" />

Ирина Никитина: Школьную форму нужно оформить, или Кто должен выбирать фасон и цвет

Ирина Никитина: Школьную форму нужно оформить, или Кто должен выбирать фасон и цвет
Законодательство РФ об образовании и краевые нормативные акты обязали все общеобразовательные учреждения еще в прошлом учебном году ввести школьную форму. Это застало многих родителей и руководителей учебных заведений врасплох. За год, так или иначе, в общеобразовательных учреждениях вопрос решен, но не окончательно.
Не так много времени остается до начала очередного учебного года, поэтому проблема остается актуальной.

Как сделать школьную форму элементом культуры и как воспитывать в детях правильное отношение к своему имиджу? Мы обратились за рекомендациями к кандидату педагогических наук Ирине Никитиной, досконально изучившей проблему.

— Ирина Владимировна, действительно ли школьная форма — элемент культуры?

— Чтобы это понять, необходимо вспомнить историю вопроса. В Россию школьная форма пришла в 1834 году из Англии. В дореволюционное время в России гимназическая форма определенных цветов дисциплинировала, сплачивала, создавала ощущение единства коллектива и общего дела. После революции был издан декрет, отменявший ношение школьной формы. Лишь в 1949 году школьная форма стала в СССР единой и обязательной, а купить ее можно было в обычном магазине. Когда в 1992 году школьную форму отменили, школа стала похожа на... дискотеку. Дети приходили одетые так, как им позволял кошелек родителей и воспитание. Спустя время многие образовательные учреждения самостоятельно вернулись к школьной форме, сделав ее обязательным атрибутом учебного процесса. В наши дни появилась элегантная и стильная форма с различными вариантами сочетания элементов одежды для учащихся любого возраста.

— Сегодня форма возвращена школе. Есть в этом что-то новое?

— Законодательство исключает единую школьную форму для всей страны, как в годы советской власти. Каждая школа имеет право выбирать практичную и эстетичную одежду учеников. Теперь возникает другая задача: привить детям вкус к одежде вообще, в том числе и к форменной. Возвращаясь к первому вопросу, отмечу, что ребенка надо приучать к культуре ношения одежды для того, чтобы он четко понимал, что надеть дома, что — в театр, и что для школы. Это позволит с детства воспитать правильное отношение к назначению одежды, а в будущей взрослой жизни легко адаптироваться к требованиям дресс-кода на работе.

— Возвращение формы приветствуют и всячески поддерживают все: и родители, и учителя, и чиновники. Однако не всем школам удалось ввести форму и по сей день. В чем причина?

— Общий вид одежды, ее цвет, фасон определяются советом школы, родительским комитетом, классным, общешкольным родительским собранием, попечительским советом и закрепляется локальным актом. Таким образом, школы во всех регионах России с сентября 2013 года вправе самостоятельно устанавливать вид повседневной, парадной и спортивной одежды для своих учеников. Но именно в самом выборе и кроется проблема. Многие директора и педколлективы столкнулись с родительским непониманием. Я принимала участие в родительских собраниях некоторых образовательных учреждений и своими глазами видела, какую бурю эмоций вызывало обсуждение этого вопроса. Едва ли не каждый родитель предлагал свой вариант формы, что в результате ни к чему хорошему не приводило.

— Кто должен взять бразды правления в решении вопроса выбора формы для школы?

— Школа — очень сложный и тонкий механизм, стиль деятельности которого во многом определяет личность директора. Школьная форма, конечно, должна быть в контексте этого стиля. Директор обсуждает этот вопрос с управляющим советом или родительским комитетом, и коллегиально вырабатывается единое мнение. Принятое решение, закрепленное прилагающимся к Уставу школы локальным актом, выносится на общешкольное родительское собрание.

— Директору школы, имеющему педагогическое образование, а не дизайнерское, да и родителям, наверное, сложно определиться с выбором фасона школьной формы. Как им помочь?

— Выбор школьной формы требует знаний специфики школьной жизни, особенностей отдельных учебных заведений и даже детской психологии. Недавно мне попалась брошюра из обычной британской школы, где четко прописаны все положения о том, какая форма установлена для каждой категории учащихся данного учебного заведения. Там же есть и адреса магазинов, где можно приобрести форму, и цены на нее. Думаю, это хороший пример для нас. А вообще начальный шаг — внести определенный регламент в уставные документы школы.

— Какие факторы вы советуете учитывать директорам и родителям при выборе школьной формы?

— Прежде всего, форма должна иметь сертификат соответствия. Считаю целесообразным вводить в школах либо форму единого образца, либо по трем возрастным категориям: начальная школа, средние классы и старшие. Второй вариант наиболее правильный, поскольку у детей разных возрастов и фигуры разные, а форма должна им полностью соответствовать. При выборе фасона надо понимать, что форма не может быть скучной, и, конечно, должна соответствовать современной моде и нравиться стильным школьникам. Большой популярностью пользуется трикотажная школьная форма. Бесспорно, она наиболее удобна, не стесняет движений, отлично смотрится на любой фигуре, включая полных детей, доставляет меньше хлопот родителям. И, наконец, важнейший фактор — соотношение цены и качества. Погоня за дешевизной может сказаться на здоровье ребенка, о чем я призываю родителей всегда помнить. 


 Евгений РОЖАНСКИЙ 

 Специально для «ВК Пресс»

comments powered by HyperComments
Похожие материалы