" />

На Кубани не чиновники, а колясочники проверили доступность среды: что на самом деле

На Кубани не чиновники, а колясочники проверили доступность среды: что на самом деле
По инициативе Общероссийского Народного Фронта сегодня прошли рейды по объектам транспортной инфраструктуры Краснодарского края. "ВК Пресс" принял участие в таком рейде в Новороссийске -  выявлялись недостатки в организации доступной среды для маломобильных граждан.
Новороссийский железнодорожный вокзал проверили активисты городского общества инвалидов.

Начальник вокзала Алексей Бродецкий встретил рейдовую группу: кто-то из проверяющих передвигался на коляске, кто-то с сопровождающими, иные просто с палочкой. Интересовались буквально каждой мелочью в обустройстве доступной среды на вокзале.

- Нас уже проверяли специалисты управления социальной защиты населения администрации Новороссийска, и серьезных недостатков не выявили. А мелкие недочеты мы все устранили, — пояснил Алексей Сергеевич.

Но у тех, для кого создаются условия беспрепятственного доступа ко всем благам вокзала, острых вопросов было куда больше, чем у чиновников. Как подъехать к кассе? Как сдать багаж в камеру хранения? Где припарковать автотранспорт? Как, в конце концов, въехать на коляске в вагон?

Оказалось, предусмотрено многое. Все же кое-какие недочеты маломобильные проверяющие выявили.

- Мне не понравилось, что слишком далеко от центрального выхода из здания вокзала находится съезд к перрону, — высказала претензию Светлана Лунева, инвалид-колясочник.

Именно Светлана, которую сопровождал высокий и сильный мужчина, первой столкнулась и с неудобствами на переезде через железнодорожные пути. Она высказала опасения, что на таком переезде может попросту вывалиться из коляски. Пришлось развернуть ее и перевозить «задним ходом». При этом еще и поддерживать с двух сторон силами волонтеров.

А вот туалет поразил абсолютно всех участников рейда, в том числе и журналистов. Удобный широкий пандус, кнопка вызова, чтобы открыли дверь. И, наконец, сама туалетная комната: просторный зал с удобно расположенной сантехникой с поручнями, душевая кабинка с электронагревателем воды. 

- К маломобильным гражданам мы относим не только колясочников или людей с болезнями опорно-двигательного аппарата, но и мамочек с малолетними детьми, которые тоже могут пользоваться услугами этой комнаты, — разъяснил начальник вокзала.

Но люди, для которых созданы эти условия, были не то, чтобы чересчур придирчивыми, просто заботливыми по отношению к тем, у кого судьба сложилась так же непросто, как и у них.

- Нет поручней в душевой кабинке, — заметила инвалид детства 2 группы Татьяна Лунева.

- По регламенту необходимо оборудовать туалет кнопкой экстренного вызова с переговорным устройством на случай, если инвалиду станет плохо, — заметил руководитель рейдовой группы колясочник Анатолий Быков.

- Сегодня же закупим и установим. Спасибо за подсказку. Как мы сами недоглядели? — согласился Алексей Бродецкий.

Необычный выход из сложной ситуации с организацией свободного доступа к кассам вокзала придумали сотрудники. Дело в том, что окошки касс расположены довольно высоко, колясочникам в них не заглянуть. И переделывать нельзя, поскольку здание железнодорожного вокзала является архитектурным памятником. Что же делать? Вот что. Маломобильный гражданин заблаговременно предупреждает начальника вокзала о своем прибытии для приобретения билета на определенный поезд, и начальник (или его подчиненные) уже к прибытию маломобильного пассажира выписывают в кассе билет для него. Остается только оплатить, опять же через сотрудников вокзала. Иными словами, колясочнику, тем более без сопровождающего, вообще нет необходимости заглядывать в окошко кассы.

Особое восхищение у рейдовой группы вызвал специализированный вагон для людей с ограниченными возможностями здоровья. Экскурсию по нему провел начальник только что поданного к перрону для скорой отправки поезда № 30 «Новороссийск — Москва» Леонид Гурин.

Проводник открыл дверь и нажал кнопку автоматического подъемника. Устройство сначала выдвинулось на расстояние примерно полутора метров, а затем плавно опустилось на платформу перрона. Откинулись поручни, страхующие колясочника от случайного падения. Сопровождающий завез коляску со Светланой Луневой на подъемник. Проводник вновь нажал кнопку, и подъемник пополз вверх, словно лифт, но намного мягче, плавно. Вот и всех дел. Дальше надо всего-то проехать по коридору вагона до специализированного купе. Расположено оно рядом с туалетом (понятно: для удобства инвалида). И коридор там немного расширяется, чтобы можно было свободно маневрировать на коляске. Кстати, в туалете тоже предусмотрены все необходимые удобства для людей с ограничениями по здоровью.

Специализированное купе — отдельная сказка. Во-первых, просторнее, чем даже СВ. Шикарная мягкая нижняя полка.

- Это не полка, а диван, причем ортопедический, — поправляет начальник поезда. — На нем можно отрегулировать высоту для головы и ног.

И верхний ярус — тоже диван — для сопровождающего. Удобно расположенный столик с мягким креслом. А главное — множество приспособлений, которые во многом облегчают поездку для людей с любыми недугами. Так, для слабослышащих предусмотрен большой монитор, на котором можно узнать время и уточнить, занят ли туалет. Слабовидящие могут воспользоваться этим же монитором, нажав тактильные кнопки, расположенные здесь же. Тактильные знаки укажут, какими кнопками пользоваться, в том числе и для регулирования громкости. Над нижним диваном установлена розетка для подзарядки аккумулятора коляски, и на стенке у изголовья — кнопка вызова проводника.

- Да уж, — покачал головой, выходя из купе, инвалид по зрению Валерий Гаврилов. — С таким мне прежде не приходилось сталкиваться. Ездил как-то с мамой в обычном купейном, так натерпелся неудобств. Теперь буду знать, что есть специальные вагоны для таких, как я.

- Нам не раз доводилось перевозить в этом купе ребят, получивших во время войны в Чечне увечья. Они были настолько довольны, что многие говорили, что хотели бы остаться жить в этом купе, — рассказал на прощание Леонид Гурин. И добавил, что однажды ехали в этом вагоне иностранцы. Заглянув в спецкупе, они были настолько поражены увиденным «русским ноу-хау», что решили обязательно перенять его для своей страны.

А вообще, как удалось выяснить, из города-героя ходят еще три таких поезда, в которых есть по одному вагону со специальным купе: № 44 «Новороссийск — Санкт-Петербург», № 126 «Новороссийск — Москва» и № 678 «Новороссийск — Владикавказ».

Напоследок нам еще продемонстрировали мобильный подъемник для колясочников, которым пользуются в тех поездах и вагонах, где нет оборудованного автоматического подъемника.

В целом, по словам руководителя рейда Анатолия Быкова, серьезных недостатков не выявлено, все остались довольны увиденным.

- Самый серьезный недостаток — далеко расположенная от входа в вокзал стоянка для автотранспорта инвалидов, к тому же там нет соответствующего дорожного знака, — подвел итог Анатолий Геннадьевич.

Начальник станции обещал знак поставить. А вот с переносом автостоянки предстоит взаимодействовать с властями города-героя. Ведь территория за пределами вокзала — это муниципальная земля. Так что работа по доведению безбарьерной среды на этом объекте транспортной инфраструктуры еще не окончена.

Евгений РОЖАНСКИЙ.

Специально для «ВК Пресс».

Новороссийск.

Фото автора.

comments powered by HyperComments