спешившего на прием к губернатору, встречавшегося с олимпийцами Кубани, остановили на дороге. Желание оштрафовать у гаишников в крови. Слова Виталия Федоровича о том, что он тренер сборной России, не произвели на полицейского никакого впечатления. Мол, не знаю такого. Вот Трефилова знаю. Его команда победила в Бразилии. И тогда Дубко сказал, что он мой друг. И это сработало…
А ведь Дубко — гений батута, официально признанный «лучшим тренером всех времен и народов», его воспитанники Евгений Янес и Евгений Яковенко стали первыми отечественными чемпионами мира, а Ирина Караваева и Александр Москаленко — первыми в истории олимпийскими чемпионами. Воспитанники Дубко завоевали на чемпионатах мира и Европы более ста золотых медалей! Но как быстро уходит слава!
— И?
— «Бессмертья нет, но жизнь
Евгений Васильевич добродушно улыбается…
«А что он выиграл?». Это самый популярный вопрос, когда заходит разговор о тренерах по игровым видам спорта.
Евгений Васильевич много чего выиграл. Даже то, чего никому другому пока не удавалось.
Например, четыре чемпионата мира. У гениального Игоря Турчина со сборной СССР таких побед две. На
Это фантастически много для одного человека. Для его психологии, нервной системы. Но он совершал невозможное при той атмосфере, что царила в России: абсолютное невнимание к гандболу со стороны властей, Министерства спорта России, а тут еще обстановка — как в коммунальной квартире… Постоянные интриги… Такое выдержать — что в аду побывать…
Трефилов — человек независимый, такие люди, как вы понимаете, далеко не всем нравятся. Трефилова не раз пытались свалить, даже отстраняли от сборной. Только все заканчивалось одним и тем же — возвращением. Потому что Трефилов — это Трефилов. Человек, который не гнется, не ломается, в воде не тонет и в огне не горит. Закваска у него такая. Гены родителей, которые всю жизнь на земле работали, в хуторе Безлесном в
— Умница Володя Репьев — серебряный призер Олимпийских игр, кандидат технических наук,
— Это правда, все так и есть.
— Знаю, ты хорошо знаком с Турчиным…
— От встречи с Игорем Евдокимовичем у меня осталось потрясающее впечатление. Светлый человек. Когда я с ним познакомился, он уже был великим, к тому времени две Олимпиады выиграл, чемпионат мира, его киевский «Спартак» верховодил в Кубке европейских чемпионов. Конечно, я волновался. Как выяснилось — зря. Турчин оказался доброжелательным, приветливым человеком. Он не смотрел свысока на нас, молодых тренеров, не кичился своей всемирной славой. Рассказывал, размышлял. Скажу так: «Турчин — это голова!».
— Максимов…
— С этим человеком мы идем в одной связке уже много лет. Владимир Салманович сыграл в моей судьбе огромную роль, как и в судьбе всего российского гандбола. Всеми своими достижениями в гандболе я обязан Максимову — человеку редкого таланта и необыкновенно щедрой души. Не было бы Максимова — не было бы и тренера Трефилова не только с его олимпийским триумфом в Рио, но и всего остального, что мне удалось выиграть. Свое могучее, надежное плечо он многим подставлял.
— Для Трефилова, разумеется, не секрет, что говорит о нем Максимов?
— Какие уж тут секреты, когда мы с ним за все это долгое время не один пуд соли вместе съели…
— А вот это высказывание, появившееся в прессе, тебе знакомо? «У нас похожие биографии, мы много раз оставались у разбитого корыта. Он даже заложил свою квартиру, чтобы обеспечить существование клуба. Так никто ему и не компенсировал…
Евгений Васильевич вспыльчивый, но это не значит, что он — плохой. Трефилов очень добрый человек. Просто иногда хочет себя показать, что он - злой и страшный. Но самое главное — он всегда хочет победить и готов для этого сделать все возможное и невозможное».
— Все правильно Владимир Салманович сказал, подписываюсь под каждым его словом. Такой я и есть на самом деле…
—
— Можно, наверное, и так сказать. Таким родился, таким меня воспитали, и роль гандбола в этом велика: спорт — это мощный воспитательный ресурс… А
Вы бы видели, как эти своенравные дамы из гандбольного оркестра расцеловывали своего сурового дирижера после победного матча в Рио с Норвегией!
— У тебя были глаза на мокром месте?
— Этого никто не видел…
О том, как Трефилов пришел в гандбол, о его первых шагах мог бы рассказать Евгений Орлеанский, его первый тренер, преподаватель физкультуры одной из
Вы только посмотрите, у каких тренеров Трефилов играл: Геннадий Барышев, Валентин Шиян, Виталий Крохин — все выдающиеся специалисты. У каждого из них было чему поучиться, было что взять. И он мотал на ус. Но если нет искры божьей, то и личности не видать. У Трефилова эта искра есть. Поэтому и личность есть…
Трефилов — тренер мирового уровня, таких специалистов на земном шаре немного, и, не сомневаюсь, его хотели бы видеть во многих странах. Только он сам не хочет. И это принципиальная позиция:
«Там, за рубежом, все чужое — язык, люди, нравы, обычаи, привычки… А я русский. Сердцем и душою. Это — моя страна, мой народ. И я категорически против
тренеров-легионеров . Только на родном языке можно донести игрокам свои мысли, свои идеи. Только рязанец будет биться за Рязанскую область, пензюк — за Пензенскую, а кубанец — за Краснодарский край… Может, я постарел ичего-то не понимаю. Но я, родившийся в50-х годах прошлого столетия, человек своего времени, и меня не переделать… Я много раз слышал гимн, но каждый раз, когда звучит его мелодия, мне обязательно хочется выпрямиться, вытянуться в струнку с гордо поднятой головой. Я — россиянин!»
Трефилов убежден, что постичь женскую логику до конца просто невозможно. «После победы над Норвегией они сначала плакали навзрыд, а потом хохотали как сумасшедшие». И все же я рискну предположить, что Евгений Васильевич близок к разгадке женской логики, непредсказуемости своих восхитительных женщин. Иначе откуда столько ошеломляющих побед?! Вся планета видела, как он виртуозно дирижировал в Рио своим многоголосым, неугомонным оркестром…
— Трефилова я в обиду не дам, — сказал после чемпионата Европы в Швеции президент Федерации гандбола России Сергей Шишкарев. И его можно понять. Такой натуральный блондин в мировом гандболе один. Герой нашего времени. Настоящий человек.
— В спорте ты выиграл все, что можно выиграть. О чем твои мечты?
— Мы с женой Татьяной ждем внуков. У нас двое детей, но они
…Ах, эта прядь, такая золотая…
Виктор АНФИНОГЕНОВ.
Фото: sportfm.ru