Начало краснодарского метро: подробности о новом трамвае «Витязь»

Начало краснодарского метро: подробности о новом трамвае «Витязь»
Появление в Краснодаре нового трехсекционного трамвая не осталось незамеченным. Даже сейчас, спустя месяц работы в тестовом режиме, «Витязь» приковывает взоры и вызывает восторженные реакции. Что нужно современному краснодарцу? Краснодарцу нужен комфорт и то, что радует глаз. «Витязь» превратился из обыкновенного средства передвижения в магическую емкость для улучшения настроения. Здесь и уютно, и есть за что зацепиться взглядом.
Прежде чем говорить о технических тонкостях и перспективных плоскостях краснодарского транспорта, поделюсь собственными впечатлениями от поездки на этом «выдающемся трамвае». 

Хотелось бы, конечно, назвать новый трамвай «железной гусеницей» или «червяком», потому что его стальное тело, сочлененное гармошками, причудливо изгибается на поворотах, но язык не поворачивается, тем более такое сравнение избито донельзя и не отражает достоинств этого чуда техники. Первое, что бросается в глаза, вернее под ноги, — низкий пол, благодаря которому входишь в салон без особенных усилий, словно в просторный ночной супермаркет. Даже женщины с детскими колясками не нуждаются в помощи со стороны. Пока кто-нибудь сообразит проявить свои мужские качества, глядь, а коляска уже внутри. Даже двери, открываясь, разъезжаются в стороны и при этом никого не давят. Красота! По словам кондуктора, настроение у народа заметно повысилось. Градус позитива стал выше. Люди говорят, что чувствуют себя как в метро. А так как метро в Краснодаре — дело невиданное, все как один снимают на мобильники длинный изгибающийся вагон и, конечно же, делают селфи на стильном современном фоне. 

Кондукторы тоже получили свои плюсы — усталость от работы чувствуется меньше. Сама атмосфера действует на обе стороны исцеляюще. Дружелюбие и улыбки уже правило, а не исключение. К тому же впервые я услышал, когда в трамвае говорят о трамвае. Не о погоде, политике, ценах и отдыхе, а о том, что происходит здесь и сейчас. Слух регулярно выхватывает из разговоров слово «трамвай». В основном это связано с восхищением. 

— Я влюбилась в этот трамвай с первого взгляда, — рассказывает краснодарка Анастасия Булыгина. — Очень рада его появлению. «Витязь» — мой любимчик! Только «Витязь» может сделать наш город лучше и богаче! Есть чем любоваться. Я всегда смотрела на Краснодар критически, иногда даже с деревней сравнивала, но с появлением этого трамвая мое мнение изменилось. Дай Бог, чтобы все сложилось так, как запланировано, заменили весь подвижной состав, сразу вид будет другой и ездить будет приятно и просторно. Сегодня ехала на «Витязе», не хотелось выходить. Так хорошо мне не было ни в одном транспорте, сутками каталась бы на нем. Витязь — лучший! Он нужен Краснодару! 

Конечно, это был не будний день и не час пик, когда в общественном транспорте царит сутолока, но, думаю, даже в людные моменты чувство комфорта и настроение пассажиров «Витязя» намного выше, чем в обычных трамваях. Этот железный богатырь — словно элемент нового уровня жизни, кусочек современного метро, который предвосхищает общее развитие краевой столицы. А вот каким будет будущее общественного транспорта, стало известно из официальных источников. 

В начале апреля, после того как «Витязь» прошел ночную обкатку, его представили широкой публике. Сперва чиновникам, а затем — пассажирам. На торжественном мероприятии, посвященном выходу новой машины на рельсы, присутствовал глава города Владимир Евланов. Кому, как не мэру, знать, что к чему в кубанской столице? 

— В Краснодаре трамвай всегда был одним из самых важных видов общественного транспорта, и именно на него мы делаем основную ставку, — сказал градоначальник. — У нас разветвленная трамвайная сеть, что очень важно, но одной из главных проблем остается изношенный подвижной состав. Я рад, что сегодня парк пополнился новым трамваем отечественного производства, не уступающим европейским аналогам. Уверен, краснодарцы быстро оценят все его возможности. Причем важно, чтобы таких трамваев в нашем городе стало больше, и сегодня для этого есть все возможности. 

