" />

Чем опасна железная дорога: о трагедиях с детьми на Кубани

Чем опасна железная дорога: о трагедиях с детьми на Кубани
Что движет школьниками, почему их так сильно привлекают железнодорожные пути? Они гуляют по рельсам, бросают в окна проезжающих мимо поездов камни, бегают по крышам вагонов, делают селфи.

Они получают травмы, становятся прикованными к инвалидным креслам, погибают на рельсах. Они не верят словам взрослых, что неосторожность и беспечность на железной дороге может быть опасной, не представляют себе, что на самом деле с ними может произойти, не осознают, как изменится чей-то мир, если с ними что-нибудь случится…

Страшные цифры

Кто виноват во всех несчастных случаях на рельсах: сами дети, родители или, может быть, школа? Неужели ничего нельзя сделать с детским травмированием на путях? На эти и другие вопросы постаралась найти ответы корреспондент «Вольной Кубани», встретившись с начальником отделения организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних УТ МВД России по ЮФО Светланой Рогозьяновой.

В 2016 году под колесами электричек и от ударов током на Кубани пострадали девять детей и подростков, в 2017-м — 15 несовершеннолетних, несколько человек погибли. В этом году трагедия случилась еще с тремя ребятами. Безусловно, в автомобильных авариях получают травмы, порой несовместимые с жизнью, гораздо больше несовершеннолетних, но если посмотреть на это с другой стороны, протяженность железнодорожных путей в крае более 2000 километров, автомобильных дорог — около 30000. А это значит, что простое соотношение преподносит нам неприятный сюрприз.

— Получается, что условно на каждом 133-м километре железной дороги, так же как и на 39-м автомобильном, в прошлом году пострадал ребенок. Отметим, что интенсивность движения железнодорожного транспорта существенно отличается от движения машин на трассе, а география пересечения жилых массивов также уступает. Видим, что проблема травматизма несовершеннолетних действительно актуальна и нуждается в том, чтобы о ней говорили, — отметила майор полиции Светлана Рогозьянова.

Также она привела некоторые другие данные: только за прошедшее время 2018 года 400 детей изъято с участков повышенной опасности, в 2017 году их было около 1600.

Нельзя сказать, что в нашем крае по сравнению с другими плачевные показатели, однако эта беда имеет место быть, и о ней невозможно молчать.

А мне мама разрешила!

Перед тем как искать виноватых, давайте рассмотрим несколько примеров, чтобы понять, где же мог спрятаться корень вышеописанной проблемы.

Не так давно в Сочи произошел весьма поучительный случай необычного «воспитательного» процесса. Предприимчивая мать решила заинтересовать сына, вспомнить, видимо, свое веселое детство и показать чаду, что будет, если под колеса поезда попадет монетка.

Нескучные «уроки» физики на железнодорожной платформе Мамайка быстро прервала охрана РЖД. На место приехали инспекторы по делам несовершеннолетних, провели воспитательную беседу с нарушителями, составили протокол об административном правонарушении. Очень хочется верить, что после этого случая слова специалистов произвели хотя бы какое-то впечатление и на мать и на мальчика.

А в поселке Верхнебаканском родственники одной из школьниц всерьез обеспокоились поведением девочки, когда та после беседы с инспектором по делам несовершеннолетних стала бояться переходить через рельсы в неустановленном месте. Ведь в ее семье всю жизнь игнорировали правила безопасного поведения на железной дороге и теперь начали возмущаться: «Что может случиться? Все мы там ходили, все было в порядке, а теперь ребенку мозги «промыли»…
Другой случай, по которому даже состоялся суд, не менее показателен. В Сочи 16-летний подросток на участке, где интенсивно ходят поезда, в том числе и «Ласточка», перешел девять линий железнодорожного полотна. Его мать заявила, что ему больше негде было пройти. Однако это не соответствовало действительности. Было судебное разбирательство.

— Суд признал действия транспортных полицейских законными, но главное — то, что ребенок жив и здоров и, надеюсь, больше там ходить не будет, — отметила Светлана Рогозьянова.

Или вот не менее жуткая история, которая, к счастью, завершилась благополучно. Матери и семилетнему сыну нужно было перейти через железную дорогу. На рельсах стоял состав, а поблизости не было ни одного безопасного перехода. Женщина, привыкшая перелезать под вагонами, пробралась там сама, а ребенка посадила на сцепку между вагонами.

 В ту самую секунду, когда она оказалась на другой стороне, поезд тронулся, и ребенок уехал вместе с ним. Хорошо, что малыш оказался смышленый и не спрыгнул, а доехал на сцепке до ближайшей станции (20 километров!) и пошагал по рельсам обратно в сторону дома. Однако на станции Пластуновская, куда его привез состав, все соответствующие ведомства были в курсе, и когда мать приехала за сыном, он был в полной безопасности, — поделилась Светлана Рогозьянова.

А ведь в каждой из вышеперечисленных историй все могло завершиться не так хорошо. Однако не станем больше рисовать в своем воображении страшные картины. Их и так предостаточно в реальной жизни.

