Анатомия чувств и клевета как метод политтехнологии: «Севильский цирюльник» Алена Маратра

Анатомия чувств и клевета как метод политтехнологии: «Севильский цирюльник» Алена Маратра
В Музыкальном театре начались репетиции оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник» в постановке режиссера Алена Маратра (Франция). Премьера спектакля состоится в марте 2015-го в рамках II Оперного фестиваля «Опера без границ».
Знакомство известного оперного режиссера и педагога, лауреата премии «Золотая маска» и «Золотой софит» Алена Маратра с краснодарским Музыкальным театром состоялось благодаря народной артистке России Ларисе Гергиевой, большому другу нашего театра. Нынешней зимой под руководством Ларисы Абисаловны, художественного руководителя Северо-Осетинского государственного театра оперы и балета и Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, в Краснодаре с большим успехом прошел Оперный фестиваль и I Международный конкурс молодых оперных певцов «Опера без границ». Постановка «Севильского цирюльника» на краснодарской сцене станет продолжением плодотворного сотрудничества Мариинского и Музыкального театров.

Недавно творческая группа из Санкт-Петербурга во главе с Ларисой Гергиевой побывала на спектакле «Травиата» Дж. Верди. Л. А. Гергиева осталась довольна краснодарской труппой, которая неплохо «ложится» на оперу Россини. Она посоветовала артистам учить текст, читать перед сном клавир и пообещала помочь с изучением итальянского языка (опера будет идти на языке оригинала). Художник по костюмам Мирей Десенжи познакомилась с техническими возможностями «Премьеры», вместе с заместителем генерального директора по постановочной части Валентиной Тимохиной составила каталог тканей для костюмов, которые наденут герои будущей оперы. В традициях жанра итальянской буффа спектакль обещает быть очень весёлым и ярким.

Мирей и Ален работают в тандеме уже много лет. В 2005-м их постановка «Путешествие в Реймс» Дж. Россини в Мариинском театре (музыкальный руководитель Валерий Гергиев) была удостоена премии «Золотая маска» (в номинациях «лучший оперный спектакль» и «лучшая режиссерская работа») и премии «Золотой софит» (как лучшая оперная постановка сезона). Параллельно с краснодарской премьерой готовится и премьера «Севильского цирюльника» в Мариинском театре — для Алена эта работа в Мариинке уже четвертая. Вопреки распространенной театральной практике переноса (а проще говоря, клонирования) постановок, спектакль в Краснодаре, как заверяет режиссер, будет кардинально иным.

Пока актеры под руководством режиссера и опытного педагога (в консерватории в Париже Ален ведет курс актерской импровизации) «разминают» материал. Смотреть и слушать маэстро одно удовольствие. Каждый поворот репетиции сопровождается интереснейшими рассказами Алена о жизни Россини и о нравах, царящих в итальянской опере, о различии русской и итальянской версий произведения (в Краснодаре будет идти авторская версия «Цирюльника», где партию Розины исполняет колоратурное меццо-сопрано), об актуальности комедии Бомарше («Читайте Бомарше!»), которая легла в основу либретто Чезаре Стербини.

...Будущий Дон Базилио исполняет знаменитую арию о клевете, словно пробует эту «la сalunnia» — клевету — на вкус. «Вы должны понимать, о чём поёте. В основе клеветы лежит грех», — говорит режиссер. И далее следует театральное по форме и глубокое по содержанию исследование клеветы как явления, от сотворения мира до современных методов политтехнологии. Но спектакль — не о клевете. Он об анатомии чувств. О том, как непросто сохранять искренность к человеку, если людям становится известно о толщине его кошелька...

— Я рад, что мне выпала удача — работать в Краснодаре. Я ставил во Владикавказе оперу Моцарта «Дон Жуан», когда приехала Татьяна Гатова. С подачи Ларисы Гергиевой эта милая женщина предложила мне поставить в Краснодаре «Севильского цирюльника». Я подумал: почему бы и нет?.. Я давно мечтал пожить в России, теперь это стало возможным, — делится впечатлениями Ален Маратр. — Ваши актеры невероятно творческие. Я тронут их азартом, их готовностью к эксперименту. Они умеют слушать и умеют переступить через собственные навыки. А это очень сложно и очень важно для успешной работы.

«Севильский цирюльник» Дж. Россини — одно из самых кассовых произведений мирового оперного театра. В Краснодаре на рубеже тысячелетий опера была поставлена дирижером Фуатом Мансуровым и имела огромный успех. И сегодня давние поклонники театра с теплотой и нежностью вспоминают старого «Севильского цирюльника», который был одной из первых оперных постановок в Краснодаре.

С тех пор многое изменилось. В театр пришли современные постановочные технологии, иной стала и театральная эстетика. Сегодня краснодарский Музыкальный театр имеет обширный оперный репертуар. Оперные спектакли в Краснодаре ставят выдающиеся мастера режиссуры, все произведения идут на языке оригинала. Изменились и оценочные категории. Трогательная наивность, с которой зрители воспринимали первые оперные спектакли, ушла в прошлое. Сегодня маститые театральные критики, которые с удовольствием приезжают в Музыкальный театр на премьеры и фестивали, оценивают оперные спектакли без скидок на провинцию, по гамбургскому счету.

Чем нас удивит «француз из Мариинки»? С нетерпением ждем марта.

Нелли ТЕН-КОВИНА
Фото: www.zoiarozhok.com

Радио «Краснодар»