Новинку в парке МУП «КТТУ» — трамвай модели 71-931 «Витязь» — Владимиру Евланову представил руководитель компании «Транспортные системы» Феликс Винокур

— Такой вагон вмещает до 320 пассажиров. Он состоит из трех сообщающихся частей, то есть можно свободно пройти из конца в конец трамвая, что отличает его от привычных краснодарцам двухсекционных трамваев из отдельных вагонов. В салоне — уже работающий беспроводной Интернет, камеры видеонаблюдения, — сказал Феликс Винокур. 

Если говорить сухим языком, трамвай 71-931 «Витязь» — низкопольный, приспособлен для перевозки граждан с ограниченными возможностями здоровья, оборудован системой обогрева салона, экономичен в плане потребления электроэнергии. Салон оснащен и системой кондиционирования, что особенно важно при высоких летних температурах. Скорость трамвая — 75 километров в час, срок эксплуатации — 30 лет. 

На самом деле, «Витязь» — это первая ласточка не только обновления трамвайного парка, но и качественной трансформации самого МУП «КТТУ». Со временем оно превратится из обычного перевозчика в трамваепроизводителя, а мы с вами, обычные пассажиры, будем наслаждаться транспортом будущего, произведенным в родных стенах. 

Новые трехсекционные трамваи «Витязь» уже в этом году начнут собирать в Краснодаре. Соглашение о намерениях в присутствии главы города Владимира Евланова подписали директор МУП «КТТУ» Алексей Князев и президент ООО ПК «Транспортные системы» Феликс Винокур.

 — Рад, что это стало возможным. Особенно в условиях сегодняшнего непростого в финансово-экономическом плане времени, — заметил Владимир Евланов. — Основные пути решения существующих проблем определены, и со временем они будут решаться. В том числе это касается развития общественного транспорта Краснодара. Появление в Краснодаре нового трамвая «Витязь» и подписание данного соглашения, которое даст возможность дальнейшего развития «КТТУ», создания нового предприятия, рабочих мест и пополнения нашего парка новыми трамваями, станут лучшим стимулом для развития и роста.

 Реализовывать этот крупный проект собираются на заводе по ремонту подвижного состава МУП «КТТУ». 

— Запуск проекта по крупноузловой сборке в Краснодаре позволит за три-четыре года значительно обновить подвижной состав, создать новые рабочие места, увеличит налоговые отчисления предприятия в бюджет. В перспективе на базе КТТУ можно будет производить современные трамваи для других городов страны, — дальновидно отметил руководитель предприятия Алексей Князев. — Для переоборудования ремонтных цехов с целью запуска производства потребуется около 16 миллионов рублей, и мы планируем потратить их из собственных средств, чтобы приступить к производству трамваев уже в этом году. Предполагается, что сборка первого в Краснодаре «Витязя» завершится в конце 2016 года. 

Как это принято в серьезных делах, процесс производства трамваев будет развиваться поэтапно. Сперва Краснодар возьмет на себя 10 процентов сборки, затем — 25 процентов. В дальнейшем объем работ будет только увеличиваться. В течение двух лет планируется выйти на проектную мощность — до 24 трамваев в год. По словам Феликса Винокура, для реализации данного проекта Краснодар был выбран не случайно. Именно здесь — самая эффективная транспортная система в стране и есть большие перспективы для развития. Ранее представители «Транспортных систем» неоднократно посещали Краснодар, чтобы оценить производственный потенциал МУП «КТТУ», его кадровый состав и возможности роста. Предприятие подтвердило, что столица Кубани обладает мощной производственной базой и необходимыми кадрами.

 — Мы увидели в Краснодаре стратегических партнеров, и для нас важно, чтобы самая эффективная система со временем стала совершенной. Мы хотим, чтобы наши трамваи послужили жителям этого замечательного города, — отметил Феликс Винокур. 

«Витязь» появился в Краснодаре своевременно, и его успешное «клонирование» послужит росту числа пассажиров и, соответственно, доходов предприятия. А это уже — залог продолжения обновления городского электротранспорта и постоянного движения вперед. Отметим, что и по нашим наблюдениям перспективы у Краснодара огромные. Если одно на целый город чудо техники изменило настроение горожан, то что будет дальше, когда по улицам будет носиться целый метрополитен «Витязей»! Ведь, как ни крути, новые трамваи — один из важных шагов навстречу настоящему столичному облику города.
Сергей КОРНИЕНКО.
Фото: krd.ru
Радио «Краснодар»