 Безусловно, во многом все зависит от родителей, а также, конечно, и от надзорных ведомств, и от школы. Но если ребенок берет пример с мамы и папы, видит, как они беспечно относятся к своей безопасности… Это уже совсем другое дело. Инспекторы ПДН не могут уследить за каждым школьником, оградить каждого от необдуманных поступков, здесь нам нужна помощь родителей, — отметила Светлана Рогозьянова.

Смертельный удар

Нельзя сказать, что все пострадавшие на железной дороге дети — из неблагополучных семей или состоят на учете в полиции за какие-то правонарушения.

 Прошлым летом произошел ужасный случай, когда во время казачьих учений в Молькино пострадал 17-летний парень. Он просто забрался на цистерну во время наряда и хотел посмотреть с высоты на красоты природы, пока товарищ говорил по телефону. Как только подросток оказался на крыше, он получил сильнейший удар током, — рассказала о той трагедии инспектор ПДН.

Дело в том, что по проводам над железной дорогой проходит ток мощностью 27500 вольт. Правилами электробезопасности даже самим железнодорожникам запрещено приближаться к проводам ближе двух метров, так как при таком высоком напряжении ток бежит по воздуху вокруг токоведущих частей. Расстояние от крыши вагона до контактной линии менее полуметра. Напряжение также распространяется за пределы проводов, поэтому безопасное расстояние существенно сокращается — до двух метров, а увидеть ток невооруженным взглядом невозможно. Поэтому подростки, которые забираются на крыши вагонов, невероятно рискуют своей жизнью.

— На участке путей, которые мы обслуживаем на Кубани, а это 30 процентов всей Северо-Кавказской железной дороги, от ударов током за прошлый год пострадали девять ребят. Один из них — в Крымске. Тринадцатилетний мальчик очнулся только через полтора месяца после трагедии от сильнейшей боли, когда с ожогов на теле снимали бинты. Сейчас он уже ходит, но долгое время провел в инвалидном кресле, — сообщила Светлана Рогозьянова.

Другая трагедия произошла уже в январе этого года. Десятиклассник с другом забрались на крышу полувагона на станции Ильская. Одному из них чудом удалось не попасть в зону напряжения, другой погиб на месте.

— Провода контактной сети расположены на высоте 5 метров 75 сантиметров от головки рельса, высота полувагона — 3 метра 49 сантиметров. Крышу вагона отделяло от провода 2 метра 26 сантиметров. Подросток попал в зону действия тока и погиб, — рассказала майор.

В свою очередь, высота вагона пассажирского поезда — 5 метров 30 сантиметров, от его крыши до контактной сети всего 45 сантиметров, здесь вероятность встретиться с разрядом увеличивается еще сильнее.

Не менее трагичны истории, когда дети попадают под колеса поездов. Когда машинисты видят их, применяемое экстренное торможение, к сожалению, не может спасти жизнь, так как тормозной путь состава 700–1500 метров.
Печальная статистика пострадавших — не только среди несовершеннолетних. Жертвами на железной дороге становятся и взрослые люди. Только за несколько месяцев этого года пострадали 12 человек, восемь из них погибли от полученных травм.

Что же делать?

Транспортная полиция края ежегодно и комплексно проводит необходимые запланированные мероприятия, чтобы уберечь жителей Кубани от опасности.

— Постоянно идет профилактическая работа с детьми. Мы стараемся привозить их на железную дорогу, чтобы доступно и наглядно объяснить и показать источники опасности. Проводим полезные лекции, интересные уроки и конкурсы. На железнодорожных объектах висят предупреждающие знаки, безопасные места для перехода обозначены. Специфика работы полиции на транспорте такова, что наши подразделения дислоцируются в населенных пунктах, имеющих крупные транспортные развязки, пассажиро- и грузопоток. 

Поэтому сегодня подразделения УТ МВД России по ЮФО сформированы в 15 городах края. Станции и перегоны между ними обслуживают более 30 сотрудников специализированных подразделений по делам несовершеннолетних. За каждым закреплен участок обслуживания протяженностью не менее 60 километров. Естественно, полицейский не может находиться на всем отрезке одновременно и успевать выявлять и передавать родителям всех беспечно забредающих в зону повышенной опасности детей. Это невозможно физически. Только ответственное отношение к безопасности на железной дороге взрослых лиц, подаваемый родителями положительный пример и умение грамотно объяснить, почему гулять на путях и железнодорожных станциях запрещено, может уберечь наших детей от смертельных ошибок, — говорит Светлана Рогозьянова.

Ведь только объясняя, вдумчиво и убедительно рассказывая, находя правильные подходы и занимаясь с детьми, можно сформировать в их неокрепшей психике понимание, чем же все-таки опасна железная дорога и почему не следует выбирать ее местом, не подходящим ни для игр, ни для фотосессий, ни для одиноких прогулок в наушниках.

Анна Андрияненко.
Фото: w-dog.ru

comments powered by HyperComments