" />

Художник-пейзажист Юрий Пономаренко: о странах, о правде своих картин и любви к зиме

Художник-пейзажист Юрий Пономаренко: о странах, о правде своих картин и любви к зиме
В Краснодарской художественной галерее «Сантал» до 3 апреля будет работать интересная персональная юбилейная выставка живописи художника Юрия Пономаренко «Дорожная карта».
На представленных картинах в основном пейзажи и тематические композиции, объединенные темой путешествий: от Байкала до Черногории, от кубанских степей и Кавказских гор до Белого моря.

О детстве

Юрий Пономаренко родился в 1951 году в Ленинграде. Мама пережила блокаду, отец в годы Великой Отечественной войны командовал батареей в Кронштадте. Позже оба отстраивали Питер. С детства полюбив всей душой этот легендарный город, он несет это чувство и по сей день. И сейчас сможет показать не парадный  город, а прелесть старых двориков, домов с черепичными крышами…

Мама — творческий человек всячески поддерживала в сыне тягу к рисованию. А рисовал Юрий с натуры, сколько себя помнит. Семья переехала на Кубань, когда мальчику было пять лет. Детство, юность, учеба в Кубанском государственном университете на художественно-графическом факультете, его окончание в 1973 г. и вся последующая жизненная и творческая биография художника связаны с Кубанью. Еще в школе увлекся горным туризмом, а уже в университете возглавил секцию туризма. Пешком прошел по горным маршрутам Кавказа, от Анапы до Эльбруса.

О тяге к путешествиям

Жажда жизни гонит его из страны в страну, с места на место. Он стремится показать людям не виденное или просто не замеченное ими, прекрасный и многообразный лик Земли. Карта его путешествий простирается почти по всей нашей планете. Легче сказать, где он не был. Он посетил все континенты, многие страны в Европе, был во многих городах США, в сердце Азии, на Дальнем Востоке, в Японии, Индии, Китае. Недавно побывал в Новой Зеландии, Австралии, Португалии. И, конечно, много путешествовал по родной стране, исколесил ее вдоль и поперек.

О простых рыбаках и Байкале


Итогом путешествий становились прекрасные циклы картин. Один из таких — Байкальский период.
Прежде чем писать картину, художник тщательно изучает историю местности, быт, традиции. Чтобы изучить суровый Байкал, несколько месяцев жил с рыбаками в бараках. Сейчас он вспоминает:

— Рыбаки — люди прямолинейные, многие считали мою работу баловством, вообще не профессией. И когда на полотне уже прорисовались знакомые очертания и линии бухт Байкала, гор и скал, однажды один из рыбаков мне из-за спины сказал: «Да, я бы эту картинку повесил у себя дома». Вы не представляете, какая радость появилась у меня в душе. Лучшей похвалы и признания не сыскать!

Сейчас с уверенностью художник может сказать, что знает Байкал и Забайкальский край, его природу. Считает, что любой, кто хоть раз побывает здесь, никогда не забудет сурового очарования этих мест. Словно живые, бьются в ущельях между камней и корней лиственниц бурные реки и ручьи с чистейшей водой. А высоко в горах их питают снежники и ледники, не тающие даже летом! И, конечно, прозрачная жемчужина нашей страны - озеро Байкал. Красивое, загадочное, иногда даже мистическое, и, вместе с тем, коварное.

— Местные верят в то, что озеро Байкал живое и священное, — рассказывает художник. — И правда, если вы там побываете, то почувствуете, что от него исходит особая энергия. Это озеро необыкновенное, поэтому хотелось поделиться с другими этим восприятием.

О любви к зиме

Для Пономаренко, который вырос на теплой и благодатной Кубани, очень важно писать зиму, которая для него всегда была символом России.

— Да, мне ближе зимние пейзажи. В летних проще обмануться, не угадать краску. А мне очень важна натура, ей доверяю больше, чем себе. Кроме того, давно у Пушкина прочел: «Все, что ликует и блестит, рождает скуку и томленье…». Я с ним согласен.

И действительно, пейзажи художника написаны со строгостью ученого-наблюдателя, который словно боится своим личным восприятием исказить объективную его ценность.

Загадочен зимний пейзаж «Перед метелью». Кажется, что все насторожилось перед бурей: тишина, сумрак. В картине нарочитая условность формы, когда невозможно уловить, где кончается снег и начинается небо, когда неразличимы заснеженные ветви деревьев и облака. Только знающий настоящую русскую зиму поверит, что этот зимний пейзаж написан с натуры.

О художнике Стожарове

— Владимир Стожаров — замечательный талантливый художник, имевший свою школу, свою тему в жизни и раскрывший ее для нас. У него была цель в жизни. Срок ему был отмерен небольшой, но он сумел вписать в историю советского искусства интересную, яркую страницу. Это не каждому удается. Путешественник, певец русского Севера, древнерусской архитектуры, всего русского. Его работы глубоко национальны, в них так и пышет истинной любовью к родной земле. Жаль только, что большинство его картин буквально скупили в США частные коллекционеры. Как скупали реализм других художников в 90-е. У нас осталась лишь малая толика его работ.


Юрий Пономарев побывал в городах и селах русского севера, в Коми. Потому что это чрезвычайно интересно, когда на протяжении нескольких десятилетий художники разных поколений проходят одними и теми же маршрутами, а иногда и пишут одни те же сюжеты. Так после Стожарова появилось еще несколько «Важгортских» улиц. Пономарев даже жил в том же доме, где и Стожаров. Сюжет у двух художников один — Важгортская площадь. Но как они отличаются!


Если еще в 60-е годы художник показывает богатство ярмарки, то в нынешние времена — те же деревянные домишки с дымком из труб, даже те же собачки, но пуста площадь, нет на ней ни единого продавца и покупателя…

Где еще хочет побывать художник?

— Моя мечта — Камчатка и Антарктида. Но это очень далеко и дорого. Очень много придется с собой брать помимо профессиональных принадлежностей, которые занимают немало места. Спальный мешок, снедь… это тяжело. Но возможно.

— Какая страна поразила?

— Мексика. Это достаточно бедная страна, но самобытная, с прекрасными традициями. Там живут простые и добрые люди. Китай поразил и разочаровал. Его захватила индустриализация, все, что мы о нем знали как о древнейшей цивилизации, потеряно. Так что, возможно, китайского цикла даже не будет.

И.Васильева

Галерея «Сантал», Коммунаров, 58.
тел./факс. (861) 267-11-57
тел. (861) 267-11-37
Работает в будние дни с 9.00 до 18.00, в выходные до 16.00

comments powered by HyperComments