На Кубани не чиновники, а колясочники проверили доступность среды: что на самом деле

На Кубани не чиновники, а колясочники проверили доступность среды: что на самом деле
По инициативе Общероссийского Народного Фронта сегодня прошли рейды по объектам транспортной инфраструктуры Краснодарского края. "ВК Пресс" принял участие в таком рейде в Новороссийске -  выявлялись недостатки в организации доступной среды для маломобильных граждан.
Новороссийский железнодорожный вокзал проверили активисты городского общества инвалидов.

Начальник вокзала Алексей Бродецкий встретил рейдовую группу: кто-то из проверяющих передвигался на коляске, кто-то с сопровождающими, иные просто с палочкой. Интересовались буквально каждой мелочью в обустройстве доступной среды на вокзале.

- Нас уже проверяли специалисты управления социальной защиты населения администрации Новороссийска, и серьезных недостатков не выявили. А мелкие недочеты мы все устранили, — пояснил Алексей Сергеевич.

Но у тех, для кого создаются условия беспрепятственного доступа ко всем благам вокзала, острых вопросов было куда больше, чем у чиновников. Как подъехать к кассе? Как сдать багаж в камеру хранения? Где припарковать автотранспорт? Как, в конце концов, въехать на коляске в вагон?

Оказалось, предусмотрено многое. Все же кое-какие недочеты маломобильные проверяющие выявили.

- Мне не понравилось, что слишком далеко от центрального выхода из здания вокзала находится съезд к перрону, — высказала претензию Светлана Лунева, инвалид-колясочник.

Именно Светлана, которую сопровождал высокий и сильный мужчина, первой столкнулась и с неудобствами на переезде через железнодорожные пути. Она высказала опасения, что на таком переезде может попросту вывалиться из коляски. Пришлось развернуть ее и перевозить «задним ходом». При этом еще и поддерживать с двух сторон силами волонтеров.

А вот туалет поразил абсолютно всех участников рейда, в том числе и журналистов. Удобный широкий пандус, кнопка вызова, чтобы открыли дверь. И, наконец, сама туалетная комната: просторный зал с удобно расположенной сантехникой с поручнями, душевая кабинка с электронагревателем воды. 

- К маломобильным гражданам мы относим не только колясочников или людей с болезнями опорно-двигательного аппарата, но и мамочек с малолетними детьми, которые тоже могут пользоваться услугами этой комнаты, — разъяснил начальник вокзала.

Но люди, для которых созданы эти условия, были не то, чтобы чересчур придирчивыми, просто заботливыми по отношению к тем, у кого судьба сложилась так же непросто, как и у них.

- Нет поручней в душевой кабинке, — заметила инвалид детства 2 группы Татьяна Лунева.

- По регламенту необходимо оборудовать туалет кнопкой экстренного вызова с переговорным устройством на случай, если инвалиду станет плохо, — заметил руководитель рейдовой группы колясочник Анатолий Быков.

- Сегодня же закупим и установим. Спасибо за подсказку. Как мы сами недоглядели? — согласился Алексей Бродецкий.

Необычный выход из сложной ситуации с организацией свободного доступа к кассам вокзала придумали сотрудники. Дело в том, что окошки касс расположены довольно высоко, колясочникам в них не заглянуть. И переделывать нельзя, поскольку здание железнодорожного вокзала является архитектурным памятником. Что же делать? Вот что. Маломобильный гражданин заблаговременно предупреждает начальника вокзала о своем прибытии для приобретения билета на определенный поезд, и начальник (или его подчиненные) уже к прибытию маломобильного пассажира выписывают в кассе билет для него. Остается только оплатить, опять же через сотрудников вокзала. Иными словами, колясочнику, тем более без сопровождающего, вообще нет необходимости заглядывать в окошко кассы.

Особое восхищение у рейдовой группы вызвал специализированный вагон для людей с ограниченными возможностями здоровья. Экскурсию по нему провел начальник только что поданного к перрону для скорой отправки поезда № 30 «Новороссийск — Москва» Леонид Гурин.

Проводник открыл дверь и нажал кнопку автоматического подъемника. Устройство сначала выдвинулось на расстояние примерно полутора метров, а затем плавно опустилось на платформу перрона. Откинулись поручни, страхующие колясочника от случайного падения. Сопровождающий завез коляску со Светланой Луневой на подъемник. Проводник вновь нажал кнопку, и подъемник пополз вверх, словно лифт, но намного мягче, плавно. Вот и всех дел. Дальше надо всего-то проехать по коридору вагона до специализированного купе. Расположено оно рядом с туалетом (понятно: для удобства инвалида). И коридор там немного расширяется, чтобы можно было свободно маневрировать на коляске. Кстати, в туалете тоже предусмотрены все необходимые удобства для людей с ограничениями по здоровью.

Специализированное купе — отдельная сказка. Во-первых, просторнее, чем даже СВ. Шикарная мягкая нижняя полка.

- Это не полка, а диван, причем ортопедический, — поправляет начальник поезда. — На нем можно отрегулировать высоту для головы и ног.

И верхний ярус — тоже диван — для сопровождающего. Удобно расположенный столик с мягким креслом. А главное — множество приспособлений, которые во многом облегчают поездку для людей с любыми недугами. Так, для слабослышащих предусмотрен большой монитор, на котором можно узнать время и уточнить, занят ли туалет. Слабовидящие могут воспользоваться этим же монитором, нажав тактильные кнопки, расположенные здесь же. Тактильные знаки укажут, какими кнопками пользоваться, в том числе и для регулирования громкости. Над нижним диваном установлена розетка для подзарядки аккумулятора коляски, и на стенке у изголовья — кнопка вызова проводника.

- Да уж, — покачал головой, выходя из купе, инвалид по зрению Валерий Гаврилов. — С таким мне прежде не приходилось сталкиваться. Ездил как-то с мамой в обычном купейном, так натерпелся неудобств. Теперь буду знать, что есть специальные вагоны для таких, как я.

- Нам не раз доводилось перевозить в этом купе ребят, получивших во время войны в Чечне увечья. Они были настолько довольны, что многие говорили, что хотели бы остаться жить в этом купе, — рассказал на прощание Леонид Гурин. И добавил, что однажды ехали в этом вагоне иностранцы. Заглянув в спецкупе, они были настолько поражены увиденным «русским ноу-хау», что решили обязательно перенять его для своей страны.

А вообще, как удалось выяснить, из города-героя ходят еще три таких поезда, в которых есть по одному вагону со специальным купе: № 44 «Новороссийск — Санкт-Петербург», № 126 «Новороссийск — Москва» и № 678 «Новороссийск — Владикавказ».

Напоследок нам еще продемонстрировали мобильный подъемник для колясочников, которым пользуются в тех поездах и вагонах, где нет оборудованного автоматического подъемника.

В целом, по словам руководителя рейда Анатолия Быкова, серьезных недостатков не выявлено, все остались довольны увиденным.

- Самый серьезный недостаток — далеко расположенная от входа в вокзал стоянка для автотранспорта инвалидов, к тому же там нет соответствующего дорожного знака, — подвел итог Анатолий Геннадьевич.

Начальник станции обещал знак поставить. А вот с переносом автостоянки предстоит взаимодействовать с властями города-героя. Ведь территория за пределами вокзала — это муниципальная земля. Так что работа по доведению безбарьерной среды на этом объекте транспортной инфраструктуры еще не окончена.

Евгений РОЖАНСКИЙ.

Специально для «ВК Пресс».

Новороссийск.

Фото автора.

Радио «Краснодар»